Сретенский Месяцеслов

Суббота, 27 Апреля
14 апреля ст. ст.

Страстная Седмица. Великая Суббота. Глас 6.
Пост

Святитель Мартин
Исповедник, Папа Римский

Святые дня
Мученик Антоний, Иоанн и Евстафий Виленские (Литовские) (1347); мученик Ардалион (305–311); Мученики 1000 Персидские и Азат скопец (ок. 341). Священноисповедник Александр Орлов, пресвитер (1941). Иконы Божией Матери: Виленская; Остробрамская.
ЕВАНГЕЛЬСКИЕ ЧТЕНИЯ

ЖИТИЕ СВЯТИТЕЛЯ МАРТИНА ИСПОВЕДНИКА, ПАПЫ РИМСКОГО

Святитель Мартин Исповедник, Папа Римский, был уроженцем Тосканской области в Италии. Он получил хорошее образование и поступил в клир Римской Церкви. После смерти Папы Феодора I (642‒649) пресвитер Мартин был избран на престол.

В то время мир Церкви был нарушен ересью монофелитов, получившей широкое распространение.

Бесконечные споры монофелитов с православными происходили во всех слоях населения. Император Констанс (641‒668) и Константинопольский Патриарх Павел II (641‒654) также были приверженцами ереси монофелитов. Император Констанс издал еретический «Образец веры» (Типос), обязательный для всего населения. В нем запрещались всякие дальнейшие споры.

Этот еретический «Образец веры» был получен в Риме в 649-м году. Святой Папа Мартин, твердый поборник Православия, созвал в Риме Поместный Собор, который осудил монофелитскую ересь. Святитель Мартин одновременно послал Константинопольскому Патриарху Павлу послание с увещанием вернуться к православному исповеданию.

Разгневанный император приказал военачальнику Олимпию доставить святителя Мартина на суд. Но Олимпий, прибыв в Рим, побоялся духовенства и народа, сошедшегося на Собор, и подослал воина, чтобы тайно убить святого Папу. Когда убийца приблизился к святителю Мартину, то неожиданно ослеп. Испуганный Олимпий поспешно уехал в Сицилию и вскоре был убит в сражении.

В 654-м году император послал в Рим с прежней целью другого военачальника, Феодора, который предъявил святителю Мартину тяжкие обвинения в тайном общении с врагами империи ‒ сарацинами, хулении Пресвятой Богородицы и неканоническом вступлении на папский престол. Несмотря на предъявленные римским духовенством и мирянами доказательства полной невинности святого Папы, военачальник Феодор ночью с отрядом воинов схватил святителя Мартина и отправил его на один из Цикладских островов (Наксос) в Эгейском море.

Целый год томился святитель Мартин на этом почти безлюдном острове, терпя лишения и оскорбления от стражи. Затем измученного исповедника направили на суд в Константинополь.

Больного старца принесли на носилках, но судьи грубо приказали ему подняться и отвечать стоя. Пока шел допрос, воины поддерживали ослабевшего от болезни святителя. На суде выступили лжесвидетели, оклеветавшие святого в изменнических связях с сарацинами. Пристрастные судьи не стали даже слушать оправданий святителя. В глубокой скорби он сказал: «Господу известно, какое великое благодеяние окажете вы мне, если скоро предадите смерти».

После такого суда святителя в разодранной одежде выставили на издевательство толпы, которую заставляли кричать: «Анафема Папе Мартину!» Но те, кто знал, что святой Папа страдает невинно, со слезами уходили. Наконец сакелларий, посланный императором, подошел к военачальнику и огласил приговор ‒ лишить Папу сана и предать смертной казни.

Полунагого святителя заковали в цепи и поволокли в темницу, где заключили с разбойниками. Они были более милосердны к святителю, чем еретики.

Между тем император пришел к умиравшему Константинопольскому Патриарху Павлу и рассказал ему о суде над святым Мартином. Тот отвернулся от императора и сказал: «Горе мне! Еще одно деяние к моему осуждению!» ‒ и просил прекратить мучения святителя Мартина.

Император опять послал к святителю в темницу нотария и других лиц для дополнительного допроса. Святитель отвечал им: «Если даже и раздробят меня, не буду в общении с Константинопольской Церковью, пока она пребывает в зловерии». Мучители были поражены мужеством исповедника и заменили смертную казнь ссылкой в отдаленный Херсонес Таврический.

Там святитель и скончался, изнуренный болезнью, нуждой, голодом и лишениями († 16 сентября 655). Он был погребен вне города, во Влахернской церкви во имя Пресвятой Богородицы.

Ересь монофелитов была осуждена на VI Вселенском Соборе в 680-м году. Мощи святого исповедника Папы Мартина были перенесены в Константинополь, а потом в Рим.


Тропарь на Великую Субботу. Глас 2.
Благообразный Иосиф,/ с древа снем пречистое Тело Твое,/ плащаницею чистою обвив,// и вонями во гробе нове покрыв положи.
Слава: Егда снизшел еси к смерти, Животе Безсмертный,/ тогда ад умертвил еси блистанием Божества./ Егда же и умершия от преисподних воскресил еси,/ вся силы Небесныя взываху:// Жизнодавче Христе Боже наш, слава Тебе.
И ныне: Мироносицам женам при гробе представ, ангел вопияше:/ мира мертвым суть прилична,// Христос же истления явися чуждь.
Кондак на Великую Субботу. Глас 6.
Бездну заключивый, мертв зрится,/ и смирною и плащаницею обвився,/ во гробе полагается, яко смертный, Безсмертный;/ жены же приидоша помазати Его миром,/ плачущи горько и вопиющия:/ сия Суббота есть Преблагословенная,// в ней же Христос уснув, воскреснет тридневен.
Тропарь святителю Мартину Исповеднику, Папе Римскому. Глас 4.
Истинных повелений устне распространил еси,/ учении Божественными вся просветил еси,/ зловерие низложил еси, Богомудре Мартине,/ святителю всечестне,/ поминай нас, угодниче Христов,/ еже к Нему ходатайствы твоими,// да в мире устроиши живот наш.
Кондак святителю Мартину Исповеднику, Папе Римскому. Глас 2.
Божественный гром, труба духовная, веры насадителю и отсекателю ересей,/ Троицы угодниче, великий святителю Мартине,/ со ангелы предстоя присно, моли непрестанно// о всех нас.
Величание святителю Мартину Исповеднику, Папе Римскому:
Величаем тя,/ святителю отче Мартине,/ и чтим святую память твою:/ ты бо молиши за нас// Христа Бога нашего.