Сретенский Месяцеслов

Вторник, 19 апреля
06 апреля ст. ст.

Страстная Седмица. Великий Вторник.
Пост

Великий Вторник

Преподобного Севастиана,
исповедника Карагандинского

Святые дня
Свт. Евтихия, архиеп. Константинопольского (582). Мчч. Иеремия и Архилия иерея (III). Прп. Платониды Сирской (308). Мчч. 120-ти Персидских (344–347). Свт. Мефодия, архиеп. Моравского (885). Мчч. Петра и Прохора (1918). Сщмч. Иоанна пресвитера (1934). Cщмч. Иакова пресвитера (1943). Прп. Севастиана Карагандинского, исп. (1966).
ЕВАНГЕЛЬСКИЕ ЧТЕНИЯ
Утр. – Мф., 90 зач., XXII, 15 – XXIII, 39. Лит. – Мф., 102 зач., XXIV, 36 – XXVI, 2.

Литургия Преждеосвященных Даров.

ВЕЛИКИЙ ВТОРНИК

Ночь на вторник Иисус Христос провел также в Вифании. Во вторник утром опять пришел во храм Иерусалимский и много учил во храме и вне храма (Мф. 24: 1). Первосвященники и старейшины, слыша притчи Его и понимая, что Он о них говорит, старались схватить Его и убить. Но напасть на Него открыто боялись, потому что народ почитал Его за пророка (Мф. 21: 46), был в восхищении от учения Его (Мк. 11: 18), «послушаше Его в сладость» (Мк. 12: 37).

Из евангельских наставлений, произнесенных Иисусом Христом во вторник, Церковь избрала для назидания верующих в этот день преимущественно притчу о десяти девах, как особенно приличную времени Великой седмицы, в которую нам наиболее должно бодрствовать и молиться.

Притчей о десяти девах начинается синаксарь на Великий Вторник. Церковь внушает всегдашнюю готовность к сретению Небесного Жениха целомудрием, милостыней и неотлагательным совершением прочих благих деяний, изображаемых под именем елея, приготовленного мудрыми девами. «Целомудрие высоко, – говорит Церковь, – но сохраняющий оное да не небрежет и о других добродетелях, паче же о милостыне, которою свеща целомудрия просвещается». Мудрые девы приложили к девству многий и богатый елей милостыни, юродивые же имели одно целомудрие, не имея других добродетелей, а особенно милосердия. В ночь настоящей жизни задремали все и уснули. В полночь раздался крик: «Се, Жених грядет!» Мудрые приготовили светильники свои и вошли с Женихом на брак, и двери затворились. После приходят и юродивые, которые, не имея у себя готового елея, ходили купить его в час пришествия Жениха. «Господи, Господи, – вопиют они, – отверзи нам», но Он отвечает: «Не вем вас». Сообразно с притчей о десяти девах, преимущественно избранной для назидания верующих в Великий Вторник, Церковь и в своих священных песнопениях в этот день побуждает нас к исправлению нашего поведения и к целомудрию, особенно представлением внезапного пришествия Христова судить живых и мертвых.

Евангельскую притчу о десяти девах Церковь приводит на память в назидание нам с древних времен. О ней упоминает в этот день преподобный Исидор Пелусиот, живший в начале 5 века. В 8 веке преподобный Косьма Маиумский написал для Великого Вторника двупеснец, сейчас исполняемый Церковью на утрене в этот день.

