Сретенский Месяцеслов

Понедельник, 18 апреля
05 апреля ст. ст.

Страстная Седмица. Великий Понедельник.
Пост

Великий Понедельник

Святые дня
Мчч. Агафопода диакона, Феодула чтеца и иже с ними (ок. 303). Перенесение мощей свт. Иова, патриарха Московского и всея Руси (1652). Прп. Пуплия Египетского (IV). Прпп. Феоны, Симеона и Форвина (IV). Прп. Марка Афинского, Фраческого (400). Прп. Платона, исп. Студийского (814). Прп. Феодоры Солунской (892). Сщмч. Алексия пресвитера (1930). Сщмч. Николая пресвитера (1931).
ЕВАНГЕЛЬСКИЕ ЧТЕНИЯ
Утр. - Мф., 84 зач., XXI, 18-43. Лит. - Мф., 98 зач., XXIV, 3-35.

Литургия Преждеосвященных Даров.

ВЕЛИКИЙ ПОНЕДЕЛЬНИК

Каждый день Великой седмицы издревле посвящен Церковью особому воспоминанию и каждый называется Великим. С Великого Понедельника Церковь прославляет «честные страдания Господа, которые, яко же светила совершенна, воссиявают миру. Христос грядет страдать благостью, вся содержа дланию, изволяет простреться на древе, чтобы спасти человека. Страстей Господних начатки настоящий день светлоносит. Приидите празднолюбцы, стретим песнями Создателя, грядущего прияти крест, испытания и раны. Приидите очищенными смыслы сшествуем Ему, и сраспнемся, и умертвимся Его ради житейским сластем».

Созерцая образ уничижения и славы Сына Божия в прообразованиях ветхозаветных и побуждая нас в великие дни Страстной недели преимущественно к целомудренной и благочестивой жизни, Церковь в Великий Понедельник воспоминает целомудренного Иосифа, бывшего прообразом Иисуса Христа.

Любимый сын Иакова Иосиф из зависти продан был своими братьями по плоти; Иисус Христос, возлюбленный Сын Отца Небесного, был предан и осужден на смерть по ненависти и зависти иудеев, своих единоплеменников. Сын Израилев, проданный в Египет, заключается в темницу; осужденный на смерть Сын Божий снисходит в гроб. Непосредственным действием Промысла освобожденный из темницы Иосиф господствует над Египтом; Иисус Христос, по восстании Своем из гроба, приемлет власть над миром. Иосиф во время семилетнего голода питал всех, притекавших к нему за хлебом; Иисус Христос сделался для нас Небесным Хлебом для вечной жизни.

Созерцая невинные страдания Иисуса Христа в прообразованиях ветхозаветных, Церковь в Великий Понедельник приводит на память нам также и бесплодную смоковницу, которая по слову Господа в день настоящего Великого Понедельника иссохла. Вечером того же дня, в который Иисус Христос как царь вошел в Иерусалим, Он удалился из него в Вифанию и там провел ночь. Утром настоящего Великого Понедельника, возвращаясь в город, Иисус Христос взалкал и, увидев близ дороги смоковницу, подошел к ней. Смоковница покрыта была листьями, но на ней плодов не было. Господь сказал: «Да николиже от тебе плода будет во веки», и смоковница тотчас засохла (Мф. 21: 17–22; Мк. 11: 19–26). Высохшая смоковница, по словам Евангелия, была для апостолов знаменательной проповедью о силе веры и молитвы, без которых человек перед Богом духовно мертв. Ибо Господь сказал им: «Аминь глаголю вам, аще имате веру и не усумнитеся, не токмо смоковничное сотворите, но аще и горе сей речете: "Двигнися и верзися в море", – будет. И вся, елика аще воспросите в молитве верующе, приимете» (Мф. 21: 21–22). По изъяснению Церкви, высохшая смоковница знаменует также лицемерное сонмище иудейское, у которого Спаситель не нашел истинного плода, кроме лицемерной сени закона, и эту сень бесплодного сонмища обличил и осудил. Смоковнице подобна и всякая душа, не имущая духовных плодов: кто не имеет истинно добрых дел, освящаемых верою и молитвою, того не защитит от осуждения одна наружность. На зеленеющей бесплодной смоковнице Спаситель показал и то, что Он имеет силу не только благотворить, но и являть правосудие Свое.

