Сретенский Месяцеслов

Суббота, 27 февраля
14 февраля ст. ст.

Первая приуготовительная седмица к Великому посту (сплошная). Глас 4.
Поста нет.

Преподобный Исаакий,
Затворник Печерский

Святые дня
Преподобный Авксентий Вифинский (ок. 470); равноапостольный Кирилл, учитель Словенский (869). 12 греков, строителей соборной Успенской церкви Киево-Печерской лавры (XI); Перенесение мощей благоверного князя Михаила Черниговского и боярина его мученика Феодора, чудотворцев (1578); преподобный Марон, пустынник Сирийский (IV); святитель Авраамий, епископ Каррийский (V); преподобный Иларион Грузин, Святогорец, иеросхимонах (1864) (Груз.). Священномученик Онисим (Пылаев), епископ Тульский (1937); священномученик Трифон Радонежский, диакон (1938).
ПРЕПОДОБНЫЙ ИСААКИЙ, ЗАТВОРНИК ПЕЧЕРСКИЙ(СВЕТЛАНЫ)

Жизнь преподобного Исаакия, Печерского затворника, служит примером и доказательством того, что человеку невозможно избежать искушений, но что и, с другой стороны, не может быть такого искушения, которого бы не вынесли силы человеческие, укрепляемые благодатию Божиею. Человек, искушенный напастями врага, просвещается пред Богом своими добрыми делами, как яркое дневное светило.

Преподобный Исаакий был в миру богатый торопецкий купец. С юности у него уже замечалось стремление к иночеству. Когда же настала удобная пора, он, раздав имение свое нищим, пришел к преподобному Антонию Печерскому и просил принять его в число иноков.

Преподобный Антоний принял его, облек в одежды чернеца и назвал Исаакием. И вот Исаакий, возлюбив иноческие подвиги, начал вести самую строгую жизнь. Он затворился в одной тесной пещере, размер которой равнялся всего 4 локтям, и там со слезами молился Богу. Пищею для Исаакия была просфора, которую он употреблял только через день; жажду свою он утолял водою, и то лишь в небольшом количестве. И просфору, и воду приносил ему преподобный Антоний, подавая чрез столь узкое оконце, что в нем могла поместиться одна только рука.

Преподобный Исаакий, кроме того, никогда не ложился на одре, но сидя подкреплял свои ослабевшие силы кратковременным сном. Так прожил он семь лет, ни разу не выходя из своей тесной келлии.

Однажды сидел он, отдыхая, при наступлении вечера, свеча в его келье уже погасла. И вот внезапно пещеру озарил яркий свет; к преподобному подходят два демона, принявшие вид прекрасных юношей, и говорят ему:

‒ Исаакий! Мы ангелы, и вот грядет к тебе Христос с небесными силами.

Поднявшись, Исаакий увидел множество прекрасных юношей, светлых, как ангелы. Бесы снова сказали Исаакию, указывая на одного из своего числа:

‒ Вот грядет Христос. Поклонись ему.   

Не поняв бесовской хитрости и забыв себя оградить знамением Креста, преподобный Исаакий поклонился указанному бесу, как бы Христу. Тогда бесы подняли крик: «Исаакий! Ты теперь наш!»

Затем они сели около него. Вся келья наполнилась бесами. Один из них, мнимый Христос, сказал: «Возьмите гусли, тимпаны, бубны и играйте на них, Исаакий же пусть попляшет пред нами». Бесы исполнили его приказание. Исаакий был увлечен ими в танец, продолжавшийся долгое время. Надругавшись над подвижником и оставив его едва живым, бесы исчезли.

На другой день, когда настало время для вкушения пищи, преподобный Антоний подошел к келлии Исаакия и сотворил, по обыкновению, молитву. Но ответа на это не последовало. Антоний подумал, что преподобный Исаакий уже преставился, и послал в монастырь за братией. Раскопали пещеру и вынесли оттуда Исаакия. Он, однако, был еще жив. Преподобный Феодосий, бывший тогда игуменом Киево-Печерской обители, сказал: «Поистине, это дело бесов».

