Сретенский Месяцеслов

Среда, 20 апреля
07 апреля ст. ст.

Страстная Седмица. Великая Среда.
Пост

Великая Среда

Преподобного Даниила
Переяславского

Святые дня
Прп. Георгия, исп., митр. Митиленского (после 820). Мч. Каллиопия (304). Мчч. Руфина диакона, Акилины и с ними 200 воинов (ок. 310). Прп. Даниила Переяславского (1540). Прп. Серапиона монаха. Сщмч. Аркадия пресвитера (1933). Прмц. Евдокии (1939).
ЕВАНГЕЛЬСКИЕ ЧТЕНИЯ
Утр. - Ин., 41 зач. (от полу́), XII, 17-50. Лит. - Мф., 108 зач., XXVI, 6-16.

Литургия Преждеосвященных Даров.

ВЕЛИКАЯ СРЕДА

Ночь со вторника на среду Иисус Христос в последний раз перед Своей смертью провел в Вифании. Здесь в дому Симона прокаженного уготована была для Спасителя Вечеря. Жена-грешница, узнав, что Он возлежит в дому фарисеевом, приступила к Нему с алавастровым (алебастровым) сосудом мира драгоценного и возлила Ему на главу в знак своей любви и благоговения к Нему (Лк. 7: 36–50). Ученики Его жалели о трате мира: «Можаше бо сие продано быти вящше трех сот пеняз и датися нищим». Но Иисус Христос запретил смущать жену и похвалил ее: «Дело бо добро содела о Мне. Всегда бо нищия имате с собою, и егда хощете, можете им добро творити. Мене же не всегда имате. Возливши сия миро на тело Мое, на погребение Мя сотвори. Аминь глаголю вам: идеже аще проповедано будет Евангелие сие во всем мире, речется и еже сотвори сия, в память ея». Так, по слову Христову, делом добрым должно считать не одно благотворение ближним нуждающимся, но и посильное выражение любви к Богу и ближним; не одно благотворение ближним, которых видим, но и приношение Самому Богу, Которого не видим, благодатно присутствующему во храмах!

Между тем как Иисус Христос возлежал в дому Симона, первосвященники, книжники и старейшины иудейские, постоянно наблюдая за Господом, собравшись у первосвященника Каиафы, советовались, как бы взять Иисуса Христа хитростью и убить. Но говорили: «Только не в праздник, чтобы не сделалось возмущения в народе». Тогда в беззаконное сборище приходит Иуда Искариот, один из двенадцати учеников Иисуса Христа, и предлагает: «Что ми хощете дати, и аз вам предам Его?» С радостью приняли неправедные судии коварный умысел Иуды, зараженного корыстолюбием, и «поставиша ему тридесят сребреник». «Оттоле неблагодарный ученик искаше удобна времени да предаст» Спасителя мира (Мф. 26: 3–16; Мк. 14: 1–11). Исполняя слова Господа о жене, за два дня до смерти помазавшей Его миром, Православная Церковь в Великую Среду воспоминает преимущественно о ней, жене-грешнице, возлившей миро на главу Спасителя, проповедуя миру, еже сотвори сия, в память ея, и вместе обличает предательство Иудино.

«Се лукавый совет, – плачевно воспевает Церковь в Великую Среду, – воистину собрался неистово: как осужденника осудите горе Сидящего, и Судию всех Бога. Иуда льстец, сребролюбия рачительствуяй, предати Тя, Господи, Сокровище живота, течет к иудеям». Грешница принесла к ногам Христовым главу свою, как говорит и святитель Златоуст, Иуда простер руки к беззаконным; та искала оставления грехов, а сей взять сребреники. Грешница принесла миро для помазания Господа; ученик соглашася с беззаконными. Она радовалась, тратя миро многоценное; этот заботился продать Неоценимого. Она Владыку познавала, а этот от Владыки удалялся. Она освобождалась от греха, а сей делался пленником его.

