Сретенский Месяцеслов

Суббота, 23 апреля
10 апреля ст. ст.

Страстная Седмица. Великая Суббота.
Пост

Великая Суббота

Мученика Терентия
Африканского и дружины его

Святые дня
Мчч. Терентия, Помпия, Африкана, Максима, Зинона, Александра, Феодора и иных 33-х (ок. 249-251). Мчч. Иакова пресвитера, Азадана и Авдикия диаконов, Персидских (ок. 380). Прмчч. многих священной обители Пантократора, в Дау Пендели (Аттика) пострадавших (ок. 1680). Сщмч. Григория V, патриарха Константинопольского (1821). Сщмч. Флегонта пресвитера (1938). Мч. Димитрия (1942).
ЕВАНГЕЛЬСКИЕ ЧТЕНИЯ
Утр. - Ап. составной: 1 Кор., 133 зач., V, 6-8; Гал., 206 зач., III, 13-14. Мф., 114 зач., XXVII, 62-66. Лит. - Рим., 91 зач., VI, 3-11. Мф., 115 зач., XXVIII, 1-20.

Литургия св. Василия Великого.

ВЕЛИКАЯ СУББОТА

В Ве­ли­кую Суб­бо­ту Пра­во­слав­ная Цер­ковь вос­по­ми­на­ет те­лес­ное по­гре­бе­ние Иису­са Хри­ста и со­ше­ствие Его в ад.

Сняв Господа с Кре­ста и об­вив пе­ле­на­ми с бла­го­во­ни­я­ми по обы­чаю иуде­ев, Иосиф и Нико­дим по­ло­жи­ли Его Пре­чи­стое Те­ло в но­вом ка­мен­ном гро­бу в са­ду Иоси­фо­вом, находившем­ся неда­ле­ко от Гол­го­фы. К две­рям гро­ба при­ва­ли­ли боль­шой ка­мень. При погре­бе­нии Иису­са Хри­ста на­хо­ди­лись Ма­рия Маг­да­ли­на и Ма­рия, мать Иа­ко­ва и Иосиева.

Пер­во­свя­щен­ни­ки и фа­ри­сеи зна­ли, что Иисус Хри­стос пред­ре­кал о Сво­ем Вос­кре­се­нии, но не ве­ря это­му пред­ска­за­нию и опа­са­ясь, чтобы апо­сто­лы не по­хи­ти­ли Те­ло Иису­са Христа и не ска­за­ли на­ро­ду: «Вос­крес из мерт­вых», – в Суб­бо­ту вы­про­си­ли у Пи­ла­та воен­ную стра­жу, при­ста­ви­ли ко гро­бу и са­мый гроб за­пе­ча­та­ли (Мф. 27: 57–66; Ин. 19: 39–42) и тем до­ста­ви­ли ис­тине но­вое под­твер­жде­ние.

«Хри­стос по­ло­жен был в но­вом гро­бе, в ко­то­ром ни­кто преж­де не был по­ло­жен, чтобы вос­кре­се­ние не мог­ло быть при­пи­са­но ко­му-ни­будь дру­го­му вме­сте с Ним ле­жа­ще­му; чтобы уче­ни­ки, по бли­зо­сти это­го ме­ста, лег­ко мог­ли прий­ти и быть зри­те­ля­ми случившего­ся и чтобы сви­де­те­ля­ми по­гре­бе­ния бы­ли не толь­ко они, но и вра­ги. То, что по­ло­же­ны бы­ли пе­ча­ти на гро­бе и при­став­ле­на стра­жа из во­и­нов, это, дей­стви­тель­но, с их сто­ро­ны бы­ло сви­де­тель­ством по­гре­бе­ния, так как Хри­стос хо­тел, чтобы и по­гре­бе­ние Его бы­ло не ме­нее до­сто­вер­но, чем вос­кре­се­ние. По­то­му-то и уче­ни­ки рев­ност­но ста­ра­ют­ся до­ка­зать, что Он дей­стви­тель­но умер. Вос­кре­се­ние Его име­ло быть под­твер­жда­е­мо всем по­сле­ду­ю­щим вре­ме­нем; меж­ду тем ес­ли бы смерть Его в то вре­мя бы­ла скры­та и не сдела­лась со­вер­шен­но из­вест­ною, то это мог­ло бы по­вре­дить сло­ву о вос­кре­се­нии».

