Сретенский Месяцеслов

Воскресенье, 28 Апреля
15 апреля ст. ст.

Светлое Христово Воскресение. Пасха.
Поста нет.

Светлое Христово Воскресение.
Пасха

Апостолы от 70-ти:
Аристарх, Пуд и Трофим

Святые дня
Мученицы Василисса и Анастасия (ок. 68); мученики Месукевийские – Сухий и дружина его: Андрей, Анастасий, Талале (Фалалей), Феодорит, Ивхирион, Иордан, Кондрат, Лукиан, Мимненос, Нерангиос, Полиевкт, Иаков, Фока, Доментиан, Виктор, Зосима (100–130) (Груз.); мученик Савва Готфский (372). Священномученик Александр Гневушев, пресвитер (1930).
ЕВАНГЕЛЬСКИЕ ЧТЕНИЯ

СВЕТЛОЕ ХРИСТОВО ВОСКРЕСЕНИЕ. ПАСХА

Слово «Пасха» значит в переводе с еврейского ‒ «прехождение, избавление». Евреи, празднуя Ветхозаветную Пасху, вспоминали об освобождении предков своих от рабства египетского. Христиане же, празднуя Пасху Новозаветную, торжествуют избавление чрез Христа всего человечества от рабства диаволу и дарование нам жизни и вечного блаженства.

По важности благодеяний, полученных нами чрез Воскресение Христово, Пасха является Праздником праздников и Торжеством из торжеств, почему и Богослужение сего Праздника отличается величием и необычайною торжественностью.

Задолго до полуночи верующие, в светлых одеждах, стекаются в храм и благоговейно ожидают наступающего Пасхального Торжества. Священнослужители облачаются во весь светлейший сан. Перед самою полуночью торжественный благовест возвещает о наступлении великой минуты Светоносного Праздника Воскресения Христова. Священнослужители с крестом, светильниками и фимиамом исходят из алтаря и вместе с народом, подобно мироносицам, ходившим ранним утром ко гробу, обходят вокруг церкви с пением: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити». В это время с высоты колокольни, как с небес, льется ликующий пасхальный трезвон. Все молящиеся идут с возженными свечами, выражая тем духовную радость Светоносного Праздника.

Шествие останавливается у затворенных западных врат храма, как бы у дверей гроба Христова. И здесь, по обычном возгласе, священник, подобно ангелу, возвестившему мироносицам у гроба о воскресении Христовом, первый возглашает радостную песнь: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав». Эта песнь троекратно повторяется священнослужителями и хором. Затем предстоятель возглашает стихи древнего пророчества святого царя Давида: «Да воскреснет Бог и расточатся врази Его...», а все люди (хор) в ответ на каждый стих поют: «Христос воскресе из мертвых...».

Наконец предстоятель, держа в руках крест с трехсвечником, движением их начертывает знамение креста против затворенных дверей храма; они отверзаются, и ликующий сонм, как некогда мироносицы к апостолам, входит в церковь, залитую светом возженных светильников и лампад, и оглашает ее радостною песнью: «Христос воскресе из мертвых!..»

Последующее Богослужение Пасхальной заутрени состоит преимущественно из пения канона, составленного святым Иоанном Дамаскиным. Все песни этого канона разделяются многократным «Христос воскресе из мертвых!» Во время пения канона священнослужители с крестом и кадилом, в предшествии светильников, обходят всю церковь, наполняя ее фимиамом, и радостно приветствуя всех словами: «Христос воскресе!» На что верующие отвечают: «Воистину воскресе!» Неоднократные исхождения священнослужителей из алтаря напоминают о частых явлениях Господа ученикам Своим по Воскресении.

При конце утрени, после пения: «Друг друга объимем, рцем: братие! и ненавидящим нас простим вся воскресением», все верующие начинают приветствовать друг друга, произнося: «Христос воскресе!» и отвечая «Воистину воскресе!» Это приветствие они запечатлевают целованием и дарением пасхальных яиц, которые служат знаменательным символом восстания из гроба, ‒ воскресения жизни в самых недрах его, силою всемогущества Божия.

Затем читается слово святителя Иоанна Златоуста, начинающееся словами: «Аще кто благочестив и боголюбив, да насладится сего доброго и светлого торжества...». Иоанн Златоуст призывает всех возрадоваться: «Богатии и убозии, друг с другом ликуйте. Воздержницы и ленивии, день почтите. Постившиеся и не постившиеся, возвеселитесь днесь...».

«Никто же да плачет прегрешений, прощение бо от гроба возсия. Никто же да убоится смерти, свободи бо нас Спасова смерть...».

И, наконец, он торжественно возглашает вечную победу Христову над смертью и адом: «Где твое, смерте, жало? Где твоя, аде, победа? Воскресе Христос, и ты низверглся еси. Воскресе Христос, и падоша демони. Воскресе Христос, и радуются ангели. Воскресе Христос, и жизнь жительствует. Воскресе Христос, и мертвый не един во гробе (ибо теперь смерть не есть уничтожение, а только временное состояние): Христос бо востав от мертвых, начаток усопших бысть. Тому слава и держава, во веки веков. Аминь».