На утрене в Великий Вторник Церковь благовествует о злобе первосвященников и старейшин иудейских против Иисуса Христа. Фарисеи совет восприяша, яко да обольстят его словом, во еже предати Его начальству (Лк. 20: 20), не представляя при своем духовном ослеплении, что над ними исполнятся слова пророка: «И паде в яму, юже содела». Итак, притворяясь праведниками, приступают к Иисусу Христу с разными коварными, искусительными вопросами сначала фарисеи, полагавшие, что иудеи, как народ Божий, должны, в отличие от язычников, платить дань только Богу в Его храм; потом иродиане, утверждавшие, что должно платить подать кесарю, от которого Ирод получил свою власть. Фарисеи с иродианами спрашивали Господа, «достойно ли есть дати кинсон кесареви или ни»? Но слышавше Божественный ответ Спасителя, «дивишася: и оставльше его отыдоша». «В тот же день приступили к Нему саддукеи, иже глаголют не быти воскресению мертвых», и спросили Господа о силе супружеского закона ужичества по воскресении мертвых. «И слышавше народи ответ Господа дивляхуся о учении его. Фарисеи слышавше, как посрами саддукеи, собрашася вкупе на Господа и на Христа, и спрашивали: "Кая заповедь больши есть в законе?"» Но Господь своим Божественным ответом и вопросом о Христе «Чий есть Сын?» обличил, посрамил их неведение и упорство и совершенно заградил уста лукавствующих, так что «никтоже можаше отвещати Ему словесе, ниже смеяше кто от того дне вопросити Его».

Видя крайнее огрубение, лицемерие и беззаконие книжников и фарисеев, Иисус Христос произнес на них к народу и ученикам своим сильную обличительную речь, в которой, многократно взывая к ним: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры», называл их людьми, которые глаголют и не творят. Возлагают бремени тяжка на плеща человечески, перстом же своим не хотят двигнути их; вся же дела своя творят, да видими будут; любят преждевозлегания на вечерях, преждеседания на сонмищах, целования на торжищах и зватися от человек: «Учителю! Учителю!» Затворяют Царствие Небесное пред человека и сами не входят; снедают домы вдовиц; преходят море и сушу сотворити единаго пришельца и творят его сына геенны сугубейша себя. Называл Господь их людьми, которые суть вожди слепии и буи, оцеждающии комары, велъблюды же пожирающе; очищающие внешнее, внутри же полни хищения и неправды, лицемерия и беззакония; которые суть змия порождения ехиднова. После этих сильных обличений Господь угрожал Иерусалиму запустением, предсказывая иудеям, как «не имате Мене видети отселе, дондеже речете: "Благословен Грядый во имя Господне"» (Мф. 22: 15; 23: 39). На Литургии в Великий Вторник Церковь продолжает благовествовать проповедь, начатую в Литургийном Евангелии Великого Понедельника. О дне же и часе Второго Пришествия Христова и кончины века «никтоже весть, токмо Отец Мой един». Течение обыкновенных дел не прекратится. «Бдите убо, яко невесте, в кий час Господь ваш приидет… Блажен раб, его же, пришед господин его, обрящет бдяща!»

Свою беседу о днях запустения Иерусалима и кончине мира Господь заключает притчами о десяти девах и о вверенных нам от Бога талантах, в употреблении которых Господь некогда потребует от нас отчета. Поучает Господь сими притчами непрестанному духовному бодрствованию для неопустительного исполнения воли Божией и для постоянных ожиданий внезапного славного пришествия Господа на суд, употребление дарованных нам от Бога сил к славе Его и благу ближних. Упомянув в притчах о последнем Своем пришествии на всеобщий суд, Господь предвозвещает и о том, что Он произнесет этот Страшный Суд над миром. Окончив вся словеса Своя, Господь объявляет ученикам: «Весте, как по двою дню Пасха будет, и Сын Человеческий предан будет на пропятие» (Мф. 24: 36; 26: 2).


ЖИТИЕ ПРЕПОДОБНОГО СЕВАСТИАНА (ФОМИНА), ИСПОВЕДНИКА КАРАГАНДИНСКОГО

Преподобноисповедник Севастиан Карагандинский (в миру Степан Васильевич Фомин) родился 28 октября 1884 года в селе Космодемьянское Орловской губернии, в бедной крестьянской семье. После смерти родителей пятилетний Степан стал жить с семьёй старшего брата. Средний его брат принял постриг в Оптиной пустыни. Степан хорошо окончил трёхклассную приходскую школу, книги ему давал читать приходской священник.

