Сретенский Месяцеслов

Воскресенье, 23 мая
10 мая ст. ст.

Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном. Глас 3.
Поста нет.

Неделя 4-я по Пасхе,
о расслабленном

Апостол Симон Зилот

Святые дня
Святитель Симон Печерский, епископ Владимирский и Суздальский (1226); блаженный Симон, Христа ради юродивый, Юрьевецкий (XVI); мученики Алфий, Филадельф, Киприан (Кирин), Онисим, Еразм и иные (251); мученик Исихий Антиохийский (IV); преподобная Исидора юродивая, Тавенская (IV); блаженная Таисия Египетская (V). Икона Божией Матери: Киево-Братская (1654).

НЕДЕЛЯ 4-Я ПО ПАСХЕ, О РАССЛАБЛЕННОМ

Сегодня на Божественной Литургии мы слышали Евангельское зачало, которое рассказывало нам о чуде исцеления тяжкобольного, расслабленного, еле ходящего человека.

38 лет он нес наказание за какой-то совершенный им и ему только известный грех. О том, что его болезнь была наказанием говорит Сам Господь. Он подходит к исцеленному уже в храме и предупреждает: «не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже» (Ин. 5: 14).

Много лет этот больной лежал в одном из притворов, которые окружали с четырех сторон небольшой водоем, находившийся недалеко от Иерусалимского храма. Само место, остатки строений купальни были найдены при археологических изысканиях в 20 веке. И сейчас в одной из раскопанных цистерн этого комплекса круглый год стоит чистая вода. Пятый портик или крытый ход, видимо делил эту купальню на две части. В одной половине омывали животных, предназначенных в жертву в храме, а в другой могли омываться люди. Но обе части купальни наполнялись водой из одного подземного ключевого источника. Называлось это место «Вифезда», в переводе с древнееврейского – это «дом милосердия».

Здесь действительно являли милосердие, как Бог, так и люди. По Божьему повелению Ангел сходил с небес и «возмущал», как говорит нам Евангелие, воду. Она становилась чудотворной и исцеляла моментально человека от любой болезни, но только одного – первого, который погружался в неё сразу после схождения Ангела.

Как часто сходил и «возмущал» воду Ангел точно неизвестно. Толкователи Евангелия говорят, что это происходило редко – раз в год, но есть богословские мнения, что это случалось чаще, через неопределенные, известные лишь Богу, промежутки времени. Для нас сейчас не важно – часто ли это происходило. Важно то, что в «Овчей купели», так еще называли это место, благодать, или невидимая сила Божия, исцеляла человека от любой неизлечимой на земле болезни.

Люди тоже являли на этом месте милосердие. Мы с вами слышали, что больной говорил Спасителю: «Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня» (Ин. 5: 7). Но ведь кто-то постоянно кормил и поил этого больного много лет, менял его одежду и постель.

У человека не действовало тело, но глаза его прекрасно видели, а уши слышали, как другие получали исцеление. Удивительно, но за десятилетия болезни он не впал в черную зависть, не озлобился, не возроптал на людей и на Бога. Об этом говорит нам его смиренная речь и то, что после исцеления он пошел в храм. Пошел воздать хвалу Богу, а не поспешил где-нибудь на стороне возместить себе все пропущенные за целую жизнь земные радости.

Грех – и болезнь почти на целую жизнь, смирение – и мгновенное исцеление от Бога.

Чудеса в Своей земной жизни Господь наш Иисус Христос совершал не только для отдельно взятых людей, Его современников, но и для всего будущего человечества. Он совершал их для того, чтобы мы, читая Святое Евангелие, могли получать ясное указание, как нам жить.

Вот сейчас Господь нас с вами привел в Вифезду к тяжко больному человеку, который в течении жизни почти двух поколений – без малого 40 лет, не усомнился в правоте и всемогуществе Божьем, не отчаялся, не попросил унести его подальше от тяжкого зрелища исцеления других. Он ждал, ждал и надеялся, что и ему Бог явит Свое милосердие.

И Бог пришел к нему Сам и чудесно исцелил его. Но исцелил лишь после утвердительного ответа на вопрос: «Хочешь ли быть здоров?». Любая болезнь, имеет свои причины. Их много, но главная из них всегда в нас самих. Часто болезнь есть результат нашей невоздержанности, наших страстей. Эти греховные страсти делают нас «расслабленными», во многом подобными больному иудею, которого Спаситель исцелил при Овчей купальне.

И мы надеемся на милосердие Божие, и мы мечтаем о чуде для себя или для наших близких. И мы часто долго не получаем просимого. Возможно потому, что Господь, прежде чем совершить исцеление, спрашивает наши души: «А хочешь ли ты душа расстаться со своими страстями, или тебе нужно лишь здоровое тело, чтобы полнее наслаждаться дальше грехами?»

