Сретенский Месяцеслов

Воскресенье, 19 июня
06 июня ст. ст.

Неделя 1-я по Пятидесятнице. Собор всех святых. Глас 8. Заговенье на Петров пост.
Поста нет.

Собор всех святых

Преподобного
Виссариона Египетского

Святые дня
Прп. Виссариона, чудотворца Египетского (IV-V). Прп. Илариона Нового, из обители Далматской (845). Прмцц. дев Архелаи, Феклы и Сосанны (293). Свт. Ионы, еп. Великопермского (1470). Прп. Паисия Угличского (1504). Прп. Ионы Климецкого (1534). Прп. Рафаила исп (1957). Пименовской иконы Божией Матери (принесена в Москву в 1387). Икон Божией Матери: ''Умягчение злых сердец'', ''Нерушимая стена''.

СОБОР ВСЕХ СВЯТЫХ

Собор (Неделя) всех святых – празднование Православной Церкви в честь всех святых в первую Неделю по Пятидесятнице (в восьмую Неделю после Пасхи).

Продолжая собой празднование Пятидесятницы, когда произошло сошествие Святого Духа на апостолов, Собор напоминает о всём множестве святых, которые просияли и которым надлежит просиять благодатью Святого Духа во всем мире от Адама и до Второго Пришествия Христова.

Появление общей церковной памяти всех мучеников, или же всех святых, произошло в Восточной части Римской империи не позднее конца IV – начала V века. Святитель Иоанн Златоуст (IV в.) в «Похвале всем святым, во всем мире пострадавшим» указывает день празднования, аналогичный существующему в настоящее время. Среди песнопений преподобного Ефрема Сирина (IV в.) есть упоминание о праздновании в честь всех святых, совершаемом 13 мая. Позже Студийский, а затем и Иерусалимский Типиконы окончательно помещают праздник в честь всех святых на первую Неделю после Пятидесятницы. Такая последовательность праздников обнаруживает их глубокую связь: святые просияли хоть и в разное время и различными подвигами, но по благодати единого Святого Духа, излившегося на Церковь в день Пятидесятницы.

В годовом богослужебном круге Православной Церкви Неделя всех святых является пограничной. Заканчивается период использования за богослужением песнопений Цветной Триоди и начинается период пения Октоиха. На утрене Недели начинается чтение «столпа» – последовательности 11 воскресных Евангелий, рассказывающих о Воскресении Христовом. В понедельник после Собора начинается чтение на литургии Послания к Римлянам и Евангелия от Матфея (в пасхальный период читались Деяния святых апостолов и Евангелие от Иоанна). В этот же понедельник начинается Петров пост, сменяющий сплошную (то есть без постных среды и пятницы) седмицу по Пятидесятнице.

На вечерне Недели читаются три паремии, содержащие ветхозаветные указания на славу святых: 1) Ис. 43: 9–14 – святые названы свидетелями и благовестниками Божественного спасения. 2) Прем. 3: 1–9 – святые, хоть и уничиженные на земле, прославлены Богом. 3) Прем. 5: 15–6: 3 – святые восторжествуют в день пришествия Господня.

Читающийся на литургии отрывок из Послания к Евреям (Евр. 11: 33–12: 2) прославляет ветхозаветных праведников и называет их «облаком свидетелей», а составное Евангельское чтение (Мф. 10: 32–33, Мф. 10: 37–38, Мф. 19: 27–30) говорит о подвиге святых Божиих избранников.


ЖИТИЕ ПРЕПОДОБНОГО ВИССАРИОНА, ЧУДОТВОРЦА ЕГИПЕТСКОГО

Преподобный Виссарион, чудотворец Египетский, по происхождению египтянин, еще в молодости крестился и вел строгую жизнь, стараясь сохранить данную ему при Крещении благодать. Желая узнать ближе монашескую жизнь, он предпринял путешествие по святым местам, был в Иерусалиме, посетил преподобного Герасима (память 4 марта) в Иорданской пустыне, видел и других пустынников, поучаясь у всех правилам иноческой жизни.

По возвращении он принял постриг и стал учеником преподобного Исидора Пелусиота (память 4 февраля). Святой Виссарион принял на себя обет безмолвия, вкушал пищу один раз в неделю, а иногда оставался без пищи и питья по 40 дней. Был случай, когда преподобный, погрузившись в молитву, стоял неподвижно 40 дней и 40 ночей без пищи и сна.

От Бога преподобный Виссарион получил дар чудотворений: когда его ученику в пути сильно захотелось пить, он усладил горькую воду; по его молитве Господь посылал на землю дождь, он мог, как по суше, переходить реки; одним словом изгонял бесов, но делал это прикровенно, чтобы избежать славы.

Смирение его было так велико, что, когда однажды священник велел одному из насельников скита, впавшему в грех, выйти из храма, вместе с ним вышел и преподобный со словами: «и я грешен». Спал преподобный Виссарион только стоя или сидя. Большую часть жизни святой провел под открытым небом, в молитвенном уединении. Мирно отошел ко Господу, достигнув глубокой старости.


Тропарь Собору всех святых. Глас 4.
Иже во всем мире мученик Твоих,/ яко багряницею и виссоном,/ кровьми Церковь Твоя украсившися,/ теми вопиет Ти Христе Боже:/ людем Твоим щедроты Твоя низпосли,/ мир жительству Твоему даруй,// и душам нашим велию милость.
Кондак Собору всех святых. Глас 8.
Яко начатки естества, Насадителю твари,/ вселенная приносит Ти Господи богоносныя мученики./ Тех молитвами в мире глубоце Церковь Твою,// жительство Твое, Богородицею соблюди Многомилостиве.
Величание Собору всех святых:
Величаем вас/ апостоли, мученицы, пророцы, и вси святии,/ и чтем святую память вашу:/ вы бо молите о нас// Христа Бога нашего.
Тропарь преподобному Виссариону, чудотворцу Египетскому. Глас 8.
В тебе, отче, известно спасеся, еже по образу:/ приим бо крест, последовал еси Христу,/ и дея учил еси презирати убо плоть, преходит бо,/ прилежати же о души, вещи безсмертней.// Тем же и со ангелы срадуется, преподобне Виссарионе, дух твой.
Кондак преподобному Виссариону, чудотворцу Египетскому. Глас 2.
Вышних сил подражав, преподобне,/ образом птиц житие пожил еси,/ временная в забытии положив,/ непрестанным желанием влеком к Небесным добротам Христа Царя,/ дондеже Того достигл еси, Виссарионе,// моли непрестанно о всех нас.
Величание преподобному Виссариону, чудотворцу Египетскому:
Ублажаем тя,/ преподобне отче Виссарионе,/ и чтим святую память твою,/ наставниче монахов// и собеседниче ангелов.