Сретенский Месяцеслов

Воскресенье, 24 апреля
11 апреля ст. ст.

Светлое Христово Воскресение. Пасха.
Поста нет.

Светлое Христово Воскресение.
Пасха

Священномученика Антипы,
епископа Пергамского

Святые дня
Сщмч. Антипы, еп. Пергама Асийского (ок. 68). Мчч. Прокесса и Мартиниана (ок. 67). Прп. Фармуфия (IV). Прп. Иоанна, ученика прп. Григория Декаполита (IX). Прпп. Иакова Железноборовского (1442) и Иакова Брылевского, сподвижника его (XV). Свт. Варсонофия, еп. Тверского (1576). Свт. Каллиника Черникского (1868) (Рум.). Сщмч. Николая пресвитера (1938).
ЕВАНГЕЛЬСКИЕ ЧТЕНИЯ
Лит. - Деян., 1 зач., I, 1-8. Ин., 1 зач., I, 1-17. На веч.: Ин., 65 зач., XX, 19-25.

Литургия св. Иоанна Златоуста.

СВЕТЛОЕ ХРИСТОВО ВОСКРЕСЕНИЕ. ПАСХА

Праздник Пасхи есть высочайший, радостнейший и торжественнейший из всех христианских праздников. Праздников праздник и торжество торжеств. Великая радость Воскресения Христова, или Пасхи, предызображена была прообразовательной пасхой ветхозаветной. Для празднования ее как важнейшего события установлен был и новый священный год, и месяц пасхальный началом месяцев. «И будет вам день сей в память; и празднуйте той праздник Господу во вся роды ваша: законно вечно празднуйте его» (Исх. 12: 1–28). «И возвеселится пред Господом Богом твоим ты, и сын твой, и дщерь твоя, и раб твой, раба твоя, и Левит, иже во градех твоих, и пришлец, и сирота, и вдова, яже в вас. И помянеши, яко раб был ecи ты в земли египетстей» (Втор. 16: 11–12).

Праздник Воскресения Христова, или Пасхи, есть древнейший из всех христианских праздников. Он начался с самого времени Воскресения Христова. Его торжествовали святые апостолы и заповедали праздновать всем верующим. Святой апостол Павел, побуждая первых христиан к достойному празднованию Пасхи Христовой, говорит: «Пасха наша за ны пожрен бысть Христос, Темже да празднуем не в квасе ветпсе, но в безквасиих чистоты и истины» (1 Кор. 5: 8). В постановлениях апостольских говорится: «Великую неделю Святой Пасхи да не работают, но да празднуют; она есть неделя Воскресения Господня: и надобно во время ее познавать Пострадавшего и Воскресшего». Кроме того, об апостольском происхождении праздника Пасхи свидетельствуют святые отцы Церкви. Так, священномученик Игнатий Богоносец, чтимый в лике 70 апостолов, в своем Послании к Филиппийцам упоминает о празднике Святой Пасхи как о всеобщем в его время христианском торжестве. Блаженный Августин говорит: «Что не писано, а передано, и что храним мы, и что, впрочем, соблюдается во всем мире, то предано или от самых апостолов, или от Соборов. По их спасительному установлению сохраняются в Церкви правила и постановления, например, о ежегодном воспоминании страданий, Воскресения, Вознесения Господня и сошествия Святаго Духа».

Апостолами указано даже самое время празднования Пасхи христианской, именно после весеннего равноденствия – не с иудеями. Согласно с этим правилом предписывается праздновать Пасху в постановлениях апостольских. Итак, Церкви в Азии, Понте, Греции, Риме, Италии, Африке, Ливии, Египте, Испании, Галлии, Британии, непрерывно и свято соблюдая предания апостольские, издревле праздновали Пасху Христову не с иудеями, которые распяли Иисуса Христа и которых Пасха по течению самих событий предваряет христианскую, но после весеннего равноденствия и полнолуния, – и после пасхи иудейской, в первый воскресный день. Этому правилу не следовали некоторые христиане Сирии, Месопотамии и Киликии, обращенные из малоазийских иудеев, которые, по своим преданиям, совершали праздник христианской Пасхи по обычаю ветхозаветному, в одно время с пасхою иудейскою, в 14 число первого после весеннего равноденствия месяца, в какой бы день недели это число ни случилось. В этот день разрешали и пост.

