Сретенский Месяцеслов

Четверг, 21 апреля
08 апреля ст. ст.

Страстная Седмица. Великий Четверг. Воспоминание Тайной Вечери.
Пост

Великий Четверг

Святителя Нифонта,
епископа Новгородского

Святые дня
Апп. от 70 Иродиона, Агава, Асинкрита, Руфа, Флегонта, Ерма и иже с ними (I). Мч. Павсилипа (ок. 117-138). Свт. Келестина, папы Римского (432). Свт. Нифонта, еп. Новгородского (1156). Прп. Руфа, затворника Печерского (XIV). Сщмч. Сергия пресвитера (1933).
ЕВАНГЕЛЬСКИЕ ЧТЕНИЯ
Утр. - Лк., 108 зач. (от полу́), XXII, 1-39. Лит. - 1 Кор., 149 зач., XI, 23-32. Ев. составное: Мф., 107 зач., XXVI, 1-20. Ин., 44 зач., XIII, 3-17. Мф., 108 зач. (от полу́), XXVI, 21-39. Лк., 109 зач., XXII, 43-45. Мф., 108 зач., XXVI, 40 - XXVII, 2. На умовении ног: Ин., 44 зач., XIII, 1-11. По умовении ног: Ин., 45 зач., XIII, 12-17.

Литургия св. Василия Великого.. Обычно в четверг вечером совершается утреня Великого Пятка с чтением 12-ти Евангелий Святых Страстей Господа нашего Иисуса Христа.

ВЕЛИКИЙ ЧЕТВЕРТОК

Среди дней Страстной седмицы Великий Четверг занимает особое место. В этот день Церковь вспоминает Тайную Вечерю Господа Иисуса Христа с Его учениками – апостолами. На Тайной Вечере Спасителем было установлено главное Таинство нашей веры – таинство Евхаристии, или Причащения, во время которого все верующие под видом хлеба и вина вкушают истинные Тело и Кровь Христовы.

Без Причащения, учит Святая Церковь, нет истинной христианской жизни, так как в этом Таинстве происходит самое полное, предельно возможное на земле благодатное соединение человека с Богом.

Тайная Вечеря была совершена Христом за день до празднования ветхозаветной пасхи. Евреи совершали этот праздник в память о чудесном исходе из Египта, где они находились в рабстве в течение четырехсот лет.

Как и многие другие события ветхозаветной истории, праздник иудейской пасхи имел прооразовательное значение. Он готовил людей к принятию истинной Пасхи, истинного спасения от рабства греху и смерти. Такое спасение должен был принести людям Сын Божий – Новозаветный Пасхальный Агнец, закланный за грехи мира. Так велико и глубоко было падение людей, что только Сам Бог, добровольно приняв на Себя падшую человеческую природу, мог спасти человека.

В день опресноков, когда по закону ветхозаветному должно было заклать и вкушать пасхального агнца и когда «прииде час, да прейдет Спаситель от мира сего к Отцу» (Ин. 13: 1). Иисус Христос, пришедший исполнить закон, послал своих учеников Петра и Иоанна в Иерусалим приготовить пасху, которую, как сень законную, имел Он заменить Пасхой новой – самим Телом и Кровью Своей. По наступлении вечера Господь пришел с двенадцатью Своими учениками в велию постлану горницу одного иерусалимлянина (Мк. 14: 12–17) и возлег. Внушая, что в Царстве Божием, которое не от мира этого, не земное величие и слава, но любовь, смирение и чистота духа отличают истинных членов, Господь, восстав от Вечери, умыл ноги своим ученикам. Умыв ноги и возлегши опять, Господь сказал ученикам: «Весте ли, что сотворих вам? Аще убо Аз умых ваши нозе Господь и Учитель, и вы должны есте друг другу умывати нозе. Образ бо дах вам, да якоже Аз сотворих вам, и вы творите». «Господь касался ног апостольских, – говорит преподобный Нил, подвижник и писатель 5 века, – дабы укрепить земные и слабые ноги, имевшие пройти всю подсолнечную. Великий Врач брался за пяту, на которую вначале изречен был суд, дабы не дать воздействовать яду духовного змия. Посему пята, укрепленная прикосновением рук Господних, попрала сатану, некогда соблазнившего прародителей. Почему Господь Иисус Христос и говорил: "Се, даю вам власть наступати на змию, на скорпию и на всю силу вражию" (Лк. 10: 19). А пророк Исайя сказал: "Коль красны ноги благовествующих мир, благовествующих благая" (Ис. 52: 7). Апостолы Христовы, прошед весь мир, действительно всюду попирали силу вражию».

