Сретенский Месяцеслов

Воскресенье, 21 января
08 января ст. ст.

Седмица 33-я по Пятидесятнице. Глас 8.
Поста нет.

Преподобного
Георгия Хозевита

Преподобной
Домники

Святые дня
Попразднство Богоявления. Священноисповедник Емилиан, епископ Кизический (IX); преподобный Григорий, чудотворец Печерский, в Ближних пещерах (1093); преподобный Григорий, затворник Печерский, в Дальних пещерах (XIII–XIV); священномученик Исидор Юрьевский (Дерптский), пресвитер, и с ним 72, в Юрьеве Лифляндском пострадавшие (1472). Преподобный Паисий Угличский, игумен (1504); священномученик Картерий Кесарийский (Каппадокийский), пресвитер (304); священномученик Феофил, диакон, и мученица Елладия (IV); мученик Иулиан, игумен, Келсий, Антоний, Анастасий, мученица Василисса, игумения, и Марионилла, семь отроков и 20 воинов (313); преподобный Илия Египетский (IV); мученик Або Тбилисский (786) (Груз.). Священномученик Виктор Усов, пресвитер (1937); священномученики Димитрий Плышевский, Владимир Пастернацкий, пресвитеры, преподобномученик Пафнутий (Костин), иеромонах, мученик Михаил Новоселов (1938); священномученик Василий Архангельский, пресвитер (1939); мученик Иоанн Малышев (1940); священноисповедник Михаил Розов, пресвитер (1941).
ЕВАНГЕЛЬСКИЕ ЧТЕНИЯ
Утр. – Ев. 11-е, Ин., 67 зач., XXI, 15–25. Лит. – Недели по Богоявлении: Еф., 224 зач. (от полу), IV, 7–13. Мф., 8 зач., IV, 12–17.
ЖИТИЕ ПРЕПОДОБНОГО ГЕОРГИЯ ХОЗЕВИТА

Преподобный Георгий родился на Кипре, в семье, отличавшейся благочестием. Старший брат его Ираклид еще при жизни родителей ушел в святой град Иерусалим, затем удалился в Иорданскую долину и поселился в Каламонской лавре, приняв иночество. Святой Георгий оставался с родителями до их смерти.

Когда родители умерли, попечение о нём принял родственник, который так полюбил его, что хотел выдать за него свою единородную дочь. Но святой, тяготясь мирскою суетою, не желал сожительства с женою и скрылся у другого родственника, монастырского игумена. О местонахождении Георгия стало известно покинутому им родственнику, который пришел к игумену и стал требовать, чтобы тот возвратил ему отрока.

Узнав об этом, Георгий тайно покинул монастырь и, сев на отплывавший корабль, отправился с Кипра в святой град Иерусалим. Поклонившись святым местам, он пришел к своему брату в лавру Каламон. Тот же, видя его еще молодым и безбородым, по заповедям святых отцов, не захотел держать его в лавре, пока он не обрастет бородою, но привел в обитель Пресвятой Владычицы, называемую Хузива и передал тамошнему игумену.

Здесь святой Георгий был облечен в иноческий образ и вступил на путь подвижничества. Трудясь во славу Божию и для спасения своей души, он особенно упражнялся в смирении и послушании. Бог прославил Своего угодника даром чудотворения. Братия удивлялась, видя совершенство и дерзновение к Богу в новоначальном, и святой, опасаясь обольщений пустой славы мира сего, тайно вышел из обители и снова прибыл к своему брату в лавру.

Поселившись в ней, он занял вместе с братом так называемую Старую Церковь, и здесь они пребывали в полном согласии, молитве, богомыслии и пустыннических трудах. Братья не приготовляли себе горячей пищи, за исключением тех случаев, когда к ним приходил кто-либо.

Святой Георгий отличался великим милосердием – однажды он отказался рубить неплодоносную пальму, и по его молитве со следующего года пальма стала приносить обильные и прекрасные плоды. В другой раз, когда один Иерихонский землевладелец тайно принес в монастырь своего умершего сына, святой Георгий побудил брата встать вместе на молитву, и Бог воскресил дитя в ответ на их воздыхания.

По прошествии некоторого времени Ираклид скончался, достигнув семидесятилетнего возраста. Авва Георгий, доблестно подражая жизни и трудам своего брата, вскоре сподобился рукоположения в диаконский сан.

Между тем отошел ко Господу лаврский игумен. Произошло великое разделение и несогласие по поводу избрания нового настоятеля. Святой Георгий, не терпя смуты, со скорбью удалился из Каламона и снова поселился в Хузивской обители, в отдельной келлии, которую дал ему игумен монастыря.