О жене-грешнице и о предательстве Иудином Церковь воспоминает в Великую Среду с древних времен. В 4 веке святитель Амфилохий, епископ Иконийский, святитель Иоанн Златоуст говорили беседы в Великую Среду о жене-грешнице, помазавшей Иисуса Христа миром. Равно преподобный Исидор Пелусиот упоминает о ней в своем писании и относит ее знаменательное выражение веры и любви к Спасителю к Великой Среде. В 8 веке преподобный Косьма Маиумский, в 9 веке преподобная Кассия сочинили многие стихиры для богослужения в Великую Среду, ныне исполняемые в этот день. Святитель Иоанн Златоуст в 80 беседе своей на Евангелие от Матфея говорит о жене-грешнице: «Эта жена, по-видимому, есть одна и та же у всех евангелистов, но нет. Три евангелиста, мне кажется, говорят об одной и той же; но Иоанн – о другой, некоторой чудной жене – сестре Лазаря. Евангелист не просто упомянул о проказе Симона, но с тем, дабы показать причину, почему жена с дерзновением приступила к Иисусу. Поелику проказа казалась ей болезнию нечистою и гнусною, и между тем она видела, что Иисус исцелил человека и очистил проказу, – иначе не восхотел бы остаться у прокаженного, то она возымела надежду, что Иисус легко очистит и душевную ея нечистоту».

Исполнилось то, что Христос предсказал о жене-грешнице. Куда ни пойдешь во вселенной, везде слышишь, что возвещают об этой жене; хотя она не знаменита и не имела многих свидетелей. Кто же это возвестил и проповедал? Сила Того, Кто предсказал сие. Прошло столько времени, а память об этом происшествии не истребилась; и персы, и индейцы, и скифы, и фракиане, и сарматы, и поколение мавров, и жители Британских островов повествуют о том, что сделала жена-грешница тайно в доме.

Услышьте все сребролюбцы, страждущие Иудиною болезнию, услышьте и берегитесь страсти сребролюбия. Если тот, кто находился со Христом, творил чудеса, пользовался таким учением, низвергся в толикую бездну, оттого что не был свободен от этой болезни, то тем более вы, не слышавшие даже Писания и всегда прикрепляющиеся к настоящему, удобно можете быть уловлены этою страстию, если не будете прилагать непрестанного попечения.

«Как же Иуда сделался предателем, – спросишь ты, – когда он призван Христом?» Бог, призывая к Себе людей, не налагает необходимости и не делает насилия воле тех, кои не желают избрать добродетели, но увещевает, подает советы, все делает, всячески старается, дабы побудить их соделаться добрыми. Ежели же некоторые не желают быть добрыми, Он не принуждает! Господь избрал Иуду в лик апостолов, потому что он первоначально был достоин этого избрания.

На утрене в Великую Среду Церковь благовествует пророческие слова Господа о многоплодной смерти Его, о прославлении Его гласом Бога Отца: «Прииде глас с небесе: "И прославих, и паки прославлю"» – и что Он есть свет мира (Ин. 12: 17–50).

В день предания Господа на страдания и смерть за грехи наши, когда Он простил грехи жене-грешнице, Церковь по совершении часов оканчивает, по древнему обыкновению, чтение молитвы: «Владыко многомилостиве, Господи Иисусе Христе Боже», которой она в течение Великого поста ежедневно, на богослужении повечерия, при преклонении глав и колен предстоящими, ходатайствует пред Богом о даровании нам оставления прегрешений наших. В последний также раз в Великую Среду совершается Литургия Преждеосвященных Даров, на которой Церковь благовествует о жене, помазавшей Господа миром, и о решимости Иуды предать Господа (Мф. 26: 6–16). В Великую Среду прекращаются и великие поклоны, творимые при молитве преподобного Ефрема Сирина: «Господи и Владыко живота моего» и проч. После среды постановлено совершать эту молитву до Великого Пятка только инокам в келиях. Таким образом, молитва преподобного Ефрема Сирина в среду седмицы сырной начинается и в Среду Страстную оканчивается. Обыкновение оканчивать чин великопостного богослужения в Великую Среду есть древнее. О нем упоминает в 4 веке святитель Амвросий Медиоланский.


ЖИТИЕ ПРЕПОДОБНОГО ДАНИИЛА ПЕРЕЯСЛАВСКОГО

В миру – Димитрий, родился около 1460 года в городе Переяславле Залесском, от благочестивых родителей. С юных лет он обнаружил свою любовь к подвижничеству и подражал подвигам святого Симеона Столпника (память 1/14 сентября). Отрок был отдан на воспитание в Никитский монастырь к своему родственнику игумену Ионе, где полюбил иноческое житие и сам решил стать иноком.

