Сретенский Месяцеслов

Воскресенье, 25 апреля
12 апреля ст. ст.

Вербное воскресенье.
Пост

Вход Господень в Иерусалим

Преподобный Василий исповедник,
епископ Парийский

Святые дня
Священномученик Зинон Веронийский, епископ (ок. 370); преподобный Исаак Сирин Сполетский (Италийский) (550); преподобномученики Мина, Давид и Иоанн (после 636); преподобная Анфуса дева (801); преподобная Афанасия Эгинская, игумения (860). Преподобномученик Сергий Крестников, послушник (1938). Иконы Божией Матери: Муромская (XII); Белыничская (XIII).
ЕВАНГЕЛЬСКИЕ ЧТЕНИЯ

Утр. - Мф., 83 зач., XXI, 1-11, 15-17. Лит. - Флп., 247 зач., IV, 4-9. Ин., 41 зач., XII, 1-18.

Литургия св. Иоанна Златоуста.

ВХОД ГОСПОДЕНЬ В ИЕРУСАЛИМ

Переходящий двунадесятый праздник. Всегда в воскресенье, предшествующее Пасхе.

Все четыре евангелиста повествуют о входе Иисуса Христа в Иерусалим за несколько дней до Крестных Его Страстей. Когда после чудесного воскрешения Лазаря Иисус Христос за шесть дней до Пасхи собрался для празднования ее идти в Иерусалим, то многие из народа с радостным чувством последовали за Ним, готовые сопровождать Его с торжественностью, с какою в древние времена на Востоке сопровождали царей. Первосвященники же иудейские, негодуя на Иисуса за то, что Он возбуждал к Себе необыкновенное почитание в народе, задумали убить Его, а также и Лазаря, «потому что ради него многие из Иудеев приходили и веровали в Иисуса» (Ин. 12: 11).

Но произошло неожиданное для них: «Множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим, взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: “Осанна! Благословен грядущий во Имя Господне, Царь Израилев!”». Многие постилали свои одежды, срезали ветви с пальм и бросали по дороге, дети приветствовали Мессию. Уверовав в могущественного и благого Учителя, простой сердцем народ готов был признать в Нем Царя, который пришел освободить его.

Далее евангелисты повествуют: «Иисус же, найдя молодого осла, сел на него, как написано: ‟не бойся, дщерь Сионова! се, Царь твой грядет, сидя на молодом осле” (Мф. 21: 7). И вошел Иисус в храм Божий, и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей. И говорил им: ‟написано: ‟дом Мой домом молитвы наречется”, а вы сделали его вертепом разбойников”» (Мф. 21: 12‒13).

Весь народ с восхищением слушал учение Господне. После чего к Иисусу приступили слепые и хромые, которых Он исцелил. Затем, покинув Иерусалим, Он вернулся в Вифанию.

Праздник Входа в Иерусалим от употребления в этот день ваий (пальмовых ветвей и верб) называется также Неделей ваий и Вербным Воскресением.

Церковь вспоминает этот торжественный Вход в Иерусалим в последнее воскресение Великого поста и воспевает:

«На престоле на Небеси, на жребяти на земли носимый, Христе Боже, Ангелов хваление и детей воспевание приял еси, зовущих Ти: благословен еси, грядый Адама воззвати».

За утреней присутствующим раздаются зеленеющие ветви со свечами в память того, что встречали Господа с пальмовыми ветвями в руках.

ВХОД ГОСПОДЕНЬ В ИЕРУСАЛИМ. НЕДЕЛЯ ВАИЙ

Красуйся и радуйся Церкве Божия:
се бо Царь твой прииде в правде,
на жребяти седя, от детей воспеваемый:
осанна в вышних!

Сегодняшний день – торжественный и светлый, на время преодолевающий сосредоточенно-скорбное настроение Великого поста и предваряющий радость Святой Пасхи. В празднике Входа Господня в Иерусалим ярко загорается слава Христа как Всемогущего Бога и как Царя, сына Давидова, Владыки, приветствуемого избранным народом Божиим.