Частные предания христиан о времени празднования Пасхи согласил первый Вселенский Собор, постановив праздновать Пасху всем христианам в первый воскресный день после весеннего равноденствия и первого весеннего, или мартовского, полнолуния. Если же полнолуние случится в пятницу, или в субботу, или в воскресный день, то праздновать Пасху в следующий воскресный день, дабы Пасха христианская всегда была после иудейской, ибо Христос воскрес после оной. Так, равноапостольный Константин, заботясь о мире и единении Церкви Божией, с радостью писал по окончании Никейского Собора пастырям Церкви, не бывшим на нем, о Соборном постановлении праздновать Пасху всем христианам в один известный воскресный день. После рассуждения о святейшем празднике Пасхи общим решением всех найдено справедливым, чтобы все и везде праздновали ее в один день. Ибо что может быть превосходнее и величественнее, как этот праздник, в который подана нам надежда бессмертия, сохранять всем совершенно одинаково! Напротив, найдено недостойным торжествовать святейший праздник по уставам и обычаям иудеев (которые осквернили руки свои тяжким злодеянием). У нас ничего не должно быть общего с иудеями: мы стоим на ином пути, который указан нам Спасителем. Для нашей святейшей веры предлежит поприще и законное, и благоприличное. Итак, твердо и единодушно держась на этом поприще, почтеннейшие братия, уклонимся от подражания иудеям. Спаситель наш предал нам один праздничный день нашего искупления чрез Свое Воскресение и хочет, чтобы была одна Кафолическая Церковь.

Согласно определению первого Вселенского Собора о праздновании Пасхи, Собор Антиохийский в 341 году первым своим правилом объявил всех дерзающих нарушать определение святого и великого Собора, в Никее бывшего, о святом празднике спасительной Пасхи признавать отлученными от общения и отверженными от Церкви. «И сие речено о мирянах. Аще же кто из предстоятелей Церкви, епископ, или пресвитер, или диакон, после сего определения дерзнет к развращению людей и к возмущению Церквей особится и со иудеями совершати Пасху, такого святой Собор отныне уже осуждает быть чуждым Церкви, яко соделавшагося не только виною греха для самого себя, но и виною расстройства и развращения многих. И не токмо таковых Собор отрешает от священного служения, но и всех дерзающих быть в общении с ними».

Для определения ежегодного дня Пасхи принят был Церковью Вселенской александрийский пасхальный лунный круг, придуманный в Александрии. Он состоит из 19 лет и до сих пор употребляется Церковью. По прошествии 19 лет этого круга луны, новолуния и полнолуния возвращаются на те же самые числа месяцев, в которые они приходились за 10 лет. Церкви карфагенской вменено было предвозвещать всем о дне Пасхи через приписание под определениями Собора. По силе Соборных определений, александрийский пасхальный круг введен был в употребление повсюду в христианской Церкви на Востоке и Западе. Но в 1582 году папа Григорий XIII для Запада дал новую пасхалию, по которой Пасха празднуется там иногда ранее восточной целым лунным месяцем и более. Так что иногда иудейская пасха бывает после григорианской, чего по определению первого Никейского Собора не должно быть. Это происходит оттого, что пасхальное новолуние по григорианскому исчислению бывает 6-го и 7-го марта нового стиля, т. е. 22-го и 23-го февраля старого. В Православной Кафолической Церкви праздник Пасхи совершается всегда согласно с постановлениями Соборов. Главные условия для празднования Пасхи в Православной Церкви следующие: «Первое – подобает во равнодении весны Пасху совершати; второе – не в кий день жидовския; третье – не просто или абие по равнодении, но в первый по равнодении, в полноту луны; четвертое – по полноте луны абие неделя первая». Если полнолуние мартовское случится прежде 1 апреля (19 марта) – позднего предела иудейской пасхи, то Пасха наша празднуется в первое воскресенье после апрельского полнолуния. Как опресночные дни иудеев оканчиваются 3 апреля (21 марта), то Пасха наша не бывает ранее 25 (12) марта. Самое раннее полнолуние весеннее совпадает с 4 апреля (22 марта), а самое позднее с 2 мая (19 апреля). Но как это последнее число иногда приходится в понедельник, а, по положению Никейского Собора, Пасху должно праздновать в первое за тем воскресенье, то, прилагая к 19 числу шесть дней седмицы, получим для самого позднего празднования Пасхи 8 мая (25 апреля). Посему Пасха празднуется от 4 апреля (22 марта) до 8 мая (25 апреля), и всех 35 дней, в которые она бывает. Эти дни в пасхалии нашей означаются 35 буквами славянской азбуки и называются ключевыми пасхальными буквами. Способ узнавать день Святой Пасхи и все подвижные праздники, зависящие от времени ее, называется церковной пасхалией. Порядок дней марта и апреля, в которые попеременно празднуется Пасха, называется пасхальным кругом. Бывая в продолжение 532 лет ежегодно в разные дни марта и апреля, Пасха, по прошествии этого времени, возвращается опять на прежний путь: по совершении 532 лет круг солнечный, содержащий в себе 28 лет, и лунный, заключающий 19 лет, опять начинают течение свое вместе. Продолжение 532 лет в пасхалии называется великим индиктионом.

