Сретенский Месяцеслов

Понедельник, 24 июня
11 июня ст. ст.

Седмица 1-я по Пятидесятнице (сплошная). Глас 7
Поста нет.

День Святого Духа

Иконы Пресвятой Богородицы
«Достойно есть»

Святые дня
Апостолов Варфоломея и Варнавы (I). Прп. Варлаама Хутынского (1192). Прп. Варнавы Ветлужского (1445). Перенесение мощей прп. Ефрема Новоторжского (1572). Иконы Божией Матери, именуемой "Достойно есть" ("Милующая") (X) Табынской и "Знамение" Курской-Коренной икон Божией Матери.
ЕВАНГЕЛЬСКИЕ ЧТЕНИЯ
Еф., 229 зач., V, 8–19. Мф., 75 зач., XVIII, 10–20.

Cлужба апп. Варфоломея и Варнавы переносится на вторник, 12(25) июня. Также на вторник, 12(25) июня может быть перенесена служба в честь иконы Божией Матери, именуемой «Достойно есть».

ДЕНЬ СВЯТОГО ДУХА

В следующий за Пятидесятницей понедельник совершается праздник в честь Святого Духа. Этот праздник был установлен Церковью «ради величия Пресвятаго и Животворящего Духа, яко един есть (от) Святыя и Живоначальныя Троицы», в противодействие учению еретиков, отвергавших Божество Святого Духа и единосущность Его с Богом Отцом и Сыном Божиим.

Святой Дух един с Отцом и Сыном во всем, посему Он и совершает с Ними все, будучи самовластным, всесильным и благим. Через Него подается всякая мудрость, жизнь, движение, Он – источник всякой жизни. Он имеет все, что имеют Отец и Сын, «кроме нерождения и рождения», исходя от единого Отца.

Святой Афанасий говорит: «Дух Святый от Отца не создан, не сотворен, не рожден, но исходит». Но в чем состоит исхождение Святого Духа от Отца, для нас непостижимо, как непостижимо и рождение Сына. Поэтому Святая Православная Церковь никогда не решалась подвергать эту тайну Божества человеческому рассуждению, но всегда исповедовала ее, согласно с учением Спасителя нашего Иисуса Христа (Ин. 15: 26). Господь открывает человеку только то, что необходимо для его спасения, и многие тайны остаются для нас за непроницаемой завесой.

Обогащая человека духовными дарами и взращивая в нем плоды духовные, Дух Святой украшает человека и многообразными добродетелями, делает его, по слову Писания, древом добрым, творящим и плоды добрые (Мф. 7: 17). Жизнь по Духу Святому ясно обнаруживается в плодах Духа, к которым относятся, по словам апостола Павла, «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал. 5: 22–23).


ИКОНА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ «ДОСТОЙНО ЕСТЬ» («МИЛУЮЩАЯ»)

Икона Божией Матери «Достойно есть» находится на горнем месте алтаря соборного храма Карейской обители на Афоне.

В один из воскресных дней живший неподалеку от Карей старец ушел в обитель на всенощное бдение. В келлии остался послушник. При наступлении ночи постучался неизвестный инок. Во время всенощной, когда нужно было петь «Честнейшую Херувим...», оба встали перед иконой Божией Матери, именуемой «Милующая», и гость заметил, что у них в обители сначала поют «Достойно есть...».

Во время пения этой неслыханной песни икона Богоматери сияла небесным светом, а послушник плакал от умиления. По его просьбе эта дивная песнь, за неимением бумаги, была записана на камне, размягчившемся, как воск, под рукой чудного певца. Назвав себя Гавриилом, странник стал невидим.

Икона Божией Матери, перед которой впервые была воспета песнь «Достойно есть», была перенесена в соборный храм Успения Пресвятой Богородицы Карей (административного центра Афона). Плита с начертанной на ней архангелом Гавриилом песнью была перенесена в Константинополь во время патриаршества святителя Николая Хрисоверга († 995, память 16 декабря).

Многочисленные списки с иконы «Достойно есть» («Милующая») свято чтутся в русских храмах. В Галерной гавани Петербурга в честь Милующей Богоматери был воздвигнут пятикупольный храм, в котором поставили присланную с Афона благодатную икону «Милующая».


Молитва Святому Духу: Глас 6.
Царю Небесный,/ Утешителю, Душе истины,/ Иже везде сый/ и вся исполняяй,/ Сокровище благих/ и жизни Подателю,/ прииди и вселися в ны,/ и очисти ны от всякия скверны,// и спаси, Блаже, души наша.
Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Достойно есть» (Милующей). Глас 4.
Отцев все Афонское множество,/ соберитеся, верно празднующе,/ днесь радующеся и светло восклицающе вси в веселии,/ Божия бо Мати ныне от ангела преславно воспевается.// Тем же, яко Богородицу, присно Сию славим.
Кондак Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Достойно есть» (Милующей). Глас 4.
Празднует днесь весь Афон,/ яко песнь прият от ангела чудно/ Тебе, Чистей Богоматери,// Юже вся тварь чтит, славящи.
Величание Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Достойно есть» (Милующей):
Достойно есть/ величати Тя,/ Богородице,/ Честнейшую Херувим/ и Славнейшую// без сравнения Серафим.