Подвизаясь на прежнем месте своей отшельнической жизни, преподобный Георгий не приобретал ни вина, ни елея, ни хлеба, ни одежды, но, обходя кучи мусора, собирал тряпки и, сшивая их, делал себе одежду. Из этих же тряпок была устроена и его постель. Обитавших в обители иноков он просил сберегать ему за неделю остатки от стола отцов и пришельцев, будут ли то овощи, или плоды, или даже кости. Потом он толок все это в каменной ступе, делал шарики и сушил на солнце. Эти шарики он и употреблял в пищу, вместе с водою, ‒ через два или три дня.

Кроме того, старец просил, чтобы братия не пекли без него хлебов, ибо он веровал, что занимающимся этим делом инокам будет великая награда на Небесах, так как в Палестине было в обычае издерживать излишек хлеба на странников, приходивших поклониться тамошним великим святыням. В хлебнице, предпочтительно пред другими работами, преподобный Георгий топил печь. Это занятие особенно тягостно в тех местах в летнее время, когда от сильного зноя тают даже свечи на церковных подсвечниках. Но преподобный Георгий, не смотря ни на какой зной, неустанно работал в хлебнице каждый день раз, разогревая печь и приготовляя хлебы. Неустанным трудам Георгия все удивлялись и называли его «железным».

Когда случилось нашествие персов на Святую Землю в 614 году, Георгий на время оставил Хузивскую лавру и скрылся в Каламоне. По миновании опасности, старец возвратился обратно. Здесь он снова предался подвижническим трудам и в то же время поучал всех, приходящих послушать его богомудрых речей.

Благочестиво пожив и угодив Богу, преподобный Георгий был призван в небесные обители в 625 году, достигнув глубокой старости. Перед своей кончиной святой Георгий послал за своим учеником Антонием, чтобы проститься с ним, но тот в это время был занят послушанием и скорбел, что не успеет проститься со своим аввой. Тогда преподобный, узнав об этом духом, просил передать, чтобы Антоний исполнял послушание, обещая подождать его. Когда около полуночи ученик пришел к умирающему старцу, тот был еще жив. Преподобный с любовью благословил ученика, после чего отошел ко Господу.

В 631 году Антоний составил жизнеописание святого, которое дошло до нас. Сам Хузивский монастырь теперь называется монастырем преподобного Георгия Хозевита, а его мощи покоятся в монастырском храме во имя святых Иоанна и Георгия Хозевитов.


ЖИТИЕ ПРЕПОДОБНОЙ ДОМНИКИ КОНСТАНТИНОПОЛЬСКОЙ

Преподобная Домника была язычницей и прибыла из Карфагена в Константинополь вместе с четырьмя спутницами при святом царе Феодосии Великом. Здесь они приняли Крещение от Патриарха Нектария, который благословил их принять монашество. Строгими и продолжительными подвигами Домника взошла на высоту духовного совершенства. Святая исцеляла больных, являла силу над стихиями, предсказывала будущее. Своими чудесами она обращала жителей столицы к заботам о вечной жизни, о душе. Украшенная добродетелями, преподобная отошла из жизни непорочной девой в глубокой старости.

Тропарь преподобному Георгию Хозевиту. Глас 8.
В тебе, отче, известно спасеся еже по образу: / приим бо Крест, последовал еси Христу, / и дея учил еси презирати убо плоть, преходит бо, / прилежати же о души, вещи безсмертней, / тем же и со ангелы срадуется, преподобне Георгие, дух твой.
Кондак преподобному Георгию Хозевиту. Глас 4.
Явился еси светило пресветлое, Георгие,/ озаряя Божественными зарями верно зовущия ти:/ моли о нас Владыку Христа,/ явльшагося во струях// и просвещшаго земнородныя.
Величание преподобному Георгию Хозевиту:
Ублажаем тя,/ преподобне отче Георгие,/ и чтим святую память твою,/ наставниче монахов// и собеседниче ангелов.
Тропарь преподобной Домники Константинопольской. Глас 8.
В тебе, мати, известно спасеся еже по образу, / приимши бо Крест, последовала еси Христу, / и деющи учила еси презирати убо плоть, преходит бо, / прилежати же о души, вещи безсмертней, / темже и со ангелы срадуется, преподобная Домника, дух твой
Кондак преподобной Домники Константинопольской. Глас 2.
За любовь Господню, преподобная, / покоя желание возненавидела еси, / пощением дух твой просветивши: / крепко бо звери победила еси; / но молитвами твоими / противных шатание разори.
Величание преподобной Домники Константинопольской:
Ублажаем тя,/ преподобная мати Домнико,/ и чтим святую память твою,/ ты бо молиши о нас// Христа Бога нашего.