Воспоминанию славного Воскресения Иисуса Христа из мертвых посвящен Церковью светлый праздник Пасхи. Пасха наша, по словам Писания, есть Сам Господь наш Иисус Христос своим Пречистым и Всесвятым Телом и Кровью (1 Кор. 5: 7). Слово «Пасха» есть еврейское, значит «прехождение, избавление». Ибо первоначально праздновала Пасху Церковь ветхозаветная в память того, что Ангел, посланный от Бога погубить египетских первенцев, прошел мимо жилищ евреев и тем избавил их от смерти и рабства египетского (Исх. 12: 23–27).

Поелику Иисус Христос, наша Пасха, пришел и нас привел и избавил от смерти к блаженной жизни Своею смертию и Воскресением, то Пасхой называли иногда неделю Страстную и Светлую, неделю страданий – Пасхой Крестной (πάςχα ςταυρώςιμον), Неделю Воскресения – Пасхой Воскресной (πάςχα άναςτάςιμον). По церковному расположению недель и ныне между седмицами Страстной и Светлой находится один воскресный день. Поэтому эти седмицы доселе составляют как бы одну неделю, которая, начинаясь воспоминанием страданий и смерти Христа, оканчивается торжеством Воскресения Его и называется Великою. В этом смысле великая и святая неделя Пасхи, т. е. неделя страданий и Воскресения Христа, между прочими неделями церковного года есть то же, что день воскресный между прочими днями седмицы. В смысле же обыкновенном под именем Пасхи издревле разумеется собственно Светлая неделя Воскресения Христова.

Пасха ветхозаветная была прообразованием христианской. Народ богоизбранный праздновал пасху в память избавления своего из Египта, закалая в жертву агнца непорочного, не имевшего никаких телесных недостатков (Исх. 12: 5); так мы празднуем Пасху в воспоминание искупления рода человеческого страданием, смертью и Воскресением агнца непорочна и Пречиста Христа (1 Пет. 1: 19), Который есть агнец Божий, вземляй грехи мира и невинно закланный за нас (Ин. 1: 29), несть собственно пасха наша (1 Кор. 5: 7). Древний Израиль праздновал пасху в память избавления своего от рабства египетского; новый Израиль торжествует Пасху в воспоминание своего избавления от рабства дьяволу и греху. Пасха прообразовательная состояла в употреблении плоти пасхального агнца; наша Пасха состоит во вкушении агнца Божия – Его Пречистого Тела и Крови. Не сокрушая костей, ели древле прообразовательного пасхального агнца (Исх. 12: 10); и у агнца Божия, Христа, не пребиша голеней (Ин. 19: 33–36). Избавленные от тяжкого ига египтян смертью первенцев их, потомки Авраама шли через пустыню в обетованную землю, кипящую медом и млеком; христиане – духовные потомки отца верующих, искупленные драгоценной Кровью Христа, – должны тещи через пустыню мира этого к вечному небесному наследию.

Все предосторожности, принятые первосвященниками и старейшинами народа иудейского для охранения гроба Господня, обращены были Промыслом к славе Воскресения Спасителя из мертвых в третий день по смерти, как предсказали пророки и предрек Сам Господь апостолам, книжникам и старейшинам народа иудейского и всему народу (Мф. 17: 22–23; Мк. 10: 33–34; Ин. 2: 19–22; Мф. 27: 62–63). В глубокое утро третьего дня по смерти Христовой, или в первый день недели, по восходе зари, но до полного еще рассвета (Мф. 28: 1; Мк. 16: 2; Лк. 24: 1, 22; Ин. 20: 1), произошло великое землетрясение; Ангел Господень, сошедший с небес, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем. Зрак Ангела был яко молния, и одеяние его было яко снег. От страха сотрясошася стрегущии, и быша яко мертви, и рассеялись (Мф. 28: 2, 4, 11). Так Господь расторг врата адовы и Своим божественным всемогуществом воскресил Свое человечество и положил основание нашему блаженному воскресению!