Мальчик был слаб здоровьем, в полевых работах участвовать не мог, а ходил за скотиной, был пастухом. Часто зимой посещал он брата в Оптиной пустыни.

3 января 1909 года Степан был принят в скит Оптиной пустыни келейником к старцу Иосифу, после смерти которого в 1911-м году перешёл под старческое руководство к отцу Нектарию и оставался при нём до 1923 года келейником.

Пострижен Степан был в мантию с именем Севастиан в 1917-м году, когда начиналось время гонения на Церковь Христову.

Оптина, хотя до неё и доходили сведения о готовящихся ограблении её и закрытии, старалась жить мирно и тихо ‒ однако уже 10 (23) января 1918 года Оптина пустынь была закрыта, хотя монастырь и продолжал существовать под видом сельскохозяйственной артели. Многие, особенно молодые, послушники, не выдержав тяжелого труда и суровых требований, покинули Оптину.

Одновременно на её территории был устроен музей. Скитов к этому времени уже не существовало. Все жили практически одним днем. В 1923-м году монастырские службы были полностью прекращены, и власти приступили к выселению монахов. Братские келии сдавались музеем желающим в качестве летних дач. Все это время отец Севастиан находился под духовным окормлением старца Нектария Оптинского.

В 1927-м году монах Севастиан принял священство от епископа Калужского. После кончины старца Нектария в 1928-м году отец Севастиан приехал в город Козлов, где получил назначение в Ильинскую церковь. Там он служил с 1928 по 1933 годы, вплоть до своего ареста.

В этот период он вёл в Козлове борьбу с обновленцами и не оставлял общения с жившей в рассеянии братией Оптиной пустыни.

В феврале 1933 года отца Севастиана арестовали. На допросах батюшка дал прямой ответ: «На все мероприятия советской власти я смотрю как на гнев Божий, и эта власть есть наказание для людей. Такие же взгляды я высказывал среди своих приближенных, а также и среди остальных граждан, с которыми приходилось говорить на эту тему. При этом говорил, что нужно молиться, молиться Богу, а также жить в любви, только тогда мы от этого избавимся. Я мало был доволен соввластью за закрытие церквей, монастырей, так как этим уничтожается Православная вера».

Его приговорили к 7-летней ссылке на лесоповал, несмотря на слабое здоровье и повреждённую левую руку. Но и в ссылке он проводил воскресный день в молитве и беседе. Ночные дежурства батюшка также проводил в молитве, никогда не позволяя себе спать. «В заключении я был, ‒ вспоминал батюшка, ‒ а посты не нарушал. Если дадут какую-нибудь баланду с мясом, я это не ел, менял на лишнюю пайку хлеба».

После освобождения он остался в селе Большая Михайловка под Карагандой и окормлял всех стремящихся к Богу, приходя к ним в дома и совершая требы, хотя разрешение на это со стороны властей не было ‒ «народ в Караганде был верный ‒ не выдадут». Батюшку полюбили и в окрестностях, поверили в силу его молитв. Со всех концов страны стали съезжаться духовные чада старца, всех он принимал с любовью и помогал устроиться на новом месте. Часто старец благословлял приезжавших к нему за духовным окормлением монахинь жить в какую-нибудь семью, что было в духе Оптинских старцев. Такие матушки становились как бы ангелами-хранителями дома.

Лишь в 1955-м году верующие добились официального разрешения властей на регистрацию религиозной общины в Большой Михайловке, так что общими усилиями удалось построить храм, который освятили в честь Рождества Пресвятой Богородицы, хотя и было это в день Вознесения Господня. Священников батюшка подбирал себе сам. Вокруг него собралась монашеская женская община. О его общине архиепископ Петропавловский и Кустанайский Иосиф (Чернов) так говорил: «Батюшка насадил здесь виноград, который потом и слезами вырастил». «Маленькая церковь, от земли не видно, а столп горит до неба».

22 декабря 1957 года, в день празднования иконы Божией Матери «Нечаянная Радость», владыкой Иосифом (Черновым) батюшка был возведён в сан архимандрита и награждён Патриаршей грамотой «За усердное служение Церкви». В 1964-м году, ко дню своего ангела, был награждён архиерейским посохом – награда, примеров не имеющая.

