Сретенский Месяцеслов

Воскресенье, 26 мая
13 мая ст. ст.

Неделя 5-я по Пасхе, о самаряныне. Глас 4.
Поста нет.

Неделя 5-я по Пасхе,
о самаряныне

Мученица Гликерия дева,
Гераклейская

Святые дня
Мученик Лаодикий Гераклейский, страж темничный (ок. 177). Праведная Гликерия дева, Новгородская (1522); Перенесение мощей преподобномученика Макария, архимандрита Каневского, игумена Пинского, Переяславского чудотворца (1688); мученик Александр Римский (284–305); святитель Павсикакий, епископ Синадский (606); святые Георгий исповедник с супругой Ириной и чадами (IX); преподобный Евфимий Иверский(1028) (Груз.). Священномученик Василий Соколов, Александр Заозерский и Христофор Надеждин, пресвитеры, преподобномученик Макарий (Телегин), иеромонах, и мученик Сергий Тихомиров (1922); мученики Черкасские (XX).
ЕВАНГЕЛЬСКИЕ ЧТЕНИЯ

НЕДЕЛЯ 5-Я ПО ПАСХЕ, О САМАРЯНЫНЕ

Природа человека так устроена, что с самого своего рождения и до самой смерти, он постоянно нуждается в пище, в воде и еде. Сначала младенец пьет молоко своей матери, потом начинает принимать более грубую пищу, и взрослый человек большую часть своей жизни ест твердую пищу, которую добывает в поте лица своего и пьет воду, так необходимую ему для жизни. Здоровый, крепкий человек может прожить без пищи, по некоторым оценкам, около недели и даже больше, без воды – меньше, около трех дней в нашем климате. А на юге, в пустыне, на Ближнем Востоке за несколько часов человек может умереть от жажды, из здорового крепкого человека превратится в труп.

Главной заботой человечества во всю его историю было обеспечение жизни, борьба за воду и хлеб. Не так давно возникли целые учения, которые объясняли пути развития человечества. Все объяснялось наличием или отсутствием еды, воды, полезных ископаемых. Работали целые научные институты это объяснявшие, а огромные империи существовали, опираясь на это учение. Люди говорили, что если будет много молока и мяса, чугуна и стали, хорошая медицина, тогда все будут счастливы и почти что вечно и радостно будут жить на земле. Так думали миллионы людей, и это учение, которое господствовало и в нашем отечестве, не новое, оно уже появлялось в мировой истории, в разных цивилизациях.

Но сегодня Господь нам говорит совсем о другом. Он говорит о живой воде, текущей в жизнь вечную (см.: Ин. 4: 14). Люди много заботятся о материальном, но это не приносит им никакого счастья. Более того, мы видим примеры того, как забота о материальном, вкладывание в это всех своих сил, талантов, способностей приводит к разочарованию, к падению целых государств, народов, к их исчезновению, их позору и гибели. Потому что люди забывают самое главное, о чем говорит сегодня нам Господь.

Так же две тысячи лет назад люди жили и около Иерусалима и в других землях, и попечением их была вода и еда. И вдруг появляется Учитель, Который полностью отвергает их представление о смысле жизни, о силах, сохраняющих жизнь человека и о том, что нужно по-настоящему для человека, его души и для соединения его с Творцом.

Источник воды, текущей в жизнь вечную предлагает нам всем Господь. Только прийти и пить из него. Только верою и любовью принять этот Источник и сохранить Его незамутненным в своей душе и сердце. Тот, кто будет пить из этого Источника, из того потекут воды жизни. Каждый из нас напоив свою душу благодатью Святого Духа, любви Божией, становится источником этой Божественной благодати для всех окружающих.

Вот какая сила и какая любовь Господа нашего Иисуса Христа обращена к нам, лишь бы мы, получив этот дар, не замутнили его, не осквернили своими грехами.

Диалог между Христом и самарянкой – диалог между Христом и каждым из нас. По жизни своей, по делам веры мы ближе к самарянам, а не к народу избранному. К людям, которые что-то знают о Боге, но исказили это понятие, живут в своих грехах, привычках, обычаях и думают, что так служат Богу. Но нет, этого мало, чтобы принять в полноте Божественную благодать и чтобы стать источником воды, текущей в жизнь вечную (см.: Ин. 4: 5–26).

О пище тоже говорит нам сегодня Господь. Пища Его в том, чтобы исполнять волю пославшего Его Отца (см.: Ин. 4: 34). И для каждого из нас, христианина, это и есть основание нашей жизни. Если мы будем заботиться только о материальном, то мы умрем духовно. Мы видим, какой страшный разлад вокруг нас, среди христиан. Смерть гуляет и духовная, и телесная, потому что мы умираем от голода, не питаясь этим хлебом, не исполняя волю пославшего нас Отца. Всех нас Господь посылает в мир благовествовать любовь, истину и Дух Святой в Истине и в духе, чтобы поклонялись люди Творцу.

Аминь.