Церковь не только словесно воспоминает омовение ног апостольских, но и по примеру Господа и Учителя совершает при богослужении в Четверток особенный обряд священного умовения ног пресвитеров святителем, по Литургии, при чтении Евангелия об омовении ног. Это евангельское действие, величественно проповедующее высоту христианского смирения, сохраняется в Православной Церкви с древних времен. Поскольку Сам Господь заповедал апостолам творить омовение ног так же, как Он сотворил, то нет сомнения, что оно началось при апостолах, первых и ревностнейших исполнителях заповедей Господних. На обряд омовения ног в 4 веке указывает блаженный Августин. В день омовения ног древле омывались также оглашенные, всенародно засвидетельствовавшие перед епископом или пресвитером веру свою прочтением Символа веры наизусть и готовившиеся принять таинственное омовение Крещением в ночь перед Святой Пасхой.

По омовении ног Иисус Христос совершил пасху сначала по закону Моисееву, потом установил и Пасху новую – великое таинство Святейшей Евхаристии. Установление таинства Святого Причащения есть второе событие, которое Православная Церковь воспоминает в Великий Четверток.

Таинство Святого Причащения, установленное Господом перед Его страданиями и смертью, с первых времен до сих пор непрерывно совершается на многочисленных престолах Церкви Вселенской по заповеди Иисуса Христа: «Сие творите в Мое воспоминание». Как Моисей сказал: «Сие да будет памятно для вас вечно» (Исх. 12: 14), так и Христос глаголал: «Сие творите в Мое воспоминание до того времени, как Я приду». Сколь многие ныне говорят: «Желал бы я видеть лице Христа, образ, одежду!» Вот ты видишь Его, прикасаешься к Нему, вкушаешь Его. Если иудеи вкушали агнца с готовностью, стоя и имея сапоги на ногах и жезлы в руках, то гораздо более тебе должно бодрствовать. Ибо не малое предлежит наказание тем, которые недостойно приобщаются. Сколь же чист должен быть тот, кто наслаждается бескровной жертвой? Сколь чище всех лучей солнечных должны быть – рука, раздробляющая плоть Христову, уста, наполняемые духовным огнем, язык, обагряемый страшною кровью! Помысли, какой чести ты удостоен? Какой наслаждаешься трапезой? На что с трепетом взирают ангелы по причине сияния, отсюда исходящего, тем мы питаемся, с тем сообщаемся и делаемся одним телом со Христом. Какой пастырь питает овец собственными членами? Но что я говорю: «Пастырь»?! Часто бывают такие матери, которые новорожденных младенцев отдают другим кормилицам. Но Христос не потерпел сего. Он питает нас собственною Кровью и чрез сие соединяет нас с Собою. С каждым верующим Он соединяется посредством Тайн и Сам питает тех, которых родил, а не поручает кому-либо другому; и сим опять уверяет тебя в том, что Он принял твою плоть.

Мы занимаем место служителей, а освящает и претворяет дары Сам Христос. Да не будет здесь ни одного Иуды, ни одного сребролюбца. Если кто не ученик Христов, тот да удалится. Трапеза не допускает тех, которые не из числа учеников. Ибо Христос говорит: «Сотворю Пасху со ученики Моими» (Мф. 26: 18). «Немалое наказание ожидает вас, –говорит святитель Иоанн Златоуст, обращаясь к священнослужителям, – если вы, признавши кого-либо нечестивым, позволите причаститься сей трапезы. Кровь Его взыщется от рук ваших. Хотя бы кто по неразумию пришел для причащения, воспрети ему, не убойся. Убойся Бога, а не человека: если убоишься человека, то от Бога будешь уничижен, а если убоишься Бога, то и от людей будешь почитаем. Если ты сам не смеешь, то приведи ко мне, я не позволю сию дерзость. Скорее предам душу свою, нежели причащу Крови Господней недостойного, скорее пролью собственную кровь, нежели причащу столь страшной Крови того, кого не должно».