Иосифа, бывшего прообразованием Иисуса Христа, и смоковницу, немедленно по слову Христову засохшую, Церковь вспоминает в Великий Понедельник с древних времен. Святитель Иоанн Златоуст в одной из бесед своих на Страстную неделю говорит: «Господь прообразован в Иосифе задолго до того, что имело впоследствии произойти. В Иосифе есть великое подобие Господа. Иосифу сделаны были козни от единокровных. С Иосифа снята была разнотканная одежда; Господь имел одежду – всю истканную, которую воины сняли с Него и разделили. Иосиф оклеветан был, и Господа оклеветали. Иосиф продан был измаильтянам, Господь продан Иудой фарисеям. Иосиф брошен был в пустой ров и вышел из него невредим; Господь, погребенный в новом гробу, воскрес в третий день. Нужно ли еще больше говорить?» У святителя Иоанна Златоуста есть также слово и о высохшей смоковнице. Именно это слово и Уставом Церкви указывается для прочтения при богослужении в Великий Понедельник.

В 6 веке святитель Андрей Критский, в 8 веке преподобные Иоанн Дамаскин и Косьма Маиумский написали многие песнопения для богослужения Православной Церкви в Великий Понедельник, ныне исполняемые в этот день.

На утрене в Великий Понедельник Церковь благовествует о высохшей смоковнице. Во храме Иерусалимском первосвященники и старейшины иудейские, изыскивая случай погубить Иисуса Христа, приступили к Нему и спросили: «Какою властию сия твориши и кто ти даде власть сию?» Но Господь взаимным вопросом «Крещение Иоанново откуду бе: с небеси ли или от человек?» привел их самих в недоумение и притчами своими показал им и народу крайнее их охлаждение к Богу, упорство в исполнении воли Божией, отвержение их от Бога и избрание на место их новых делателей винограда Божия, т. е. Церкви. Предложив притчу о двух сынах, посланных в виноград, из которых один сперва отказался перед отцом своим работать в винограднике, а после, раскаявшись, пошел и исполнил волю отца; другой же, дав отцу обещание возделывать виноград, не пошел, – Иисус Христос последнему уподобил нераскаянных первосвященников и старейшин, которых предваряют в царствии Божием мытари и грешники кающиеся. Другой пророчественной притчей о делателях винограда, внушая первосвященникам и старцам, главнейшим делателям в Церкви Божией, что она непрерывно пребывает на земле и достойные делатели в винограде Божием суть только творящие волю Божию, – Господь явно изобличил их. Изобличил в том, что они суть злые и недостойные виноградари в царстве Божием, первоначально насажденном в народе богоизбранном; ибо, избив пророков – этих слуг, посланных Домовладыкой в виноградник требовать плодов, – они не устыдились убить и возлюбленного Сына Домовладыки Небесного – Сына Божия. Но правосудный Бог предаст злодеев злой смерти, а виноград Свой отдаст другим, достойнейшим делателям (Мф. 21: 18–43).

На Литургии Церковь благовествует пророческими словами Господа о кресте последователей Его до того времени, когда «явится знамение Сына Человеческого на небеси и узрят Сына Человеческого, грядуща на облацех небесных с силою и славою многою». В этом пространном пророчественном ответе на вопросы учеников Своих, что есть знамение Твоего пришествия и кончины века, Иисус Христос изобразил многочисленные бедствия и признаки разрушения Иерусалима и кончины века. Тем самым Он побудил и побуждает верующих среди зол к великодушию, беспристрастию, терпению, молитве и бдению духовному, утешая распространением Евангелия в мире и прекращением бедствий ради избранных (Мф. 24: 9–35)..


Тропарь. Глас 8.
Се, Жених грядет в полунощи,/ и блажен раб, егоже обрящет бдяща,/ недостоин же паки, егоже обрящет унывающа./ Блюди убо, душе моя,/ не сном отяготися,/ да не смерти предана будеши,/ и Царствия вне затворишися,/ но воспряни зовущи:// Свят, Свят, Свят еси, Боже, Богородицею помилуй нас.
Кондак. Глас 8.
Иаков рыдаше Иосифова лишения,/ и доблий седяше на колеснице, яко царь почитаем:/ египтяныни бо тогда сластем не поработав,/ воспрославляшеся от Ведущаго человеческая сердца,// и Посылающаго венец нетленный.