За Исаакием начал ходить преподобный Антоний, а когда он удалился к черниговскому князю Святославу, то ухаживать за больным Исаакием решил преподобный Феодосий. Исаакий был совершенно расслаблен: он не мог ни встать, ни сесть, а лежал постоянно на одном боку. Сам преподобный Феодосий омывал и оправлял его и служил ему таким образом два года.

Феодосий непрестанно молился за Исаакия, и на третьем году болезни последний начал говорить, слышать и даже ходить.

Оправившись совершенно, преподобный Исаакий решил оставить затворничество и трудиться в монастыре. Он облекся во власяницу и толстую грубую верхнюю одежду, помогал поварам, работал за братию. Это было уже при игумене Стефане.

Не желая славы от людей, Исаакий начал даже юродствовать, часто оскорблял игумена и братию, так что не раз был и бит ими. Поселившись снова в пещере, где он жил раньше в затворе, Исаакий стал собирать к себе детей и облекать их в иноческое одеяние, за что не раз получал побои от родителей этих детей. Но он все претерпевал с радостью ‒ и побои, и наготу, и холод.

Бесы больше уже не осмеливались нападать на Исаакия, так как они потеряли всякую власть над ним. Когда они являлись к нему, то он насмешливо встречая их, говорил им, что не боится их, так как надеется на силу Господа Иисуса Христа и молитвы преподобных отцов Антония и Феодосия. При сем он обыкновенно знаменовал себя крестным знамением и прогонял их.

Иногда бесы хотели навести на него страх, являлись к нему в большом количестве и говорили: «Разрушим твою пещеру и погребем тебя под развалинами». На сие преподобный Исаакий обыкновенно отвечал:

‒ Если бы вы были людьми, то ходили бы днем, но вы сыны тьмы, посему и ходите во тьме.

При сем он осенял себя крестным знамением, и бесы исчезали. Иногда они хотели устрашить его другим способом. Они являлись ему в образе медведя или других хищных зверей, приползали ему в образе змей, мышей и других гадов; но, не будучи в состоянии что-нибудь сделать, говорили ему:

‒ Победил ты нас, Исаакий!

Он же отвечал им:

‒ И вы некогда победили меня, явившись в образе Иисуса Христа и Его ангелов, не будучи достойны такого образа. Теперь же я вас побеждаю, ибо вы являетесь в своем подлинном виде ‒ в образе зверей, скотов и гадов, каковы все вы и на самом деле.

С тех пор бесы более уже не тревожили Исаакия, так что он уже свободно предаться подвигам благочестия.

Последние годы своей жизни он вел жизнь самую суровую, усилил пост и воздержание, непрестанно горел духом своим, возносился всем своим существом к Богу.

После своего выздоровления он провел таким образом в пещере 20 лет. Но вот наступило время его блаженной кончины. Из пещеры Исаакия перенесли в монастырь; здесь, на восьмой день своей болезни, он и скончался. Это было в XII веке (около 1190 г.).

Игумен с братией погребли его с честью в пещере, где покоились и другие святые отцы. Мощи Исаакия открыто почивают и по настоящее время в пещерах преподобного Антония. Так сей доблестный воин Христов, сперва побежденный диаволом, потом сам победил этого врага рода человеческого и получил Царствие Небесное.

Тропарь преподобному Исаакию, затворнику Печерскому, в Ближних пещерах. Глас 2.
Светлости святых насладитися вожделев,/ в темную вселился еси пещеру, прехвальне,/ и добре подвизался еси, Исаакие,/ прельщен же быв от врага,/ паки крепко попрал еси того вся коварства./ И ныне, яко победитель,/ в веселии предстоя Христу Богу,// проси нам мира и велия милости.
Кондак преподобному Исаакию, затворнику Печерскому, в Ближних пещерах. Глас 5.
Вражию прелесть низложивша и в постничестве светло просиявша,/ приидите, вернии, восхвалим Исаакия победоноснаго,/ иже, яко злато, во искушениих просия/ и просвещает сердца верно к нему притекающих,// моляся Господеви непрестанно о душах наших.
Величание преподобному Исаакию, затворнику Печерскому, в Ближних пещерах:
Ублажаем тя,/ преподобне отче Исаакие,/ и чтим святую память твою,/ наставниче монахов// и собеседниче ангелов.