Сретенский Месяцеслов

Суббота, 20 Апреля
07 апреля ст. ст.

Седмица 6-я Великого поста. Лазарева Суббота. Глас 5.
Пост

Лазарева суббота

Преподобный Даниил
Переяславский

Святые дня
Воскрешение праведного Лазаря. Преподобный Георгий исповедник, митрополит Митиленский (после 820). Мученик Каллиопий Помпеопольский (304); мученик Руфин, диакон, мученица Акилина Младшая и с ними 200 воинов (ок. 310); преподобный Серапион Синдонит. Священномученик Аркадий Добронравов, пресвитер (1933); преподобномученица Евдокия Павлова, послушница (1939). Икона Божией Матери: Византийская.
ЕВАНГЕЛЬСКИЕ ЧТЕНИЯ

Евр. XII: 28 – XIII: 8 (зач. 333 от полу'). Ин. XI: 1–45 (зач. 39).
Литургия св. Иоанна Златоуста. Вечером в субботу за всенощным бдением совершается освящение ваий.

ЛАЗАРЕВА СУББОТА)

Лазарева суббота, или Вербная суббота, ‒ это суббота шестой недели Великого поста. Эта неделя еще называется Неделей Ваий («Ваия» ‒ пальмовая ветвь (церк. устар.)), или Вербной неделей. В этот день мы вспоминаем чудо воскрешения праведного Лазаря.

В церковном календаре Лазарева суббота и Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье) празднуются в соседние дни: субботу и воскресенье. Интересно, что богослужебное время не совпадает с историческим: воскрешение Лазаря произошло за месяц или два до Входа Господня в Иерусалим.

Сейчас эти два праздника неразрывно связаны. Они предшествуют событиям Страстной седмицы: предательству Христа Иудой, страданиям, распятию и Воскресению Спасителя.

О воскрешении Лазаря пишет один из четырех евангелистов – апостол Иоанн Богослов.

Перед тем как отправиться в столицу ‒ Иерусалим, Христос пришел в дом своих друзей в Вифании, предместье Иерусалима. В доме жили Марфа, Мария и их брат Лазарь, здесь они не раз принимали Спасителя как самого дорого гостя. Христа привела сюда печальная весть ‒ его друг Лазарь умер.

Еще по пути в дом умершего друга Христос встретил Марфу и спросил ее: «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек. Веришь ли сему?» На что Марфа ответила: «Господи! я верую, что Ты Христос, Сын Божий, грядущий в мир».

Христос очень любил своего друга и, подходя к гробнице, где уже четыре дня покоилось его тело, заплакал. Вместе с учениками Он приблизился к пещере и сказал окружающим его людям, чтобы отвалили камень, закрывающий вход. На что Марфа воскликнула, что брат ее уже «четырехдневный» и смердит. Иисус напомнил ей о беседе по дороге в Вифанию: «Не сказал ли Я тебе, что, если уверуешь, увидишь славу Божию?» И камень отвалили.

Стоя перед открытой гробницей, Спаситель начал молиться: «Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня. Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал [сие] для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня. Сказав это, Он воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон».

После молитвы Христа из пещеры вышел Лазарь, «обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами», с лицом, обвязанным платком. Иисус повелел развязать его. Иоанн Богослов пишет, что, увидев это чудо, многие люди уверовали в то, что Христос ‒ Сын Божий.

И именно с этого дня, видя народную любовь ко Христу, иудейское священноначание испугалось и задумало страшное: «c этого дня положили убить Его».

Церковь почитает воскрешение Лазаря как одно из самых важных, знаковых чудес, совершенных Христом за время Его земного пути. Это символ того, что Господу подвластно все ‒ и жизнь, и смерть человека. Это надежда на то, что всех верующих во Христа и исполняющих Его заповеди ждет воскресение. Это чудо ‒ свидетельство того, что Господь любит каждого из нас.

Лазаря еще называют «Лазарь Четверодневный» и «друг Божий». Как говорит церковное предание, после воскрешения Лазарь прожил еще 30 лет и стал епископом Китийским – служил на острове Кипр, в городе Китионе (сейчас Ларнака).

Как раз в этом городе в 890-м году обрели святые мощи епископа Лазаря. Они лежали в мраморном ковчеге, на котором было написано: «Лазарь Четверодневный, друг Христов». Чуть позже, при императоре Льве Мудром, в 898-м году, мощи Лазаря были перенесены в Константинополь, где были положены в храме во имя Праведного Лазаря. В конце IX ‒ начале X века над могилой Лазаря в Ларнаке была построена церковь Святого Лазаря. В 1972-м году в этом храме была обнаружена мраморная рака с человеческими останками, которые идентифицировали как мощи святого Лазаря, которые, вероятно, не полностью были вывезены в Константинополь.

Церковь Праведного Лазаря построили примерно в 890-м году. Английский консул в Сирии Александр Драмонд, посетивший Кипр в 1745-м году, восторженно писал о здании: «Никогда я не видел ничего подобного!»

Иконостас храма выполнен из дерева, это образец искуснейшей резьбы. В церкви хранится несколько древних византийских икон. Прямо под иконостасом сохранилась маленькая, высеченная в скале церковь, в нее ведут ступеньки с правой части иконостаса. Внутри ‒ два саркофага. В одном из них когда-то был погребен Лазарь.

