Сретенский Месяцеслов

Вторник, 19 января
06 января ст. ст.

Седмица 33-я по Пятидесятнице. Святое Богоявление. Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Глас 7.
Поста нет.

Крещение Господа Бога и Спаса нашего
Иисуса Христа

Святые дня
Преставление святителя Феофана, Затворника Вышенского (1894).
ЕВАНГЕЛЬСКИЕ ЧТЕНИЯ
Утр. - Мк., 2 зач., I, 9-11. Лит. - Тит., 302 зач., II, 11-14; III, 4-7. Мф., 6 зач., III, 13-17. На освящении воды: 1 Кор., 143 зач. (от полу́), X, 1-4. Мк., 2 зач., I, 9-11.

Литургия св. Иоанна Златоуста. По заамвонной молитве – великое освящение воды.

КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДА БОГА И СПАСА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА (БОГОЯВЛЕНИЕ)

Богоявлением праздник называется потому, что при Крещении Господа явилась миру Пресвятая Троица (ср. Мф. 3: 13–17; Мк. 1: 9–11; Лк. 3: 21–22). Бог Отец глаголал с небес о Сыне, Сын крестился от святого Предтечи Господня Иоанна, и Дух Святой сошел на Сына в виде голубя. С древних времен этот праздник назывался днем Просвещения и праздником Светов, потому что Бог есть Свет и явился просветить «седящих во тме и сени смертней» (Мф. 4: 16) и спасти по благодати падший человеческий род.

В древней Церкви был обычай крестить оглашенных в навечерие Богоявления, так как Крещение и является духовным просвещением людей.

Начало праздника Богоявления восходит к апостольским временам. О нем упоминается в Апостольских постановлениях. От II века сохранилось свидетельство святителя Климента Александрийского о праздновании Крещения Господня и совершаемом пред этим праздником ночном бдении.

В III веке на праздник Богоявления известны беседы при Богослужении святого мученика Ипполита и святого Григория Чудотворца. В последующие столетия – с IV по IX век – все великие отцы Церкви – Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Амвросий Медиоланский, Иоанн Дамаскин ‒ проводили особые беседы о празднике Богоявления. Преподобные Иосиф Студит, Феофан и Византий написали много песнопений на этот праздник, которые поются и сейчас за Богослужением.

Преподобный Иоанн Дамаскин говорил, что Господь крестился не потому, что Сам имел нужду в очищении, но чтобы «водами погребсти человеческий грех», исполнить закон, открыть таинство Святой Троицы и, наконец, освятить «водное естество» и подать нам образ и пример Крещения.

Святая Церковь в празднике Крещения Господня утверждает нашу веру в высочайшую, непостижимую разумом тайну Трех Лиц Единого Бога и научает нас равночестно исповедовать и прославлять Святую Троицу Единосущную и Нераздельную; обличает и разрушает заблуждения древних лжеучителей, пытавшихся мыслью и словом человеческим объять Творца мира.

Церковь показывает необходимость Крещения для верующих во Христа, внушает нам чувство глубокой благодарности к Просветителю и Очистителю нашего греховного естества. Она учит, что наше спасение и очищение от грехов возможно только силою благодати Святого Духа, и потому необходимо достойно хранить эти благодатные дары Святого Крещения для сохранения в чистоте той драгоценной одежды, о которой говорит нам праздник Крещения: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся» (Гал. 3: 27).


Тропарь Крещению Господню. Глас 1.
Во Иордане крещающуся Тебе, Господи,/ Троическое явися поклонение:/ Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе,/ возлюбленнаго Тя Сына именуя,/ и Дух в виде голубине,/ извествоваше словесе утверждение./ Явлейся Христе Боже,// и мир просвещей, слава Тебе.
Кондак Крещению Господню. Глас 4.
Яко Божия любве зерцало,/ во обители Печерстей благодатно просветился еси,/ образ иноческаго жития показуя,/ трудолюбием и послушанием на высоту добродетелей востекл еси./ Тем же, дары Духа Святаго от Господа почтенный,/ чудеса многа щедро источаеши,/ преподобне отче наш Симеоне,// моли спастися душам нашим.
Величание Крещению Господню:
Величаем Тя,/ Живодавче Христе,/ нас ради ныне плотию Крестившагося/ от Иоанна// в водах Иорданских.