Если честно говорить, то мы с вами не знаем, что наши собственные души отвечают на это Богу. Тем более мы не знаем, чего хотят души наших родных и близких, за которых мы часто переживаем больше, чем за себя. Мы обычно просим Бога послать им исцеление от их болезней, забывая о их греховных страстях.

А ведь наши родные и близкие имеют, как и мы с вами, свободную волю. Двум видам существ во вселенной – ангелам и людям Бог даровал полную свободу. Свободу жить и делать то, что они хотят. И Господь не хочет нарушать и насиловать свободную волю ни одного человека. Вот почему наши близкие сами должны просить у Бога исцеления от своих страстей.

Что же получается? Мы не можем и не должны молиться за других? Можем и должны мы молиться за своих детей, родных и близких, но молиться с рассуждением. Мы должны молиться и просить в первую очередь, чтобы Бог дал нашим близким возможность самим обратиться к Нему, чтобы в угаре наведенных бесами страстей вдруг наступил просвет, и они увидели бы и ужас своего положения, но и выход из него. Выход в сторону неба, а не на новый, после непрошенного ими исцеления, круг безумной греховной жизни.

В советские времена часто говорили и писали на стенах: «В здоровом теле – здоровый дух». А люди, выросшие в дореволюционной России, хорошо знали другое крылатое выражение, пришедшее к нам от древних римлян: «Молись, чтобы в здоровом теле был здоровый дух».

Спаситель ждет от нас иногда даже не молитвы, а лишь единого вздоха перед Ним о нашей бесцельно прожитой жизни. Ждет, чтобы прийти и помочь, прийти и начать выводить нас из греховной трясины, прийти и начать исцелять нашу душу и тело, тело которое есть храм Его Духа – Духа Божия. И примеров чудесных изменений после обращения человека к Богу, мы знаем множество и в нашей современной жизни.

Но исцелением не заканчивается жизнь христианина в Церкви, а только начинается. И в новой жизни мы должны стараться не возвращаться к старому. Господь наш Иисус Христос поэтому специально предупреждает всех: «Не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже» (Ин 5: 14). Предупреждает – не угрожая, а лишь желая, чтобы души и телеса наши были здравы.

Воскресением Своим Христос победил грех, болезни и саму смерть. Воскрес Христос, и нет больше греха и болезни, которые бы не мог победить человек с Его помощью. Воскрес Христос, и христиане могут входить в благодатную воду Таинств церковных каждый день, на всех континентах. И любой может войти «первым», для этого нужна лишь горячая вера, так как любовь к человеку и милосердие Христово не имеют границ.

Иеромонах Арсений (Писарев)

ЖИТИЕ АПОСТОЛА СИМОНА ЗИЛОТА, КАНАНИТА

Святой апостол Симон Зилот происходил из Каны Галилейской, был сыном святого Обручника Иосифа, по плоти братом Господа, и одним из 12-ти апостолов.

Первое чудо, которое сотворил Спаситель, – претворение воды в вино, – произошло в доме Симона: во время пира для гостей недостало вина. Тогда Господь, по предстательству Пресвятой Богоматери, претворил воду в вино. Пораженный чудом, Симон всем сердцем и душой уверовал в Господа Иисуса Христа как обетованного Мессию и, оставив все, последовал за Ним.

Симон получил наименование «Зилот», т.е. ревнитель. В день Пятидесятницы он принял вместе с другими апостолами дар Святого Духа. Святой апостол Симон проповедовал учение Христово в Иудее, Египте, Ливии, Киринее и Британии. В Абхазии принял мученическую кончину, был распят на кресте.

Погребен в городе Никопсии около Сухуми. Впоследствии (в XIX в.) на месте подвигов святого апостола, близ Иверской горы, был сооружен Новоафонский монастырь Симона Кананита. Доныне сохранилась пещера, в которой подвизался святой апостол.

Кондак Недели о расслабленном. Глас 3.
Душу мою, Господи, во гресех всяческих/ и безместными деяньми люте разслаблену,/ воздвигни Божественным Твоим предстательством,/ якоже и разслабленнаго воздвигл еси древле,/ да зову Ти спасаем:// Щедрый, слава, Христе, державе Твоей.
Тропарь апостолу Симону Зилоту. Глас 3.
Апостоле святый Симоне,/ моли милостиваго Бога,/ да прегрешений оставление// подаст душам нашим.
Кондак апостолу Симону Зилоту. Глас 2.
Известно премудрости учения в душах благочествующих положшаго/ во хвалении ублажим, яко Богоглаголиваго вси Симона:/ престолу бо славы ныне предстоит и со Безплотными веселится,// моляся непрестанно о всех нас.
Величание апостолу Симону Зилоту:
Величаем тя,/ апостоле Христов Симоне,/ и чтим болезни и труды твоя, ими же трудился еси// во благовести Христове.