Сретенский Месяцеслов

Суббота, 24 апреля
11 апреля ст. ст.

Седмица 6-я Великого поста. Лазарева Суббота. Глас 4.
Пост

Лазарева суббота

Священномученик Антипа,
епископ Пергамский

Святые дня
Воскрешение праведного Лазаря. Преподобный Иаков Железноборовский (1442) и Иаков Брылеевский, сподвижник его (XV); святитель Варсонофий, епископ Тверской (1576); мученики Прокесс и Мартиниан (ок. 67); преподобный Фармуфий Египетский (IV); преподобный Иоанн Солунский (Фессалоникийский), ученик преподобного Григория Декаполита (IX). Священномученик Николай Гаварин, пресвитер (1938).
ЕВАНГЕЛЬСКИЕ ЧТЕНИЯ

Евр., 333 зач. (от полу́), XII, 28 - XIII, 8. Ин., 39 зач., XI, 1-45.

Литургия св. Иоанна Златоуста. Вечером в субботу за всенощным бдением совершается освящение ваий.

ЛАЗАРЕВА СУББОТА)

Лазарева суббота, или Вербная суббота, ‒ это суббота шестой недели Великого поста. Эта неделя еще называется Неделей Ваий («Ваия» ‒ пальмовая ветвь (церк. устар.)), или Вербной неделей. В этот день мы вспоминаем чудо воскрешения праведного Лазаря.

В церковном календаре Лазарева суббота и Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье) празднуются в соседние дни: субботу и воскресенье. Интересно, что богослужебное время не совпадает с историческим: воскрешение Лазаря произошло за месяц или два до Входа Господня в Иерусалим.

Сейчас эти два праздника неразрывно связаны. Они предшествуют событиям Страстной седмицы: предательству Христа Иудой, страданиям, распятию и Воскресению Спасителя.

О воскрешении Лазаря пишет один из четырех евангелистов – апостол Иоанн Богослов.

Перед тем как отправиться в столицу ‒ Иерусалим, Христос пришел в дом своих друзей в Вифании, предместье Иерусалима. В доме жили Марфа, Мария и их брат Лазарь, здесь они не раз принимали Спасителя как самого дорого гостя. Христа привела сюда печальная весть ‒ его друг Лазарь умер.

Еще по пути в дом умершего друга Христос встретил Марфу и спросил ее: «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек. Веришь ли сему?» На что Марфа ответила: «Господи! я верую, что Ты Христос, Сын Божий, грядущий в мир».

Христос очень любил своего друга и, подходя к гробнице, где уже четыре дня покоилось его тело, заплакал. Вместе с учениками Он приблизился к пещере и сказал окружающим его людям, чтобы отвалили камень, закрывающий вход. На что Марфа воскликнула, что брат ее уже «четырехдневный» и смердит. Иисус напомнил ей о беседе по дороге в Вифанию: «Не сказал ли Я тебе, что, если уверуешь, увидишь славу Божию?» И камень отвалили.

Стоя перед открытой гробницей, Спаситель начал молиться: «Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня. Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал [сие] для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня. Сказав это, Он воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон».

После молитвы Христа из пещеры вышел Лазарь, «обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами», с лицом, обвязанным платком. Иисус повелел развязать его. Иоанн Богослов пишет, что, увидев это чудо, многие люди уверовали в то, что Христос ‒ Сын Божий.

И именно с этого дня, видя народную любовь ко Христу, иудейское священноначание испугалось и задумало страшное: «c этого дня положили убить Его».

Церковь почитает воскрешение Лазаря как одно из самых важных, знаковых чудес, совершенных Христом за время Его земного пути. Это символ того, что Господу подвластно все ‒ и жизнь, и смерть человека. Это надежда на то, что всех верующих во Христа и исполняющих Его заповеди ждет воскресение. Это чудо ‒ свидетельство того, что Господь любит каждого из нас.

Лазаря еще называют «Лазарь Четверодневный» и «друг Божий». Как говорит церковное предание, после воскрешения Лазарь прожил еще 30 лет и стал епископом Китийским – служил на острове Кипр, в городе Китионе (сейчас Ларнака).

Как раз в этом городе в 890-м году обрели святые мощи епископа Лазаря. Они лежали в мраморном ковчеге, на котором было написано: «Лазарь Четверодневный, друг Христов». Чуть позже, при императоре Льве Мудром, в 898-м году, мощи Лазаря были перенесены в Константинополь, где были положены в храме во имя Праведного Лазаря. В конце IX ‒ начале X века над могилой Лазаря в Ларнаке была построена церковь Святого Лазаря. В 1972-м году в этом храме была обнаружена мраморная рака с человеческими останками, которые идентифицировали как мощи святого Лазаря, которые, вероятно, не полностью были вывезены в Константинополь.