Все дни пре­вос­хо­дит святая Че­ты­ре­де­сят­ни­ца, но боль­ше Че­ты­ре­де­сят­ни­цы свя­тая и Вели­кая сед­ми­ца Страст­ная, боль­ше са­мой сед­ми­цы Страст­ной есть Ве­ли­кая и свя­тая Суббота. Ибо как в пер­вом ми­ро­тво­ре­нии Бог, со­здав все тва­ри и в ше­стой день окончатель­но со­тво­рив че­ло­ве­ка, в седь­мой день по­чил от всех дел сво­их и освя­тил его, на­име­но­вав суб­бо­тою, т. е. по­ко­ем; так и в де­ла­нии ум­но­го тво­ре­ния, со­вер­шив все де­ло ис­куп­ле­ния, и в ше­стой день – Пя­ток, па­ки вос­со­здав­ши ис­тлев­ше­го гре­хом че­ло­ве­ка и об­но­вив его жи­во­нос­ным кре­стом и смер­тью, в на­сто­я­щий седь­мой день Гос­подь успокоил­ся, уснув жи­во­то­есте­ствен­ным и спа­си­тель­ным сном. Бог Сло­во пло­тью снисходит во гроб, снис­хо­дит же и в ад (1 Пет. 3: 19–20) с есте­ствен­ной и Бо­же­ствен­ной ду­шой, чрез смерть от­де­лив­ше­ю­ся от те­ла и пре­дан­ною Им в ру­ки От­ца, Ко­то­ро­му Он при­нес и кровь Свою, сде­лав­шу­ю­ся на­шим из­бав­ле­ни­ем. Но ду­ша Гос­под­ня во аде не была удер­жа­на, подоб­но ду­шам свя­тых, ибо она не под­ле­жа­ла пра­ро­ди­тель­ской клят­ве. Все­лил­ся Гос­подь наш Иисус Хри­стос во гро­бе те­лес­но и с Бо­же­ством, со­еди­нив­шим­ся с пло­тью. Но в то же вре­мя Он был и в раю с раз­бой­ни­ком, и, как преж­де ска­за­но, в аду с об­на­жен­ной Сво­ей ду­шой, пре­есте­ствен­но же был как Бог неопи­сан­ный, неогра­ни­чен­ный: «Ни­что же бо Бо­же­ству во гро­бе страж­ду­щу, яко же ни­же на Кре­сте». Ис­пы­та­ло Гос­подне Те­ло и тле­ние, т. е. раз­ре­ше­ние ду­ши от те­ла, но не раз­ру­ше­ние пло­ти и чле­нов и совершен­ную пор­чу их. Свя­тое Те­ло Гос­подне Иосиф, сняв с Дре­ва, по­гре­ба­ет в но­вом гро­бу и в вер­то­гра­де, над вхо­дом гро­ба по­ла­га­ет весь­ма ве­ли­кий ка­мень. От­се­ле ад содрога­ет­ся и изум­ля­ет­ся, ощу­тив мо­гу­ще­ствен­ней­шую си­лу; и в ско­ром вре­ме­ни он, непра­вед­но по­гло­тив­ший, из­ры­га­ет и Хри­ста – твер­дей­ший и кра­е­уголь­ный ка­мень – и тех, ко­то­рых за­клю­чал во чре­ве сво­ем как снедь и на­сла­жде­ние для се­бя. «Раз­ре­ше­ния в сти­хии, из ко­то­рых со­став­ле­но, и ис­чез­но­ве­ния не по­тер­пе­ло Те­ло Гос­по­да», – го­во­рит свя­той Иоанн Да­мас­кин.



ЖИТИЕ МУЧЕНИКА ТЕРЕНТИЯ И ЕГО ДРУЖИНЫ: МУЧЕНИКОВ ПОМПИЯ, АФРИКАНА, МАКСИМА, ЗИНОНА, АЛЕКСАНДРА, ФЕОДОРА И ИНЫХ 33-Х

Святой мученик Терентий и его дружина пострадали при императоре Декии (249‒251). Император издал указ, в котором повелевалось всем подданным приносить жертвы языческим идолам.