Своими многократными явлениями по Воскресении Своем в продолжение 40 дней Господь засвидетельствовал истину Своего Воскресения из мертвых: постави Себе жива во мнозех истинных знамениих (Деян. 1: 3) пред апостолами, иже, как сами о себе говорят они, с Ним ядохом и пихом, по воскресении Его из мертвых (Деян. 10: 41); «Денми четыредесятми являяся им» (Деян. 1: 3).

В то время Христос уже непостоянно был с апостолами, не так, как до Воскресения. Заметь, не сказал (Лука) «четыредесять дней», но «денми четыредесятми», так как Христос являлся и опять скрывался. Для чего так? Дабы возвысить мысли учеников и не допустить их обращаться с Ним по-прежнему. И не без причины Он являлся им, но потому, что тщательно заботился об устроении двух вещей: о том, чтобы поверили Воскресению, и чтобы, наконец, думали о Нем выше, чем о простом человеке. Почему же он явился не всем, а только апостолам? Потому что народу, не знавшему неизреченного таинства, Он показался бы привидением. Если и сами апостолы сначала не верили, приходили в смущение и нуждались в прикосновении рукою и в (общении) трапезы, то чего следовало ожидать от народа? Поэтому-то Воскресение неопровержимо доказывается чудесами, для того, чтобы оно было несомненно не только для современников, но и для всех родов последующих. В самом деле, если Он не воскрес, но пребывает умершим, то каким образом апостолы совершали чудеса Его именем? Поэтому-то и Сам (Христос) оставался (на земле) после Воскресения сорок дней, давая видеть Себя в течение продолжительного времени, дабы (ученики) не считали видимого привидением. Да и этим Он не удовольствовался, но присовокупил еще и трапезу, о чем далее и говорит (Лука): «Со ними же и ядый» (Деян. 1: 4). Это всегда и апостолы поставляли свидетельством Воскресения, говоря: «Иже с ним ядохом и пихом» (Деян. 10: 41). «Потому и вкушал Господь пищу с апостолами, – говорит Златоуст, – чтобы они не почли явления Его за призрак».

Первой из членов новонасажденной своей Церкви глава ее Иисус Христос по Воскресении своем явился, как упоминают наши церковные богослужебные книги, Пречистой Матери своей. Так, в богослужении в Неделю жен-мироносиц Церковь, обращаясь к Богоматери, воспевает: «Воскресшего видевши Сына твоего и Бога, радуйся со апостолы, Богоблагодатная, чистая: и еже радуйся первее, яко всех радости вину восприяла еси, Богомати всенепорочная». Первой после Богоматери Иисус Христос воскресший явился Марии Магдалине. По прошествии дня покоя, утром в первый день недели эта благочестивая жена вместе с другими мироносицами пошла ко гробу Господа, чтобы помазать тело Его благовониями. Приближаясь ко гробу, мироносицы в недоумении говорили между собой: «Кто отвалит нам камень от дверей гроба?» Но видят, что камень, который бе велий зело, уже отвален от гроба и гроб открыт. Магдалина, думая, что тело Господа перенесено отсюда в другое место, тотчас и поспешно удаляется. Спутницы же ее вошли во гроб и, не найдя Тела Господа, недоумевали. Тогда пред ними предстали ангелы в блистающих ризах. Жены были в страхе и потупили взоры на землю. «Что ищите Живаго с мертвыми? – вещали им ангелы. – Несть зде, но воста: помяните, якоже глагола вам. Приидите, видите место, идеже лежа Господь. И скоро шедше рцыте учеником Его, яко воста от мертвых: и се варяет вы в Галилеи: тамо Его узрите» (Мф. 28: 5–7; Мк. 16: 1–7; Лк. 24: 1–7; Ин. 20: 1–2). Но Магдалина предварила своих спутниц с известием к апосталам Петру и Иоанну, что нет Тела Господа во гробе. Апостолы немедленно поспешили туда, и, войдя во гроб, нашли в нем одни пелены и плат, бывший на голове погребенного Спасителя, и возвратились домой.

Пять явлений Иисуса Христа воскресшего относятся к Неделе Пасхи. Итак, воскресшего Господа в первый день Воскресения Его узрели и веровали в Него Пресвятая Дева Мария, жены-мироносицы и все ученики Его, кроме апостола Фомы. По воскресении Своем Господь являлся в продолжение 40 дней многим, и однажды явился более пятистам человек (1 Кор. 15: 6). Одной истине свойственно иметь таких и стольких свидетелей!