Батюшка сохранял безупречное исполнение церковного Устава, не допуская при Богослужении пропусков или сокращений. Церковные службы были для него неотъемлемым условием его внутренней жизни.

В беседах его любимым образом был святой апостол Иоанн Богослов ‒ он часто призывал паству к почитанию этого Апостола Любви. Отец Севастиан очень почитал святые иконы и говорил, что они даны нам в помощь от темных сил, что есть иконы, особые по славе благодати, есть намоленные веками чудотворные образы, которые, как ручейки, несут от Господа благодать.

Он приводил слова старца Нектария Оптинского о том, что мудрость, разум и рассудительность есть дары Святого Духа, которые приводят к благочестию.

Батюшка обладал тонким юмором и любил пошутить, но всегда доброжелательно. Он не жалел времени на беседу с человеком. Каждый его совет приводил к благополучию.

Власти, видя его авторитет, всячески старались закрыть храм, но это им не удавалось: батюшка, как только они его вызовут, обезоруживал их так, что они совершенно лишались дара слова и после его ухода удивлялись: «Что это за старичок такой, что мы сделать ничего не можем?»

Батюшка всегда и во всём учил полагаться на волю Божия Промысла. Он также любил природу, жалел животных, однажды спас только что родившихся котят.

Людям он помогал своей тайной молитвой. О бесноватых он говорил: «Здесь они потерпят, а там мытарства будут проходить безболезненно... Я не хочу с вас кресты снимать. Здесь вы потерпите, но на Небе большую награду приобретёте».

У батюшки была духовная мудрость, великое терпение. Если кто при нём роптал на ближнего, он скажет: «Я вас всех терплю, а вы одного потерпеть не хотите». Не поладит кто, он волнуется: «Я настоятель, а всех вас слушаю».

Он заботился о спасении каждого, это была его цель. Он просил: «Мирнее живите». Однажды среди беседы о нравах людей батюшка сказал и даже указал: «Вот этих людей нельзя трогать, они, по гордости, не вынесут ни замечания, ни выговора. А других, по их смирению, можно». Очень важное значение он придавал молитвам за усопших, и других призывал: «Молитесь за усопших больше всего. За всё слава Богу! Слава Богу за всё!»

3 (16 н. ст.) апреля 1966 года батюшка принял постриг в схиму от владыки Питирима (Нечаева), прибывшего к нему для совершения пострига.

Впитав в себя традиции и благодатный святоотеческий дух Оптиной пустыни и будучи учеником её великих старцев, перенеся изгнания и заключения в большевистских концлагерях, он, по неисповедимым судьбам Божиим, пронёс своё старческое служение в столице знойных степей центрального Казахстана, многострадальной Караганде.

Скончался отец Севастиан 6 (19 н. ст.) апреля 1966 года – на Радоницу.

Прославлен в 1997-м году как местночтимый святой Алма-Атинской епархии. 22 октября (4 ноября) 1997 года были обретены святые мощи старца Севастиана и перенесены в новый храм Рождества Пресвятой Богородицы в Караганде. Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.

Тропарь. Глас 8.
Се, Жених грядет в полунощи,/ и блажен раб, егоже обрящет бдяща,/ недостоин же паки, егоже обрящет унывающа./ Блюди убо, душе моя,/ не сном отяготися,/ да не смерти предана будеши,/ и Царствия вне затворишися,/ но воспряни зовущи:// Свят, Свят, Свят еси, Боже, Богородицею помилуй нас.
Кондак Великого Вторника. Глас 2.
Час, душе, конца помысливши,/ и посечения смоковницы убоявшися,/ данный тебе талант трудолюбно делай, окаянная,/ бодрствующи и зовущи:// да не пребудем вне чертога Христова.
Ексапостиларий
Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный, и одежды не имам, да вниду вонь: просвети одеяние души моея, Светодавче, и спаси мя.