Сретенский Месяцеслов

Воскресенье, 22 мая
09 мая ст. ст.

Неделя 5-я по Пасхе, о самаряныне. Глас 4.
Поста нет.

Неделя 5-я по Пасхе,
о самаряныне

Перенесение мощей
святителя Николая

Святые дня
Прор. Исаии (VIII до Р.Х.). Мч. Христофора (ок. 250). Прп. Шио Мгвимского (VI) (Груз.). Перенесение мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бар (1087). Прп. Иосифа Оптинского (1911). Сщмч. Димитрия пресвитера (1938). Сщмч. Василия пресвитера (1939).

НЕДЕЛЯ 5-Я ПО ПАСХЕ, О САМАРЯНЫНЕ

Природа человека так устроена, что с самого своего рождения и до самой смерти, он постоянно нуждается в пище, в воде и еде. Сначала младенец пьет молоко своей матери, потом начинает принимать более грубую пищу, и взрослый человек большую часть своей жизни ест твердую пищу, которую добывает в поте лица своего и пьет воду, так необходимую ему для жизни. Здоровый, крепкий человек может прожить без пищи, по некоторым оценкам, около недели и даже больше, без воды – меньше, около трех дней в нашем климате. А на юге, в пустыне, на Ближнем Востоке за несколько часов человек может умереть от жажды, из здорового крепкого человека превратится в труп.

Главной заботой человечества во всю его историю было обеспечение жизни, борьба за воду и хлеб. Не так давно возникли целые учения, которые объясняли пути развития человечества. Все объяснялось наличием или отсутствием еды, воды, полезных ископаемых. Работали целые научные институты это объяснявшие, а огромные империи существовали, опираясь на это учение. Люди говорили, что если будет много молока и мяса, чугуна и стали, хорошая медицина, тогда все будут счастливы и почти что вечно и радостно будут жить на земле. Так думали миллионы людей, и это учение, которое господствовало и в нашем отечестве, не новое, оно уже появлялось в мировой истории, в разных цивилизациях.

Но сегодня Господь нам говорит совсем о другом. Он говорит о живой воде, текущей в жизнь вечную (см.: Ин. 4: 14). Люди много заботятся о материальном, но это не приносит им никакого счастья. Более того, мы видим примеры того, как забота о материальном, вкладывание в это всех своих сил, талантов, способностей приводит к разочарованию, к падению целых государств, народов, к их исчезновению, их позору и гибели. Потому что люди забывают самое главное, о чем говорит сегодня нам Господь.

Так же две тысячи лет назад люди жили и около Иерусалима и в других землях, и попечением их была вода и еда. И вдруг появляется Учитель, Который полностью отвергает их представление о смысле жизни, о силах, сохраняющих жизнь человека и о том, что нужно по-настоящему для человека, его души и для соединения его с Творцом.

Источник воды, текущей в жизнь вечную предлагает нам всем Господь. Только прийти и пить из него. Только верою и любовью принять этот Источник и сохранить Его незамутненным в своей душе и сердце. Тот, кто будет пить из этого Источника, из того потекут воды жизни. Каждый из нас напоив свою душу благодатью Святого Духа, любви Божией, становится источником этой Божественной благодати для всех окружающих.

Вот какая сила и какая любовь Господа нашего Иисуса Христа обращена к нам, лишь бы мы, получив этот дар, не замутнили его, не осквернили своими грехами.

Диалог между Христом и самарянкой – диалог между Христом и каждым из нас. По жизни своей, по делам веры мы ближе к самарянам, а не к народу избранному. К людям, которые что-то знают о Боге, но исказили это понятие, живут в своих грехах, привычках, обычаях и думают, что так служат Богу. Но нет, этого мало, чтобы принять в полноте Божественную благодать и чтобы стать источником воды, текущей в жизнь вечную (см.: Ин. 4: 5–26).

О пище тоже говорит нам сегодня Господь. Пища Его в том, чтобы исполнять волю пославшего Его Отца (см.: Ин. 4: 34). И для каждого из нас, христианина, это и есть основание нашей жизни. Если мы будем заботиться только о материальном, то мы умрем духовно. Мы видим, какой страшный разлад вокруг нас, среди христиан. Смерть гуляет и духовная, и телесная, потому что мы умираем от голода, не питаясь этим хлебом, не исполняя волю пославшего нас Отца. Всех нас Господь посылает в мир благовествовать любовь, истину и Дух Святой в Истине и в духе, чтобы поклонялись люди Творцу.

