Седмица 4-я по Пасхе. Глас 3.
Поста нет.
Преподобный
Нил Сорский
Деян. X: 1–16 (зач. 24). Ин. VI: 56–69 (зач. 24). Креста: 1 Кор. I: 18–24 (зач. 125). Ин. XIX: 6–11, 13–20, 25–28, 30–35¹, (зач. 60).
¹ Если совершается полиелейная служба прп. Нила Сорского, то на утрене читается Мф. XI: 27–30, а на литургии – чтения дня и преподобного: Гал. V: 22 – VI:2. Лк. VI: 17–23.
ЖИТИЕ ПРЕПОДОБНОГО НИЛА СОРСКОГО
Преподобный Нил Сорский, великий подвижник Русской Церкви, происходил из рода бояр Майковых. Иночество принял в обители преподобного Кирилла Белозерского. Здесь он пользовался советами благочестивого старца Паисия Ярославова, впоследствии игумена Троице-Сергиевой лавры.
Преподобный много путешествовал по Востоку, изучая монашескую жизнь в Палестине и на Афоне. Возвратясь на Русь, он удалился на реку Сору в Вологодской земле, поставил келлию и часовню, где вскоре возникла обитель с новым в то время у нас скитским Уставом, заимствованным преподобным Нилом на Афоне.
По завету преподобного Нила, иноки должны были питаться трудом рук своих, милостыню принимать только в крайней нужде, избегать вещелюбия и роскоши даже в церкви; женщины в скит не допускались, монахам не разрешалось выходить из скита ни под каким предлогом, владение вотчинами отрицалось.
Расселившись вокруг небольшой церкви в честь Сретения Господня в лесу, в отдельных келлиях по одному, по два и не более трех человек, скитники накануне воскресных и других праздничных дней собирались на сутки к богослужению, причем всенощная, на которой за каждой кафизмой предлагались два-три чтения из святоотеческих творений, продолжалась всю ночь. В прочие дни каждый молился и трудился в своей келлии. Главным подвигом иноков была борьба со своими помыслами и страстями, в результате чего в душе рождается мир, в уме ‒ ясность, в сердце ‒ сокрушение и любовь.
В своих письменных трудах ‒ «Предание учеником своим, хотящим жити в пустыне» и «Уставе» ‒ преподобный Нил подробно излагает ступени этого спасительного мысленного делания. Первая ступень ‒ отречение от мира, в частности, всяких мирских развлечений; вторая ‒ непрестанная молитва, сопровождаемая памятью о смерти.
В своей жизни святой подвижник отличался крайней нестяжательностью и трудолюбием. Он сам выкопал пруд и колодезь, вода которого имела целительную силу.
За святость жизни старца Нила глубоко почитали современные ему русские иерархи. Преподобный участвовал на Соборах 1490 и 1503 годов. Избегая почестей и славы мира сего, он перед своей кончиной завещал ученикам бросить тело его на съедение зверям и птицам или похоронить без всяких почестей на месте его подвига.
Скончался святой на 76-м году жизни 7 мая 1508 года. Мощи его, погребенные в основанной им обители, прославились множеством чудотворений. Русская Церковь причислила его к лику святых.