Боясь, как бы родители не помешали исполнению его намерения, он вместе с братом своим Герасимом тайно ушел в монастырь преподобного Пафнутия Боровского (память 1/14 мая). Здесь, приняв иноческое пострижение, преподобный Даниил под руководством опытного старца святого Левкия прожил 10 лет.

Получив опытность в духовной жизни, преподобный возвратился в Переяславль, в Горицкий монастырь, где принял священство. Строгою, богоугодною жизнью и неусыпными трудами святой Даниил обратил на себя всеобщее внимание; к нему стали многие приходить на Исповедь и за духовными советами. Никто не уходил от преподобного Даниила не утешенным.

Особенным подвижническим проявлением любви к ближним стала забота преподобного об умерших нищих, бездомных и безродных людях. Если он слышал о каком-либо человеке, погибшем от разбойников, об утопленнике или замерзшем на дороге, которого некому похоронить, то всячески старался отыскать мертвое тело, относил его на своих руках в скудельницу (место захоронения бездомных), погребал, а после поминал на Божественной литургии.

На месте скудельницы святой построил храм в честь Всех святых, чтобы в нем возносилась молитва об упокоении безвестно умерших христиан. Вокруг него несколько монахов выстроили себе келлии, образовав небольшой монастырь, где в 1525-м году преподобный Даниил стал настоятелем.

Одна из главных заповедей, которую преподал новый настоятель, призывала принимать всех странников, убогих и нищих. Он вразумлял братию и наставлял на путь истины не силою, но кротостью и любовью, всем подавая пример чистой жизни и глубокого смирения.

Много чудес совершилось по молитвам преподобного Даниила: он обратил воду в целебный квас, исцелял братию от болезней; избавлял от опасностей. Во время голода, когда в монастырской житнице оставалось мало хлеба, он отдал его нищей вдове с детьми. И с тех пор, в награду за милосердие преподобного, мука в житнице не оскудевала в продолжение всего голода.

Еще при жизни преподобного авторитет его был настолько высок, что по его просьбе Великий князь Василий III освобождал приговоренных к смертной казни и дважды просил его быть восприемником при Крещении своих детей.

Предчувствуя приближение кончины, преподобный Даниил принял великую схиму. Блаженный старец преставился на 81-м году своей жизни, 7 апреля 1540 года. Нетленные его мощи были обретены в 1625-м году. Господь прославил Своего угодника многочисленными чудесами.


Тропарь на Великую Среду. Глас 8.
Се, Жених грядет в полунощи,/ и блажен раб, его же обрящет бдяща,/ недостоин же паки, его же обрящет унывающа./ Блюди бо, душе моя,/ не сном отяготися,/ да не смерти предана будеши/ и Царствия вне затворишися,/ но воспряни зовущи:/ Свят, Свят, Свят еси, Боже,/ Богородицею помилуй нас.
Кондак на Великую Среду. Глас 4.
Паче блудницы, Блаже, беззаконновав,/ слез тучи никакоже Тебе принесох;/ но молчанием моляся припадаю Ти,/ любовию облобызая пречистеи Твои нозе,/ яко да оставление мне, яко Владыка подаси долгов,/ зовущу Ти, Спасе:// от скверных дел моих избави мя.
Тропарь преподобному Даниилу Переяславскому. Глас 3.
От юности, блаженне,/ всего себе Господеви возложив,/ выну повинуяся Богу,/ противяся же диаволу,/ страсти греховныя победил еси,/ тем сам храм Божий быв,/ и обитель красну во славу Пресвятыя Троицы воздвигнув,/ и собранное тобою в ней стадо Христово/ богоугодно упас,/ преставился еси к вечным обителем,/ отче Данииле./ Моли Триипостаснаго во Едином Существе Бога// спастися душам нашим.
Кондак преподобному Даниилу Переяславскому. Глас 1.
От познания себе пришед в познание Бога/ и благочестием к Нему восприим начало чувства внутренняго,/ разум свой пленил в послушание веры;/ тем и, подвигом добрым подвизався,/ достигнул еси в меру возраста совершенна исполнения Христова,/ яко Божие тяжание, Божие здание, делал еси брашно, не гиблющее,/ но брашно, пребывающее в живот вечный./ Да будут единодушно вси насаждение Господне в славу,// моли, блаженне, Единаго Человеколюбца Бога.
Величание преподобному Даниилу Переяславскому:
Ублажаем тя,/ преподобне отче Данииле,/ и чтим святую память твою,/ наставниче монахов и// собеседниче ангелов.