Когда этот указ получил правитель Африки Фортунатиан, он созвал народ на площади, показал страшные орудия пыток и объявил, что все без исключения должны принести жертвы идолам. Многие, испугавшись мучений, согласились, но сорок христиан во главе со святым Терентием мужественно заявили о своей верности Спасителю.

Фортунатиан удивился их смелости и спросил, как они, разумные люди, могут исповедовать Богом Того, Кто был распят иудеями как злодей. Святой Терентий смело ответил, что они веруют в Спасителя, добровольно претерпевшего Крестную смерть и в третий день воскресшего. Фортунатиан понял, что Терентий своим примером воодушевляет других, и велел заточить его в темницу вместе с тремя его ближайшими друзьями ‒ Африканом, Максимом и Помпием.

Остальных мучеников, в том числе Зинона, Александра и Феодора, Фортунатиан решил принудить к отречению от Христа. Однако ни уговоры, ни страшные мучения не поколебали святых мучеников: их жгли раскаленным железом, поливали раны уксусом, растирали солью, строгали железными когтями. Несмотря на страдания, святые не ослабевали в исповедании Христа, и Господь укреплял их.

Фортунатиан велел привести страдальцев в храм и еще раз предложил им принести жертву идолам. Мужественные воины Христовы воззвали к Богу: «Боже Всесильный, проливший некогда огонь на Содом за беззаконие его, разори и ныне этот нечестивый храм идольский, ради истины Твоей». Идолы упали с грохотом и рассыпались, а затем разрушился весь храм.

Разъяренный правитель приказал казнить их. Мученики, славя Бога, преклонили свои головы под меч палача.

После казни 36 мучеников Фортунатиан призвал к себе Терентия, Максима, Африкана и Помпия, показал им казненных и снова предложил принести жертву идолам. Мученики отказались. Правитель наложил на них тяжелые оковы и приказал морить в темнице голодом. Ночью ангел Господень снял с мучеников оковы и напитал их. Наутро стража нашла святых бодрыми и полными сил. Тогда Фортунатиан приказал волхвам и заклинателям навести в темницу змей и всяких гадов. Стражи через отверстие в крыше заглянули в темницу и увидели невредимых мучеников, которые молились, а змеи ползали у их ног.

Когда заклинатели, исполняя приказание, открыли двери темницы, змеи, не слушая заклинаний, бросились на них и стали жалить. Разъяренный Фортунатиан повелел обезглавить святых мучеников. Христиане взяли их святые тела и погребли с честью за городом.



Тропарь на Великую Субботу. Глас 2.
Благообразный Иосиф,/ с древа снем пречистое Тело Твое,/ плащаницею чистою обвив,// и вонями во гробе нове покрыв положи.
Слава: Егда снизшел еси к смерти, Животе Безсмертный,/ тогда ад умертвил еси блистанием Божества./ Егда же и умершия от преисподних воскресил еси,/ вся силы Небесныя взываху:// Жизнодавче Христе Боже наш, слава Тебе.
И ныне: Мироносицам женам при гробе представ, ангел вопияше:/ мира мертвым суть прилична,// Христос же истления явися чуждь.
Кондак на Великую Субботу. Глас 6.
Бездну заключивый, мертв зрится,/ и смирною и плащаницею обвився,/ во гробе полагается, яко смертный, Безсмертный;/ жены же приидоша помазати Его миром,/ плачущи горько и вопиющия:/ сия Суббота есть Преблагословенная,// в ней же Христос уснув, воскреснет тридневен.
Тропарь мученикам Терентию, Публию, Африкану и иже с ними. Глас 4.
Мученицы Твои, Господи,/ во страданиих своих венцы прияша нетленныя от Тебе, Бога нашего:/ имуще бо крепость Твою,/ мучителей низложиша,/ сокрушиша и демонов немощныя дерзости./ Тех молитвами// спаси души наша.
Кондак мученикам Терентию, Публию, Африкану и иже с ними. Глас 2.
Мученическая честная память прииде днесь,/ веселящи всяческая,/ Терентия премудраго и дружины его./ Тепле убо стецемся, да приимем исцеления,/ сии бо благодать от Бога прияша Духа Святаго// исцеляти недуги душ наших.
Величание мученикам Терентию, Публию, Африкану и иже с ними:
Величаем вас,/ страстотерпцы святии,/ и чтим честная страдания ваша,/ яже за Христа// претерпели есте.