ЖИТИЕ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА АНТИПЫ, ЕПИСКОПА ПЕРГАМСКОГО

Священномученик Антипа ‒ ученик святого апостола Иоанна Богослова (память 26 сентября) ‒ был епископом Пергамской Церкви в царствование императора Нерона (54‒68).

В то время по повелению императора всех, кто не приносил жертвы идолам, подвергали казни или изгнанию. Тогда был сослан на остров Патмос (в Эгейском море) святой апостол Иоанн Богослов, которому Господь открыл будущие судьбы мира и Святой Церкви.

«И Ангелу Пергамской Церкви напиши: так говорит Имеющий острый с обеих сторон меч: знаю твои дела, и что ты живешь там, где престол сатаны, и что содержишь Имя Мое, и не отрекся от веры Моей даже в те дни, в которые у вас, где живет сатана, умерщвлен верный свидетель Мой Антипа» (Откр. 2: 12‒13).

Святитель Антипа своим примером, твердой верой и неустанной проповедью о Христе достиг того, что жители Пергама начали уклоняться от жертвоприношений идолам. Языческие жрецы упрекали епископа в том, что он отвращает народ от поклонения отечественным богам, и требовали прекратить проповедь о Христе и принести жертву идолам.

Святитель Антипа спокойно ответил, что не станет служить богам-бесам, которые бегут от него, смертного человека, что он поклоняется и будет поклоняться Господу Вседержителю, создавшему все, и Его Единородному и Единосущному Сыну и Святому Духу. Жрецы возразили, что их боги существуют издавна, а Христос появился недавно и был распят при Пилате как злодей. Святитель ответил, что языческие боги созданы руками людей, и все сказания о них исполнены беззаконий и пороков. Он твердо исповедовал веру в Сына Божия, воплотившегося от Пресвятой Девы.

Разъяренные жрецы повлекли священномученика Антипу в храм Артемиды и бросили его в раскаленного медного вола, куда обычно бросали жертвы идолам. Священномученик в раскаленной печи громко молился Богу, прося принять его душу и укрепить веру христиан. Он отошел ко Господу спокойно, как бы уснув († ок. 68).

Ночью христиане взяли нетронутое огнем тело священномученика Антипы и с честью похоронили в Пергаме. Гробница священномученика стала источником чудес и исцелений от различных болезней. Особенно прибегают к священномученику Антипе при зубных болях.


Тропарь на Пасху (Светлое Христово Воскресение). Глас 5.
Христос воскресе из мертвых,/ смертию смерть поправ,// и сущим во гробех живот даровав.
Кондак на Пасху (Светлое Христово Воскресение). Глас 8.
Аще и во гроб снизшел еси Безсмертне,/ но адову разрушил еси силу, и воскресл еси яко победитель Христе Боже,/ женам мироносицам вещавый, радуйтеся:/ и Твоим апостолом мир даруяй,// падшим подаяй воскресение.
Задостойник на Пасху (Светлое Христово Воскресение). Глас 1.
Ангел вопияше Благодатней:/ Чистая Дево, радуйся!/ И паки реку: радуйся! /Твой Сын воскресе/ тридневен от гроба,/ и мертвыя воздвигнувый:// людие, веселитеся.
Светися, светися,/ новый Иерусалиме:/ слава бо Господня/ на тебе возсия./ Ликуй ныне/ и веселися, Сионе./ Ты же, Чистая, красуйся, Богородице,// о востании Рождества Твоего.
Тропарь священномученику Антипе, епископу Пергама Асийского. Глас 4.
Идольския лести упразднил еси, Антипо,/ и, диавольскую поправ силу,/ пред богоборцы дерзновенно Христа исповедал еси./ Тем же со ангельскими чины в Вышних водворяяся,/ Владыце всех славословие принося,/ и о нас молебное благодарение предлагаеши,/ благодать цельбы даруя./ Сего ради тя чтим,/ священномучениче Антипо,/ моли Христа Бога,// да спасет души наш
Кондак священномученику Антипе, епископу Пергама Асийского. Глас 4.
Апостолов сопрестольник и святителей украшение/ был еси, блаженне,/ мученически прославився,/ возсиял еси, яко же солнце, всех просвещая,/ Антипо священне,/ разрушил еси безбожия нощь глубокую./ Сего ради тя почитаем,/ яко Божественнаго суща священномученика// и целеб подателя.
Величание священномученику Антипе, епископу Пергама Асийского:
Величаем тя,/ священномучениче Антипе,/ и чтим святую память твою,/ ты бо молиши о нас// Христа Бога нашего.