Иеромонах Игнатий (Шестаков)


ЖИТИЕ МУЧЕНИЦЫ ГЛИКЕРИИ ДЕВЫ ГЕРАКЛЕЙСКОЙ

Святая Гликерия мученически пострадала за Христову веру во II веке, во время гонения на христиан императора Антонина (138–161). Она происходила из знатного рода, отец ее Макарий был градоначальником Рима, впоследствии он переселился во Фракийский город Троянополь.

Святая Гликерия рано лишилась отца и матери. Сблизившись с христианами, она обратилась к истинной вере и ежедневно посещала храм Божий. Правитель Троянополя Савин, получив императорский приказ о принуждении христиан к принесению жертв идолам, назначил для жителей города день общего поклонения идолу Зевсу. Святая Гликерия твердо решила пострадать за Христа и рассказала о своем намерении христианам, просила их молиться о том, чтобы Господь послал ей твердость к перенесению страданий.

В день праздника Зевса святая Гликерия, начертав на своем челе знамение Креста, явилась в капище; святая стала на возвышение в лучах солнца, сняла покрывало с головы, показав всем святой Крест, начертанный на ее челе. Она горячо молилась Богу, чтобы Он вразумил язычников и сокрушил каменного идола Зевса. Внезапно послышался гром, статуя Зевса рухнула на пол и разбилась на мелкие части. В ярости правитель Савин и жрецы приказали народу побить святую Гликерию камнями, но брошенные камни не коснулись святой. Святую Гликерию заключили в темницу, куда к ней пришел христианский священник Филократ и укрепил мученицу на предстоявший ей подвиг. Утром, когда начались истязания, внезапно среди мучителей появился ангел, и все они пали на землю, объятые ужасом. Когда видение исчезло, то по приказу Савина, едва обретшего дар речи, святую вновь отвели в темницу, дверь которой крепко заперли и запечатали личным перстнем правителя, чтобы никто не смог к ней проникнуть. Во все время заключения ангелы Божии приносили святой Гликерии пищу и питие.

Спустя много дней Савин пришел в темницу и сам снял печать. Войдя к святой, он был поражен, увидев ее живой и здоровой. Отправившись в город Ираклию, Савин повелел вести туда же и святую Гликерию. Из этого города вышли ей навстречу ираклийские христиане с епископом Дометием во главе, который перед всеми произнес молитву Господу об укреплении святой в мученическом подвиге. В Ираклии святую Гликерию ввергли в раскаленную печь за отказ принести жертву идолам, но огонь сразу погас. Тогда правитель, в безумной ярости, приказал содрать с головы святой Гликерии кожу. Потом обнаженную мученицу бросили в темницу на острые камни, она же непрерывно молилась, и в полночь в темницу явился ангел и исцелил ее раны.

Темничный страж Лаодикий, пришедший утром за святой, сначала ее не узнал, думая, что мученица скрылась, и хотел себя убить, боясь наказания, но святая Гликерия остановила его. Пораженный чудом, Лаодикий уверовал в Истинного Бога и просил молитв святой, чтобы и ему пострадать и умереть за Христа вместе с нею. «Следуй за Христом, и ты спасешься», – ответила ему славная мученица.

Лаодикий возложил на себя узы, которыми была связана святая, и на суде объявил правителю и всем присутствовавшим о чудесном исцелении святой Гликерии ангелом и исповедал себя христианином. Новый избранник Божий был немедленно усечен мечом. Христиане, тайно взяв его останки, с честью предали их погребению, а святая Гликерия была отдана на растерзание зверям. С великой радостью вышла она на казнь, но выпущенная на святую львица смиренно подползла к ней и, ласкаясь, лизала ей ноги. Наконец, святая с молитвой обратилась к Господу, прося, чтобы Он взял ее к Себе. В ответ она услышала Голос с Неба, призывавший ее к Небесному блаженству.

В это время на святую была выпущена другая львица, которая бросилась на мученицу и умертвила ее, но не растерзала. Епископ Дометий и ираклийские христиане с честью похоронили святую мученицу Гликерию. Она пострадала за Христа около 177 года. Святые мощи ее прославились истечением целебного мира.

Кондак Недели о самаряныне. Глас 8.
Верою пришедшая на кладязь самаряныня/ виде Тя премудрости воду,/ еюже напоившися обильно,// Царствие вышнее наследова вечно, яко приснославная.
Тропарь мученице Гликерии деве, Гераклейской. Глас 4.
Агница Твоя, Иисусе, Гликерия зовет велиим гласом:/ Тебе, Женише мой, люблю, и Тебе ищущи, страдальчествую,/ и сраспинаюся, и спогребаюся Крещению Твоему, и стражду Тебе ради,/ яко да царствую в Тебе, и умираю за Тя, да и живу с Тобою,/ но яко жертву непорочную приими мя, с любовию пожершуюся Тебе.// Тоя молитвами, яко Милостив, спаси души наша.
Кондак мученице Гликерии деве, Гераклейской. Глас 2.
Храм твой всечестный, яко цельбу душевную обретше, вси вернии,/ велегласно вопием ти, дево мученице Гликерие, великоименитая:// Христа Бога моли непрестанно о всех нас.
Величание мученице Гликерии деве, Гераклейской:
Величаем тя,/ страстотерпице Христова Гликерие,/ и чтим честное страдание твое,// еже за Христа претерпела еси.