Сретенский Месяцеслов

Воскресенье, 23 Июня
10 июня ст. ст.

Неделя 1-я по Пятидесятнице. Собор всех святых. Глас 8. Заговенье на Петров пост.
Поста нет.

Собор всех святых

Обретение мощей святителя Василия,
епископа Рязанского

Святые дня
Священномученик Тимофей, епископ Прусский (361–363); Собор Рязанских святых; святитель Иоанн (Максимович), митрополит Тобольский (1715); Собор Сибирских святых. Преподобный Силуан, схимник Печерский, в Дальних пещерах (XIII–XIV); мученик Александр и мученица Антонина дева (ок. 313); преподобный Феофан Антиохийский (363); святитель Вассиан, епископ Лавдийский (409). Священномученик Тимофей Ульянов, пресвитер (1940); преподобноисповедница Фамарь (Марджанова), игуменья (1936). Иконы Божией Матери: «Умягчение злых сердец» (Семистрельная); «Нерушимая Стена»; «Нечаянная Радость»; «Избавление от бед страждущих»; «Мати Дево (Мати и Дево)»; Дектоурская; «Благодатное Небо»; «Блаженное Чрево»; «Животодательница»; Ясноборская; «Умягчение злых сердец» («Симеоново проречение»).

СОБОР ВСЕХ СВЯТЫХ

Собор (Неделя) всех святых – празднование Православной Церкви в честь всех святых в первую Неделю по Пятидесятнице (в восьмую Неделю после Пасхи).

Продолжая собой празднование Пятидесятницы, когда произошло сошествие Святого Духа на апостолов, Собор напоминает о всём множестве святых, которые просияли и которым надлежит просиять благодатью Святого Духа во всем мире от Адама и до Второго Пришествия Христова.

Появление общей церковной памяти всех мучеников, или же всех святых, произошло в Восточной части Римской империи не позднее конца IV – начала V века. Святитель Иоанн Златоуст (IV в.) в «Похвале всем святым, во всем мире пострадавшим» указывает день празднования, аналогичный существующему в настоящее время. Среди песнопений преподобного Ефрема Сирина (IV в.) есть упоминание о праздновании в честь всех святых, совершаемом 13 мая. Позже Студийский, а затем и Иерусалимский Типиконы окончательно помещают праздник в честь всех святых на первую Неделю после Пятидесятницы. Такая последовательность праздников обнаруживает их глубокую связь: святые просияли хоть и в разное время и различными подвигами, но по благодати единого Святого Духа, излившегося на Церковь в день Пятидесятницы.

В годовом богослужебном круге Православной Церкви Неделя всех святых является пограничной. Заканчивается период использования за богослужением песнопений Цветной Триоди и начинается период пения Октоиха. На утрене Недели начинается чтение «столпа» – последовательности 11 воскресных Евангелий, рассказывающих о Воскресении Христовом. В понедельник после Собора начинается чтение на литургии Послания к Римлянам и Евангелия от Матфея (в пасхальный период читались Деяния святых апостолов и Евангелие от Иоанна). В этот же понедельник начинается Петров пост, сменяющий сплошную (то есть без постных среды и пятницы) седмицу по Пятидесятнице.

На вечерне Недели читаются три паремии, содержащие ветхозаветные указания на славу святых: 1) Ис. 43: 9–14 – святые названы свидетелями и благовестниками Божественного спасения. 2) Прем. 3: 1–9 – святые, хоть и уничиженные на земле, прославлены Богом. 3) Прем. 5: 15–6: 3 – святые восторжествуют в день пришествия Господня.

Читающийся на литургии отрывок из Послания к Евреям (Евр. 11: 33–12: 2) прославляет ветхозаветных праведников и называет их «облаком свидетелей», а составное Евангельское чтение (Мф. 10: 32–33, Мф. 10: 37–38, Мф. 19: 27–30) говорит о подвиге святых Божиих избранников.


ЖИТИЕ СВЯТИТЕЛЯ ВАСИЛИЯ, ЕПИСКОПА РЯЗАНСКОГО

Угодник Божий святитель Василий, епископ Рязанский, жил во второй половине XIII века. О происхождении его никаких свидетельств не сохранилось. Но сохранились в песнопениях церковных указания на то, что святитель Василий с младенческих лет был освященным рабом Господним, что с юношеского возраста он усовершенствовал себя и нравственно и духовно, побеждая страхом Божиим в себе греховное и насаждая в душе и сердце своем все святое.