После утрени сразу совершаются Часы и литургия, при отверстых царских вратах, которые открыты с начала заутрени и не затворяются целую неделю в знак того, что Иисус Христос навсегда отверз нам врата Небесного Царствия.

На литургии читается первое зачало Евангелия Иоанна Богослова (начинающееся словами: «В начале бе Слово, и Слово бе к Богу, и Бог бе Слово...»), в котором изображается Божественность нашего Искупителя. Если литургия совершается собором священников, то Евангелие читается на различных языках, в знак того, что всем народам на земле «изыде вещание» о Господе.

Перед концом литургии освящается пасхальный хлеб ‒ Артос, который в Светлую Субботу после литургии раздается верующим, как пасхальное благословение. После пасхальной литургии (иногда между заутреней и литургией) совершается освящение куличей, пасох и яиц для пасхальной трапезы верующих.

В следующие дни Пасхи, после литургии, при колокольном звоне, бывают крестные ходы вокруг храмов, в которых, как победный трофей, носится Крест Христов. Этим верующие выражают свою радость и торжество о победе Иисуса Христа над смертью и адом.

Вечерню в первый день Пасхи настоятель совершает, облачившись во все священные одежды. После вечернего входа с Евангелием читается Евангелие о явлении Воскресшего Иисуса Христа апостолам вечером в первый день Своего Воскресения из мертвых (ср. Ин. 29: 19‒25). Евангелие читает настоятель, обратившись лицом к народу. Отпуст он говорит с крестом.

Всю Светлую Пасхальную неделю звонят во все колокола.

Начиная с первого дня Пасхи и до вечерни праздника Святой Троицы, коленопреклонений и земных поклонов не полагается.


ЖИТИЕ АПОСТОЛОВ ОТ 70-ТИ: АРИСТАРХА, ПУДА И ТРОФИМА

Святые апостолы Аристарх, Пуд и Трофим были из числа 70-ти апостолов, которых Господь Иисус Христос послал перед Собою с Евангельским благовестием (Лк. 10: 1‒24).

Святой апостол Аристарх, сотрудник святого апостола Павла, стал епископом сирийского города Апамеи. Имя его неоднократно упоминается в книге Деяний святых апостолов (ср. Деян. 19: 29; Деян. 20: 4; Деян. 27: 2) и в Посланиях апостола Павла (ср. Кол. 4: 10; Флп. 1: 24).

Святой апостол Пуд упоминается во 2-м Послании апостола Павла к Тимофею (2 Тим. 4: 21). Он занимал высокое положение члена римского Сената. В своем доме святой принимал первоверховных апостолов, собирал верующих христиан. Дом его был обращен в церковь, получившую название «Пастырской». В ней, по преданию, священнодействовал сам святой апостол Петр.

Святой апостол Трофим происходил из города Едессы. Имя его упоминается в Книге Деяний святых апостолов (ср. Деян. 20: 4) и во 2-м Послании апостола Павла к Тимофею (ср. 2 Тим. 4: 20). Он был учеником и спутником святого апостола Павла, разделяя с ним все скорби и гонения.

Все три апостола приняли мученическую кончину в Риме при императоре Нероне (54‒68), одновременно со святым апостолом Павлом († ок. 67).


Тропарь на Пасху (Светлое Христово Воскресение). Глас 5.
Христос воскресе из мертвых,/ смертию смерть поправ,// и сущим во гробех живот даровав.
Кондак на Пасху (Светлое Христово Воскресение). Глас 8.
Аще и во гроб снизшел еси Безсмертне,/ но адову разрушил еси силу, и воскресл еси яко победитель Христе Боже,/ женам мироносицам вещавый, радуйтеся:/ и Твоим апостолом мир даруяй,// падшим подаяй воскресение.
Задостойник на Пасху (Светлое Христово Воскресение). Глас 1.
Ангел вопияше Благодатней:/ Чистая Дево, радуйся!/ И паки реку: радуйся! /Твой Сын воскресе/ тридневен от гроба,/ и мертвыя воздвигнувый:// людие, веселитеся.
Светися, светися,/ новый Иерусалиме:/ слава бо Господня/ на тебе возсия./ Ликуй ныне/ и веселися, Сионе./ Ты же, Чистая, красуйся, Богородице,// о востании Рождества Твоего.
Тропарь апостолам Аристарху, Пуду и Трофиму. Глас 3.
Апостоли святии,/молите Милостиваго Бога,/ да прегрешений оставление// подаст душам нашим.
Кондак апостолам Аристарху, Пуду и Трофиму. Глас 4.
Явися апостольский честный сей праздник,/ просвещая нас и греховную мглу прогоняя, зовущим:// явися Свет, и прииде избавление.
Величание апостолам Аристарху, Пуду и Трофиму:
Величаем вас,/ святи апостоли Аристарше, Пуде и Трофиме,/ весь мир ученьми своими просветившия// и вся концы ко Христу приведшия.