На Вечере Господь определенно предрек ученикам, что один из них предаст Его и это именно тот, кому Господь подаст кусок хлеба, обмакнув в солило, и, обмакнув, подал Иуде Искариотскому. По хлебе вошел в него сатана; и предатель тотчас удалился от Христа и Церкви Его. Была уже ночь (Ин. 13: 1–30). Прекратив спор апостолов о первенстве, которое между ними должно состоять не в господстве и обладании, но болий в них да будет, яко мний: и старей, яко служай, и предсказав апостолам общее искушение, а Петру троекратное отречение от Христа и свое явление им по воскресении в Галилее, Господь вошел с ними в сад Гефсиманский, на гору Елеонскую (Лк. 22: 24–28; Мф. 26: 30–35). Здесь начались Его страдания, сначала душевные, а потом и телесные. Предначиная Свои страдания, Господь сказал ученикам: «Сидите ту, дондеже шед помолюся тамо», и, взяв с Собою Петра, Иакова и Иоанна, бывших свидетелями славы Его во время преображения, начал ужасатися и тужити: «Прискорбна душа Моя до смерти». «Будите зде и бдите», – говорил ученикам своим Богочеловек. Отойдя от них на вержение камене, Он преклонил главу и колена и молился до кровавого пота, как Человек, чувствуя чашу страданий и совершенно предаваясь воле Бога Отца. Иисусу Христу явился ангел с небес и укреплял Его. Во время молитвы Своей Господь троекратно подходил к ученикам своим и говорил им: «Бдите и молитеся, да не внидете в напасть, дух бо бодр, плот же немощна». Но ученики не могли молитвенно бдеть с Господом: «беста бо им очи отяготене».

Гефсиманская молитва Иисуса Христа наставляет нас, что среди искушений и скорбей молитва подает нам высокое и святое утешение и укрепляет готовность встретить и перенести самые страдания и смерть. Могущество молитвы, утешающей и укрепляющей, Господь поучительно показал и Своим примером перед Своими страданиями и смертью и в то же время внушениями скорбевшим апостолам: «Бдите и молитеся, да не внидите в напасть, дух бо бодр, плоть же немощна».

Около полуночи приходит в сад предатель со множеством вооруженного народа, присланного от первосвященников и старейшин. Господь Сам идет к ним навстречу и словами: «Аз семь», которыми Он давал им знать о Себе, повергает их на землю и потом смиренно допускает предателя поцеловать и взять Себя на страдания и смерть (Мф. 26: 36–56; Мк. 14: 32–46; Лк. 22: 38–53). Так Господь, являвший в продолжение земной Своей жизни Божественное всемогущество и власть над законами естества, словом «Аз есмь» повергший на землю предателя с народом, имевший во власти своей легионы ангелов, но пришедший принести Себя в жертву за грехи мира, добровольно и смиренно предает Самого Себя в руки грешников!

Наконец, и предательство на страдания, и смерть Иисуса Христа Церковь воспоминает в Великий Четверток.

На утрене в Великий Четверток Церковь благовествует о Тайной Вечере Господа с учениками (Лк. 22: 1–39). На первом часе произносит пророчество Иеремии о его страданиях и в лице его о страданиях Спасителя (Иер. 11: 18–23; 12: 1–6). На Литургии святителя Василия Великого благовествует словами евангелистов (Мф. 26: 2–20; Ин. 13: 3–17; Мф. 26: 21–39; Лк. 22: 43–45; Мф. 26: 40–27: 2) о событиях Великой Среды, Великого Четверга и частью Великой Пятницы, а именно о страданиях у первосвященников Анны и Каиафы.

По традиции в Русской Православной Церкви Ее Предстоятель, Святейший Патриарх Московский и всея Руси, освящает в Великий Четверг миро – оливковое масло с примесью разных ароматов, – которое варится в первые дни Страстной седмицы. Освященное миро рассылается по епархиям и приходам. Святое миро используется в таинстве Миропомазания. Оно совершается над человеком один раз в жизни сразу после таинства Крещения, через Миропомазание новокрещенный обретает полноту даров благодати Святого Духа.


ЖИТИЕ СВЯТИТЕЛЯ НИФОНТА ПЕЧЕРСКОГО, ЕПИСКОПА НОВГОРОДСКОГО

Святитель Нифонт, архиепископ Новгородский, уроженец Киева, принял монашеский постриг в Киево-Печерском монастыре, при игумене Тимофее. Своей подвижнической жизнью в посте и молитве Нифонт снискал себе великую славу богомудрого и преданного служителя Божия.

В 1113-м году, когда епископ Новгородский Стефан после 20-летних архипастырских трудов оставил кафедру и удалился на безмолвие в монастырь, по изволению Божию и единодушному решению новгородцев, на эту кафедру был возведен преподобный Нифонт, епископская хиротония которого состоялась в Киеве.

Одной из первых забот святителя Нифонта стало прекращение междоусобных браней и водворение мира между русскими князьями. В 1135-м году ему удалось прекратить казавшееся неминуемым столкновение между Киевом, Черниговом и Новгородом. Его святительские слова, обращенные к соперничавшим князьям, неоднократно способствовали утверждению мира и в дальнейшем.