Первые подвиги благочестия своего начал он в Муроме. Там он принял на себя святой образ монашеский, и, когда Промыслу Божию угодно было поставить его святителем паствы Муромо-Рязанской, он сиял уже великими подвигами воздержания, кротости и смирения. Об избрании святого Василия в сан епископа в житии его говорится так: «По запустении града Мурома от неверных людей прибыл из Киева в Муром благоверный князь Георгий Ярославич. Сей князь обновил тамошнюю церковь Благовещения и второй храм Святых страстотерпцев Бориса и Глеба и поставил в церкви их, по-прежнему, епископа, именем Василия, мужа праведна и благочестива».

Приняв на себя высокий сан архиерейства, святитель Василий со всей ревностью истинного пастыря Церкви Христовой начал трудиться в устроении своей паствы: рассеянных варварским нашествием собирал во едино стадо, изнемогающих укреплял верой, сокрушенных утешал твердой надеждой на милость Божию, заблудших возвращал на путь правый. В таких высоких подвигах добродетели святитель Василий показал себя пастырем добрым, мудрым и неусыпным, милостивым и любвеобильным, незлобивым и смиренным, непоколебимым столпом чистоты и целомудрия, – примером своему стаду в молитвах, и пощениях, и в подвигах святоотеческих.

Такие высокие подвиги и добродетели святителя невыносимы стали врагу всего доброго – диаволу. Он употребляет все свои сатанинские хитрости, чтобы возбудить в легкомысленном муромском народе подозрение в чистоте и целомудрии жизни святителя Божия. Он принимает на себя вид блудной девицы, часто входит и выходит из жилища святительского, показывается народу из святительского окна и, по-видимому, успевает в своих кознях. Однажды бояре и народ собрались к святителю Василию в вечернюю пору и видят девицу, бегущую вверх по ступеням к святителю, в руках у нее сапоги. Так сделал диавол.

Народ, увидев это, возопил: «О, епископе, недостойно тебе имети дев в храмине своей на ложе». Напрасно святитель Василий уверял народ: «Неповинен я делу сему блудному, еже вы речете ми». Народ в самозабвении приступил к самосуду над угодником Божиим: не убоялся святительства его, не устыдился благолепия честных седин его, оболгал, поругался над ним и положил изгнать святителя из Мурома. Нашлись даже и такие, которые в неистовстве своем кричали: «За сие дело убьем его!»

Тогда святитель Василий начал просить: «Отцы и братия! Дайте мне немного времени, до третьего часа дня». Народ, пораженный кротостью святителя, согласился и разошелся по домам. Невинный праведник всю ночь молился со слезами в соборном храме Бориса и Глеба; совершил всенощную и утром – литургию. Затем отпел молебен пред чтимой им иконой Богоматери в храме Благовещения, взял эту икону с собой и, предав себя воле Божией, с надеждой на Божию Матерь, пошел к реке Оке, чтобы навсегда оставить Муром.

Народ приготовил ему лодку. Но святитель Василий снял с себя мантию, разостлал ее по воде, взошел на нее с образом Богоматери и, чудесно несомый силой Божией, как бурным ветром, быстро поплыл по реке против течения ее воды. Мантия сделалась для него легким кораблем, Промышление Божие и заступление Богоматери – кормилом.

Пораженные чудом, муромцы, все, от стара до мала, возопили со слезами: «О святый владыко Василий! Прости нас, грешных рабов своих; согрешихом пред тобою, отче, святый владыко, не забуди нас, рабов твоих». Но святитель Василий был взят от глаз муромцев «в мгновении ока». Так оправдал Бог невинность праведника Своего пред народом. Так посрамил Он козни диавола, искавшего погибели народа.

После обедни, в 3-м часу дня, святитель Василий оставил Муром, а в 9-м часу того же дня (к вечерне) принесен был в Рязань (старую), расстоянием более двухсот поприщ от Мурома. Дивный Промысл Божий чудесным образом известил жителей Рязани о приближении к их городу святителя Василия. Предание говорит, что жители Рязани пред самым прибытием святителя собрались в храм к вечернему богослужению, но диакон в облачении, вышедший начинать службу, при всех усилиях не мог произнести обычного начала. Народ смотрел на это с изумлением. Наконец диакон, как бы разрешенный от уз, связывавших его уста, невольно провозгласил: «Не могу начинать, владыко прибыл, владыку встречайте!» И весь собор пастырей со святыми крестами, князь с боярами и народом поспешили выйти на берег Оки в сретение богоявленному святителю и, видя его плывущим на мантии с Пречистым Образом Богоматери, с великой радостью приняли к себе.

