Седмица 1-я Великого поста. Глас 8.
Пост
Сорока двух мучеников
амморейских
Мч. 42-х во Амморее Константина, Аетия, Феофила, Феодора, Мелиссена, Каллиста, Васоя и прочих с ними (ок. 845). Прп. Иова, в схиме Иисуса, Анзерского (1720). Прмчч. Конона и сына его Конона (270-275). Обретение Честного креста и гвоздей св. равноапостольной царицею Еленою во Иерусалиме (326). Прп. Аркадия Кипрского (IV). Прп. Фридолина Зекингенского (V-VI). Икон Божией Матери: Ченстоховской, "Благодатное Небо" (XIV) и Шестоковской (XVIII).
На великом повечерии читается Великий канон Андрея Критского (Вторая часть). На великом повечерии читается Великий канон Андрея Критского (Вторая часть).
Во время войны между греческим императором Феофилом (829‒842) и сарацинами последним удалось осадить город Амморею (Галатия). В результате измены военачальника Вадитзиса Амморея пала, а 42 ее защитника-военачальника были захвачены в плен и отправлены в Сирию.
В течение 7 лет томительного заключения пленников тщетно убеждали отказаться от христианской веры и принять ислам. Они упорно отвергли все лестные предложения и мужественно выдержали страшные угрозы. После многих пыток, так и не сломив дух воинов-христиан, их осудили на смерть.
Стойкость святых надеялись поколебать и перед самой казнью. Воину Феодору говорили: «Нам известно, что ты, оставив священный сан, стал воином и проливал кровь. Ты не можешь надеяться на Христа, ‒ признай Магомета». Но мученик уверенно отвечал: «Я не отрекся от Христа, а за то, что оставил священный сан, должен пролить свою кровь».
Приговоренные спокойно и бесстрашно подходили к палачам. Их обезглавили, а тела бросили в реку Евфрат.
В службе прославляются святые страстотерпцы: «всеблаженный» Феодор, «непобедимый» Каллист, «доблий» Константин, «чудный» Феофил и «крепчайший» Васой.
Предатель же Вадитзис не избежал позорной участи: враги знали, что нельзя доверять изменнику, и умертвили его.
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
В службе третьей недели Церковь прославляет Святой Крест и плоды Крестной Смерти Спасителя. Особенностью богослужения этой недели является чин выноса Креста на середину храма для поклонения. Совершается тот же чин, что и на праздники 1/14 августа и Воздвижения. Конец утрени (после великого славословия) служится по тому же чину, что и в праздник Воздвижения Креста Господня. На Литургии вместо «Святый Боже» поется «Кресту Твоему покланяемся, Владыко» и читаются особые Апостол и Евангелие.
Неделя посвящена поклонению Кресту. Было оно установлено в древности для поддержания в середине поста духовных сил верующих. Оно напоминает о том, что именно Крест является главным орудием нашего спасения, что он – символ не только искупительной смерти Христа, но и Его славного Воскресения, открывшего путь в рай всем, кто готов следовать за Христом.
В третью неделю Поста мы празднуем поклонение Честному и Животворящему Кресту вот по какой причине: во время сорокадневного поста мы как бы распинаем себя и испытываем некоторую горечь, печаль и уныние, – нам предлагается Животворящий Крест, освежающий и ободряющий нас. Напоминая нам страдания Христа, он укрепляет и утешает нас. Мы подобны тем, которые проходят долгим и трудным путем; утомленные, они видят прекрасное дерево и садятся отдохнуть в тени его листвы; немного отдохнувши, как будто обновленные, они продолжают свой путь. Так и теперь, в постное время, среди прискорбного пути подвига, святые отцы водрузили подающий прохладу и освежающий нас Живоносный Крест для того, чтобы мы могли мужественно и легко окончить остающийся путь. Или возьмем другой пример: когда приходит царь, то перед ним сперва появляются его знамена и скипетр, а затем и сам царь идет, радуясь и веселясь о победе, и с ним вместе веселятся и его подчиненные. Так же и Господь наш Иисус Христос, Который хочет показать Свою победу над смертью и явиться во славе дня Воскресения, посылает впереди Себя Свой скипетр и царское знамя – Животворящий Крест, – наполняющий нас радостью и приготовляющий, насколько это нам возможно, встретить Самого Царя и восхвалить Его победу. Все это на неделе среди святой Четыредесятницы, т. к. святая Четыредесятница подобна горькому источнику проливаемых слез сокрушения, постного подвига и уныния. Но Христос утешает нас, как странствующих по пустыне, до тех пор, когда Он приведет нас к духовному Иерусалиму своим Воскресением. Крест называется и есть Древо Жизни, которое было посажено посреди рая. Именно поэтому святые отцы водрузили его среди святого Великого поста, напоминая одновременно блаженство Адама и то, как он его лишился, напоминая также, что, вкушая от этого Древа, мы больше не умираем, но оживляемся.