В этот день Церковь вспоминает, что пришедшие на праздник Пасхи иудеи встречали Иисуса как мессию, как пророка, как великого чудотворца, ибо знали, что Он незадолго до этого воскресил четверодневного Лазаря. Взрослые и дети пели и ликовали, подкладывали под ноги осла, на котором Он ехал, свои одежды, встречали Его зелеными ветвями и цветами.

От обычая употреблять в этот праздник вайи (ветви финиковой пальмы) он называется Неделею «Ваий», «Цветоносия», «Цветною». У нас же этот праздник называется «Вербным воскресением», т.к. вайи заменяются вербой, поскольку ранее других деревьев являет она признаки пробуждающейся после долгой зимы жизни. Стояние с этими ветвями и зажженными свечами – это воспоминание торжественного Входа Царя Славы на вольные страдания. Молящиеся как бы встречают невидимо грядущего Господа и приветствуют Его, как победителя ада и смерти.

В воскресенье вечером богослужебные тексты свидетельствуют о наступлении Страстной, или Великой, седмицы. Начиная с вечерни недели Ваий, все песни Триоди Постной ведут нас по следам Господа, грядущего на вольную смерть.


ЖИТИЕ ПРЕПОДОБНОГО ВАСИЛИЯ ИСПОВЕДНИКА, ЕПИСКОПА ПАРИЙСКОГО

Преподобный Василий исповедник, епископ Парийский, жил в VIII веке. Он был избран на епископскую кафедру жителями города Парии, почитавшими святителя как истинного пастыря стада Христова.

Когда возникла иконоборческая ересь, святитель Василий решительно выступил за почитание святых икон и отказался подписать постановление об их уничтожении («Неправедный свиток» Собора 754 года, созванного при Константине Копрониме (741‒775)).

Святитель избегал всякого общения с еретиками и не допускал их в свою епархию. За свою ревность он претерпел многие гонения, голод и нищету.

До конца своей жизни святитель Василий был верен православному исповеданию.

Тропарь на Вход Господень в Иерусалим. Глас 1.
Общее воскресение/ прежде Твоея страсти уверяя/ из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже./ Тем же и мы, яко отроцы победы знамения носяще,/ Тебе Победителю смерти вопием:/ осанна в вышних,// благословен Грядый во имя Господне.
Ин тропарь на Вход Господень в Иерусалим. Глас 4.
Спогребшеся Тебе крещением, Христе Боже наш,/ безсмертныя жизни сподобихомся Воскресением Твоим,/ и воспевающе зовем:/ осанна в вышних,// благословен Грядый во имя Господне.
Кондак на Вход Господень в Иерусалим. Глас 4.
На престоле на Небеси,/ на жребяти на земли носимый, Христе Боже,/ ангелов хваление и детей воспевание/ приял еси зовущих Ти:// благословен еси, грядый Адама воззвати.
Величание на Вход Господень в Иерусалим:
Величаем Тя,/ Живодавче Христе,/ Осанна в вышних и мы Тебе вопием:/ Благословен Грядый// во имя Господне.
Задостойник на Вход Господень в Иерусалим. Глас 4.
Бог Господь, и явися нам./ Составите праздник,/ и веселящеся приидите, возвеличим Христа,/ с ваиями и ветвьми, песньми зовуще:// благословен Грядый во имя Господа Спаса нашего.
Тропарь преподобному Василию, епископу Парийскому. Глас 8.
Православия наставниче,/ благочестия учителю и чистоты,/ вселенныя светильниче,/ архиереев богодухновенное удобрение,/ Василие премудре,/ ученьми твоими вся просветил еси, цевнице,// моли Христа Бога спастися душам нашим.
Кондак преподобному Василию, епископу Парийскому. Глас 2.
Вышняго светом озарився, блаженне,/ просвещаеши вся,/ иже любовию чествующия твое, отче, честное страдание./ Василие священнострадальне,/ моли Христа Бога// непрестанно о всех нас.
Величание преподобному Василию, епископу Парийскому:
Ублажаем тя,/ преподобне отче Василие,/ и чтим святую память твою,/ наставниче монахов// и собеседниче ангелов.