Но недолго продолжалась радость святителя Василия и его паствы. То было время скорбей, а не радости. Во время одного опустошительного набега варваров Рязань со всеми храмами была разрушена, а святителю Василию Промысл Божий назначил другое место пристанища и упокоения – это нынешняя Рязань. Предание говорит, что святитель Василий и сюда приплыл по Оке и Трубежу на своей чудодейственной мантии, с тем же Муромским образом Божией Матери, к церкви Бориса и Глеба. Здесь основал новую епископию, и церковь Бориса и Глеба с того времени стала собором.

Пастырское служение святителя Василия продолжалось только 10 лет. Перенесенные им огорчения, труды и заботы, скорби и печали при виде страждущей под игом татар паствы сократили многотрудную жизнь святителя, и 3 июля (ст. стиль) 1295 года святитель Василий переселился в вечные обители. Святое тело его было погребено в Борисо-Глебском соборе.

Не без благих целей Промысла Божия совершалось переселение святителя Василия из одного места в другое. Муромцев оно вразумило, открыв им козни диавола, а жителей Рязани и Переяславля Рязанского – одних утешило и подкрепило в самое скорбное для них время, другим – дало пример веры и терпения.

Для подкрепления же и утешения верующих в страшное время для нашего Отечества, время самозванцев и польского нашествия, Промыслу Божию угодно было прославить угодника Своего нетлением мощей его, более трехсот лет почивавших в земле. Святые мощи святителя Василия были открыты архиепископом Рязанским Феодоритом и с подобающей честью перенесены в Успенский (ныне Христорождественский) собор. Это произошло 10 июня 1609 года. По причине смутного времени они были положены под спудом, на левом клиросе.

В 1636-м году над мощами святителя была устроена каменная гробница, и над нею поставлена икона Божией Матери «Моление Василия». В 1753-м году эта гробница была переделана наподобие раки с образом святителя Василия, а в 1783-м году украшена преосвященным Симоном.

На месте обретения святых мощей святителя Василия, у Борисо-Глебского собора, в 1712-м году вместо древней полотняной палатки была устроена каменная, а в 1834-м году ктитором Борисо-Глебского собора Семеном Пановым – «по тайной внушению ему свыше» – воздвигнут чугунный памятник.


Тропарь Собору всех святых. Глас 4.
Иже во всем мире мученик Твоих,/ яко багряницею и виссоном,/ кровьми Церковь Твоя украсившися,/ теми вопиет Ти Христе Боже:/ людем Твоим щедроты Твоя низпосли,/ мир жительству Твоему даруй,// и душам нашим велию милость.
Кондак Собору всех святых. Глас 8.
Яко начатки естества, Насадителю твари,/ вселенная приносит Ти Господи богоносныя мученики./ Тех молитвами в мире глубоце Церковь Твою,// жительство Твое, Богородицею соблюди Многомилостиве.
Величание Собору всех святых:
Величаем вас/ апостоли, мученицы, пророцы, и вси святии,/ и чтем святую память вашу:/ вы бо молите о нас// Христа Бога нашего.
Тропарь святителю Василию, епископу Рязанскому. Глас 4.
Мученицы Твои, Господи,/ во страданиих своих венцы прияша нетленныя от Тебе, Бога нашего:/ имуще бо крепость Твою,/ мучителей низложиша,/ сокрушиша и демонов немощныя дерзости./ Тех молитвами// спаси души наша.
Кондак святителю Василию, епископу Рязанскому. Глас 8.
Светильницы светлии явльшеся, божественнии мученицы, / тварь всю светлостию чудес озаряете, / недуги разрешающе и глубокую тьму всегда отгоняюще,/ Христу Богу молящеся непрестанно о всех нас.
Величание святителю Василию, епископу Рязанскому:
Величаем вас,/ страстотерпцы святии,/ и чтим честня страдания ваша,/ яже за Христа// претерпели есте.