Сейчас вокруг храма еще можно увидеть некоторые из построек монастыря, который существовал здесь много лет назад. В одной из них сейчас расположен музей. На территории церкви сохранилось также небольшое кладбище. 


ЖИТИЕ ПРЕПОДОБНОГО ДАНИИЛА ПЕРЕЯСЛАВСКОГО

В миру – Димитрий, родился около 1460 года в городе Переяславле Залесском, от благочестивых родителей. С юных лет он обнаружил свою любовь к подвижничеству и подражал подвигам святого Симеона Столпника (память 1/14 сентября). Отрок был отдан на воспитание в Никитский монастырь к своему родственнику игумену Ионе, где полюбил иноческое житие и сам решил стать иноком.

Боясь, как бы родители не помешали исполнению его намерения, он вместе с братом своим Герасимом тайно ушел в монастырь преподобного Пафнутия Боровского (память 1/14 мая). Здесь, приняв иноческое пострижение, преподобный Даниил под руководством опытного старца святого Левкия прожил 10 лет.

Получив опытность в духовной жизни, преподобный возвратился в Переяславль, в Горицкий монастырь, где принял священство. Строгою, богоугодною жизнью и неусыпными трудами святой Даниил обратил на себя всеобщее внимание; к нему стали многие приходить на Исповедь и за духовными советами. Никто не уходил от преподобного Даниила не утешенным.

Особенным подвижническим проявлением любви к ближним стала забота преподобного об умерших нищих, бездомных и безродных людях. Если он слышал о каком-либо человеке, погибшем от разбойников, об утопленнике или замерзшем на дороге, которого некому похоронить, то всячески старался отыскать мертвое тело, относил его на своих руках в скудельницу (место захоронения бездомных), погребал, а после поминал на Божественной литургии.

На месте скудельницы святой построил храм в честь Всех святых, чтобы в нем возносилась молитва об упокоении безвестно умерших христиан. Вокруг него несколько монахов выстроили себе келлии, образовав небольшой монастырь, где в 1525-м году преподобный Даниил стал настоятелем.

Одна из главных заповедей, которую преподал новый настоятель, призывала принимать всех странников, убогих и нищих. Он вразумлял братию и наставлял на путь истины не силою, но кротостью и любовью, всем подавая пример чистой жизни и глубокого смирения.

Много чудес совершилось по молитвам преподобного Даниила: он обратил воду в целебный квас, исцелял братию от болезней; избавлял от опасностей. Во время голода, когда в монастырской житнице оставалось мало хлеба, он отдал его нищей вдове с детьми. И с тех пор, в награду за милосердие преподобного, мука в житнице не оскудевала в продолжение всего голода.

Еще при жизни преподобного авторитет его был настолько высок, что по его просьбе Великий князь Василий III освобождал приговоренных к смертной казни и дважды просил его быть восприемником при Крещении своих детей.

Предчувствуя приближение кончины, преподобный Даниил принял великую схиму. Блаженный старец преставился на 81-м году своей жизни, 7 апреля 1540 года. Нетленные его мощи были обретены в 1625-м году. Господь прославил Своего угодника многочисленными чудесами.


Тропарь в Лазареву субботу. Глас 1.
Общее воскресение/ прежде Твоея страсти уверяя,/ из мертвых воздвигл еси Лазаря Христе Боже./ Тем же и мы яко отроцы победы знамения носяще,/ Тебе победителю смерти вопием:/ осанна в вышних,// благословен Грядый во имя Господне.
Кондак в Лазареву субботу. Глас 2.
Всех радость Христос, истина, свет,/ живот, и мира воскресение,/ сущим на земли явися Своею благостию,/ и бысть образ воскресения,// всем подая божественное оставление.
Тропарь преподобному Даниилу Переяславскому. Глас 3.
От юности, блаженне,/ всего себе Господеви возложив,/ выну повинуяся Богу,/ противяся же диаволу,/ страсти греховныя победил еси,/ тем сам храм Божий быв,/ и обитель красну во славу Пресвятыя Троицы воздвигнув,/ и собранное тобою в ней стадо Христово/ богоугодно упас,/ преставился еси к вечным обителем,/ отче Данииле./ Моли Триипостаснаго во Едином Существе Бога// спастися душам нашим.
Кондак преподобному Даниилу Переяславскому. Глас 1.
От познания себе пришед в познание Бога/ и благочестием к Нему восприим начало чувства внутренняго,/ разум свой пленил в послушание веры;/ тем и, подвигом добрым подвизався,/ достигнул еси в меру возраста совершенна исполнения Христова,/ яко Божие тяжание, Божие здание, делал еси брашно, не гиблющее,/ но брашно, пребывающее в живот вечный./ Да будут единодушно вси насаждение Господне в славу,// моли, блаженне, Единаго Человеколюбца Бога.
Величание преподобному Даниилу Переяславскому:
Ублажаем тя,/ преподобне отче Данииле,/ и чтим святую память твою,/ наставниче монахов и// собеседниче ангелов.