Аминь.

Иеромонах Игнатий (Шестаков)


ПЕРЕНЕСЕНИЕ МОЩЕЙ СВЯТИТЕЛЯ И ЧУДОТВОРЦА НИКОЛАЯ ИЗ МИР ЛИКИЙСКИХ В БАРИ

В XI веке Греческая империя переживала тяжелое время. Турки опустошали ее владения в Малой Азии, разоряли города и сёла, убивая их жителей, и сопровождали свои жестокости осквернением святых храмов, мощей, икон и книг. Мусульмане покушались уничтожить мощи святителя Николая, глубоко чтимого всем христианским миром.

В 792-м году калиф Аарон Аль-Рашид послал начальника флота Хумейда разграбить остров Родос. Опустошив этот остров, Хумейд отправился в Миры Ликийские с намерением взломать гробницу святителя Николая. Но вместо нее он взломал другую, стоявшую рядом с гробницей святителя. Едва святотатцы успели это сделать, как на море поднялась страшная буря, и почти все суда были разбиты.

Осквернение святынь возмущало не только восточных, но и западных христиан. Особенно опасались за мощи святителя Николая христиане в Италии, среди которых было много греков. Жители города Бари, расположенного на берегу Адриатического моря, решили спасти мощи святителя Николая.

В 1087-м году барские и венецианские купцы отправились в Антиохию для торговли. И те и другие предполагали на обратном пути взять мощи святителя Николая и перевезти их в Италию. В этом намерении жители Бари опередили венецианцев и первыми высадились в Мирах. Вперед были посланы два человека, которые, вернувшись, сообщили, что в городе все тихо, а в церкви, где покоится величайшая святыня, они встретили только четырех монахов.

Тотчас 47 человек, вооружившись, отправились в храм святителя Николая, монахи-сторожа, ничего не подозревая, указали им помост, под которым была скрыта гробница святого, где, по обычаю, чужестранцев помазывали миром от мощей святителя. Монах рассказал при этом о явлении накануне святителя Николая одному старцу. В этом видении святитель приказывал бережнее хранить его мощи. Рассказ этот воодушевил барян; они увидели для себя в этом явлении соизволение и как бы указание святого.

Чтобы облегчить свои действия, они открыли монахам свои намерения и предложили им выкуп – 300 золотых монет. Сторожа отказались от денег и хотели оповестить жителей об угрожавшем им несчастье. Но пришельцы связали их и поставили у дверей своих сторожей. Они разбили церковный помост, под которым стояла гробница с мощами.

В этом деле особенным усердием отличался юноша Матфей, желавший как можно быстрее обнаружить мощи святителя. В нетерпении он разбил крышку, и баряне увидели, что саркофаг наполнен благоуханным святым миром. Соотечественники барян, пресвитеры Лупп и Дрого, совершили литию, после которой тот же Матфей стал извлекать из переполненного миром саркофага мощи святителя. Это происходило 20 апреля 1087 года.

Ввиду отсутствия ковчега, пресвитер Дрого завернул мощи в верхнюю одежду и в сопровождении барян перенес их на корабль. Освобожденные монахи сообщили городу печальную весть о похищении иностранцами мощей Чудотворца. Толпы народа собрались на берегу, но было уже поздно...

8 мая корабли прибыли в Бари, и скоро радостная весть облетела весь город. На следующий день, 9 мая, мощи святителя Николая торжественно перенесли в церковь святого Стефана, находившуюся неподалеку от моря. Торжество перенесения святыни сопровождалось многочисленными чудотворными исцелениями больных, что возбуждало еще большее благоговение к великому угоднику Божию. Через год была построена церковь во имя святителя Николая и освящена Папой Урбаном II.