Начало традиции поклонения Кресту Господню было положено во времена первых христиан.
Весеннее празднование в честь Креста Господня появилось почти четырнадцать веков назад. В ходе ирано-византийской войны в 614 году персидский царь Хосрой II осадил и взял Иерусалим, забрав в плен иерусалимского патриарха Захарию и захватив Древо Животворящего Креста, найденное когда-то равноапостольной Еленой. В 626 году Хосрой в союзе с аварами и славянами едва не захватил Константинополь. Чудесным заступничеством Матери Божией столичный город был избавлен от нашествия, а потом ход войны переменился, и в конце концов византийский император Ираклий I праздновал победное окончание 26-летней войны.
Предположительно 6 марта 631 года Животворящий Крест вернулся в Иерусалим. Император собственноручно внес его в город, а вызволенный из плена патриарх Захария радостно шел рядом. С тех пор в Иерусалиме стали праздновать годовщину возвращения Животворящего Креста.
В ту пору продолжительность и строгость Великого поста еще обсуждались, а порядок великопостных служб только формировался. Когда появился обычай переносить праздники, случающиеся во время Великого поста, с будних дней на субботы и воскресенья (чтобы не нарушать строгий настрой будних дней), тогда праздник в честь Креста также сместился и постепенно закрепился за третьим воскресеньем поста.
Как раз с середины поста начиналась интенсивная подготовка тех оглашенных, которые собирались креститься уже на Пасху этого года. И оказалось очень уместным начинать такую подготовку с поклонения Кресту. С Крестопоклонной среды, преполовения Четыредесятницы, на каждой Преждеосвященной Литургии до Великой Среды после ектении об оглашенных будет еще одна ектения – о «готовящихся к просвещению». Как раз в память о тех, кто усердно готовился и собирался в скором времени креститься.
Вынос и поклонение Кресту в неделю Крестопоклонную совершается с той целью, чтобы напомнить христианам о страданиях Спасителя и укрепить их к прохождению трудного поприща поста.
Также образ креста говорит еще о том, что вся наша жизнь – это несение собственного креста и что впереди Страстная седмица, к которой и ведет пост.
Значение Креста Христова для подвизающихся в посте объяснено Церковью в богослужебных песнопениях в многоразличных образах и подобиях. Подобно «сеннолиственному» (дающему густую тень от своих листьев) дереву, доставляющему прохладу и отдых утомленному путнику, Крест Христов, среди подвигов поста, доставляет верующим прохладу и ободрение для довершения труда. Крест Христов как знамение победы над смертью приготовляет нас к радостному прославлению Победителя ада и смерти. Крест Христов сравнивается с древом, усладившим горькие воды Мерры, и с древом жизни, насажденным среди рая (Синаксарь 3 Недели).
Христиане, поклоняющиеся Кресту и лобызающие с духовной радостью и любовью Крест Господень, очищаются от грехов, освящаются, духовно обновляются Божественной благодатью на нем пригвоздившегося Господа, защищаются и укрепляются силою Креста Христова в противоборстве греху и диаволу. Благовестие о Кресте и поклонение ему утешительно напоминают нам о приближающемся светлом празднике Воскресения Христова.