Святитель Нифонт уделял большое внимание церковному строительству, содействовал украшению старых и возведению новых храмов. Вскоре после его возведения на епископскую кафедру был заложен в центре Новгорода белокаменный храм в честь Пресвятой Богородицы, а знаменитый новгородский храм Софии Премудрости Божией благоукрашен иконами, и крыша храма покрыта оловом.

В 1156-м году святителем Нифонтом была основана Спасо-Мирожская обитель в пойме двух рек – Великой и Мирожи, с соборным храмом в честь Преображения Господня, сооруженным несколько ранее. По приглашению суздальского князя Юрия он освящал церковь Богоматери в Суздале.

Будучи строгим блюстителем церковных правил, святитель Нифонт не побоялся гнева новгородского князя Святослава Ольговича и отказался благословить его на противозаконный брак. Когда же князь был все-таки венчан неподвластными Новгородскому епископу иереями, святитель Нифонт публично осудил Святослава в законопреступлении.

Твердость и верность церковным канонам святитель проявил и в 1147-м году, когда, по кончине митрополита Киевского Михаила, на кафедру митрополита был возведен Климент, избранный без необходимого в то время благословения Константинопольского Патриарха, по своевольному решению Великого князя Киевского Изяслава Мстиславича. На созванном Великим князем архиерейском Соборе, в котором участвовали преосвященные иерархи Онуфрий Черниговский, Феодор Белгородский, Евфимий Переяславский, Дамиан Юрьевский, Феодор Владимирский, Мануил Смоленский, Иоаким Туровский и Косма Полоцкий, святитель Нифонт решительно выступил против незаконного волеизъявления Изяслава Мстиславича и предупредил епископов о неотвратимости Божией кары за отступление от церковных правил.

Несмотря на то, что бесстрашному иерарху удалось склонить на свою сторону пятерых из участвовавших в Соборе епископов, Киевскую кафедру занял митрополит Климент. Ожесточившись на святителя Нифонта за отказ служить вместе с ним Божественную литургию, митрополит Киевский пожаловался на него Великому князю Изяславу, который распорядился не отпускать святителя в Новгородскую епархию и заточить его в Киево-Печерский монастырь. Это решение святитель Нифонт принял со смирением, благодаря Господа за возможность вернуться «к безмолвному своему житию со святыми».

После того как Великий князь Изяслав Мстиславич был низвержен с Киевского престола князем Георгием Мономаховичем, святитель Нифонт вновь получил в управление Новгородскую епархию. Действия епископа в защиту патриарших прав были вознаграждены: новый Патриарх Константинопольский Николай IV направил святителю одобрительную патриаршую грамоту, в которой сравнивал его с первыми святыми отцами, твердо стоявшими на защите Православия.

В 1156-м году, узнав о прибытии в Киев нового митрополита Константина, получившего посвящение и назначение на Киевскую кафедру в Константинополе, епископ Нифонт принял решение отправиться в Киев, чтобы приветствовать законно избранного митрополита и одновременно поклониться чудотворной Киево-Печерской иконе Божией Матери и святым мощам преподобного Феодосия Печерского.

В Киеве святитель остановился в Печерском монастыре, где за три дня до постигшей его болезни удостоился чудного видения; во сне ему явился преподобный Феодосий со свитком в руке, на котором было написано: «Се аз и дети, яже ми дал есть Бог» (Ис. 8: 18). Благодаря этому явлению преподобного святитель Нифонт воспринял болезнь как милость Божию и, перенося ее со смирением и радостью, отошел с миром ко Господу в субботу Светлой седмицы, на тринадцатый день после начала болезни.

Святитель Нифонт был погребен в Киево-Печерском монастыре, в пещере преподобного Феодосия. Впоследствии его святые мощи были перенесены в Антониевы пещеры.

Святитель Нифонт является автором нескольких житий Киево-Печерских угодников, ему приписывается продолжение Несторовой летописи после Сильвестра, с 1116 по 1157 годы.


Тропарь. Глас 8.
Егда славнии ученицы/ на умовении вечери просвещахуся,/ тогда Иуда злочестивый,/ сребролюбием недуговав, омрачашеся,/ и беззаконным судиям Тебе, Праведнаго Судию, предает./ Виждь, имений рачителю,/ сих ради удавление употребивша!/ Бежи несытыя души,/ Учителю таковая дерзнувшия.// Иже о всех Благий, Господи, слава Тебе.
Кондак. Глас 2.
Хлеб прием в руце предатель,/ сокровенно тыя простирает,/ и приемлет цену Создавшаго Своима рукама человека,// и неисправлен пребысть Иуда, раб и льстец.
Ексапостиларий:
Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный, и одежды не имам, да вниду вонь: просвети одеяние души моея, Светодавче, и спаси мя.