Событие, связанное с перенесением мощей святителя Николая, вызвало особенное почитание Чудотворца и ознаменовалось установлением особого праздника 9 мая. Вначале праздник перенесения мощей святителя Николая отмечался только жителями итальянского города Бари. В других странах Христианского Востока и Запада он не был принят, несмотря на то, что о перенесении мощей было широко известно. Это обстоятельство объясняется свойственным Средним векам обычаем чествования преимущественно местных святынь. Кроме того, Греческая Церковь не установила празднования этой памяти, потому что потеря мощей святителя была для нее событием печальным.

Русской Православной Церковью празднование памяти перенесения мощей святителя Николая из Мир Ликийских в Бари 9 мая установлено вскоре после 1087 года, на основе глубокого, уже упрочившегося почитания русским народом великого угодника Божия, перешедшего из Греции одновременно с принятием христианства.

Слава о чудотворениях, явленных святителем на земле и на море, была широко известна русскому народу. Их неистощимая сила и обилие свидетельствуют об особой благодатной помощи великого святого страждущему человечеству. Образ святителя, всесильного Чудотворца-благотворителя стал особенно дорог сердцу русского человека, потому что он вселил глубокую веру в него и надежду на его помощь. Бесчисленными чудотворениями ознаменовалась вера русского народа в неоскудеваемую помощь угодника Божия.

В отечественной письменности очень рано составилась о нем значительная литература. Сказания о чудесах святителя, совершенных на русской земле, стали записываться еще в глубокой древности. Вскоре после перенесения мощей святителя Николая из Мир Ликийских в Бари появилась русская редакция жития и повести о перенесении его святых мощей, написанной современником этого события. Еще ранее было написано слово похвальное Чудотворцу. Еженедельно, каждый четверг, Русская Православная Церковь особо чтит его память.

В честь святителя Николая воздвигались многочисленные храмы и монастыри, русские люди называли его именем своих детей при Крещении. В России сохранились многочисленные чудотворные иконы великого святителя. Наиболее известные среди них – образ Можайский, Зарайский, Волоколамский, Угрешский, Ратный. Нет ни одного дома и ни одного храма в Русской Церкви, в котором не было бы образа святителя Николая Чудотворца.

Значение благодатного предстательства великого угодника Божия выражает древний составитель жития, по словам которого, святитель Николай «многа великая и преславная чудеса сотвори на земли и на мори, в бедах сущим помогая и от потопления спасая, и из глубины морския на сухо износя, от тления восхищая и принося в дом, от уз и темниц избавляя, от мечнаго посечения заступая и от смерти свобождая, многим многая подаде исцеления: слепым зрение, хромым хождение, глухим слышание, немым глаголание. Многих в убожестве и нищете последней страдающих обогати, гладным пищу подаде и всякому во всякой потребе готовый помощник, теплый заступник и скорый предстатель и защитник показася, и овым такожде призывающим его помогает и от бед избавляет. Весть великаго Чудотворца сего Восток и Запад и все концы земнии ведят чудотворения его».


Кондак Недели о самаряныне. Глас 8.
Верою пришедшая на кладязь самаряныня/ виде Тя премудрости воду,/ еюже напоившися обильно,// Царствие вышнее наследова вечно, яко приснославная.
Тропарь святителю Николаю, архиепископу Мирликийскому, чудотворцу, на перенесение мощей. Глас 4.
Приспе день светлаго торжества,/ град Барский радуется,/ и с ним вселенная вся ликовствует/ песньми и пеньми духовными:/ днесь бо священное торжество/ в пренесение честных и многоцелебных мощей/ святителя и чудотворца Николая,/ яко же солнце незаходимое, возсия, светозарными лучами,/ разгоня тьму искушений же и бед/ от вопиющих верно:// спасай нас яко предстатель наш великий, Николае.
Кондак святителю Николаю, архиепископу Мирликийскому, чудотворцу, на перенесение мощей. Глас 3.
Взыде яко звезда от востока до запада/ твоя мощи, святителю Николае,/ море же освятися шествием твоим,/ и град Барский приемлет тобою благодать:/ нас бо деля явился еси чудотворец изящный,// предивный и милостивый.
Величание святителю Николаю, архиепископу Мирликийскому, чудотворцу:
Величаем тя,/ святителю отче Николае,/ и чтим святую память твою,/ ты бо молиши о нас// Христа Бога нашего.