Церковь Праведного Лазаря построили примерно в 890-м году. Английский консул в Сирии Александр Драмонд, посетивший Кипр в 1745-м году, восторженно писал о здании: «Никогда я не видел ничего подобного!»

Иконостас храма выполнен из дерева, это образец искуснейшей резьбы. В церкви хранится несколько древних византийских икон. Прямо под иконостасом сохранилась маленькая, высеченная в скале церковь, в нее ведут ступеньки с правой части иконостаса. Внутри ‒ два саркофага. В одном из них когда-то был погребен Лазарь.

Сейчас вокруг храма еще можно увидеть некоторые из построек монастыря, который существовал здесь много лет назад. В одной из них сейчас расположен музей. На территории церкви сохранилось также небольшое кладбище. 


ЖИТИЕ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА АНТИПЫ, ЕПИСКОПА ПЕРГАМСКОГО

Священномученик Антипа ‒ ученик святого апостола Иоанна Богослова (память 26 сентября) ‒ был епископом Пергамской Церкви в царствование императора Нерона (54‒68).

В то время по повелению императора всех, кто не приносил жертвы идолам, подвергали казни или изгнанию. Тогда был сослан на остров Патмос (в Эгейском море) святой апостол Иоанн Богослов, которому Господь открыл будущие судьбы мира и Святой Церкви.

«И Ангелу Пергамской Церкви напиши: так говорит Имеющий острый с обеих сторон меч: знаю твои дела, и что ты живешь там, где престол сатаны, и что содержишь Имя Мое, и не отрекся от веры Моей даже в те дни, в которые у вас, где живет сатана, умерщвлен верный свидетель Мой Антипа» (Откр. 2: 12‒13).

Святитель Антипа своим примером, твердой верой и неустанной проповедью о Христе достиг того, что жители Пергама начали уклоняться от жертвоприношений идолам. Языческие жрецы упрекали епископа в том, что он отвращает народ от поклонения отечественным богам, и требовали прекратить проповедь о Христе и принести жертву идолам.

Святитель Антипа спокойно ответил, что не станет служить богам-бесам, которые бегут от него, смертного человека, что он поклоняется и будет поклоняться Господу Вседержителю, создавшему все, и Его Единородному и Единосущному Сыну и Святому Духу. Жрецы возразили, что их боги существуют издавна, а Христос появился недавно и был распят при Пилате как злодей. Святитель ответил, что языческие боги созданы руками людей, и все сказания о них исполнены беззаконий и пороков. Он твердо исповедовал веру в Сына Божия, воплотившегося от Пресвятой Девы.

Разъяренные жрецы повлекли священномученика Антипу в храм Артемиды и бросили его в раскаленного медного вола, куда обычно бросали жертвы идолам. Священномученик в раскаленной печи громко молился Богу, прося принять его душу и укрепить веру христиан. Он отошел ко Господу спокойно, как бы уснув († ок. 68).

Ночью христиане взяли нетронутое огнем тело священномученика Антипы и с честью похоронили в Пергаме. Гробница священномученика стала источником чудес и исцелений от различных болезней. Особенно прибегают к священномученику Антипе при зубных болях.


Тропарь в Лазареву субботу. Глас 1.
Общее воскресение/ прежде Твоея страсти уверяя,/ из мертвых воздвигл еси Лазаря Христе Боже./ Тем же и мы яко отроцы победы знамения носяще,/ Тебе победителю смерти вопием:/ осанна в вышних,// благословен Грядый во имя Господне.
Кондак в Лазареву субботу. Глас 2.
Всех радость Христос, истина, свет,/ живот, и мира воскресение,/ сущим на земли явися Своею благостию,/ и бысть образ воскресения,// всем подая божественное оставление.
Тропарь священномученику Антипе, епископу Пергама Асийского. Глас 4.
Идольския лести упразднил еси, Антипо,/ и, диавольскую поправ силу,/ пред богоборцы дерзновенно Христа исповедал еси./ Тем же со ангельскими чины в Вышних водворяяся,/ Владыце всех славословие принося,/ и о нас молебное благодарение предлагаеши,/ благодать цельбы даруя./ Сего ради тя чтим,/ священномучениче Антипо,/ моли Христа Бога,// да спасет души наш
Кондак священномученику Антипе, епископу Пергама Асийского. Глас 4.
Апостолов сопрестольник и святителей украшение/ был еси, блаженне,/ мученически прославився,/ возсиял еси, яко же солнце, всех просвещая,/ Антипо священне,/ разрушил еси безбожия нощь глубокую./ Сего ради тя почитаем,/ яко Божественнаго суща священномученика// и целеб подателя.
Величание священномученику Антипе, епископу Пергама Асийского:
Величаем тя,/ священномучениче Антипе,/ и чтим святую память твою,/ ты бо молиши о нас// Христа Бога нашего.
<b>Седмица 6-я Великого поста.</b> <i>Глас 4.</i>