Сретенский Месяцеслов

Воскресенье, 29 мая
16 мая ст. ст.

Неделя 6-я по Пасхе, о слепом. Глас 5.
Поста нет.

Неделя 6-я по Пасхе, о слепом

Преподобного Феодора
Освященного, игумена

Святые дня

Прп. Феодора Освященного (368). Перенесение мощей прп. Ефрема Перекомского, Новгородского чудотворца (1545). Сщмч. Александра, еп. Иерусалимского (ок. 213-250). Блж. отроковицы Музы (V). Мчч. Вита, Модеста и Крискентии (ок. 303). Прмчч. отцов, в Лавре св. Саввы избиенных (614). Свт. Георгия II, еп. Митиленского (IX). Прпп. Кассиана (1537) и Лаврентия (1548) Комельских. Мч. Вукашина (1943) (Серб.).

ЕВАНГЕЛЬСКИЕ ЧТЕНИЯ

НЕДЕЛЯ 6-Я ПО ПАСХЕ, О СЛЕПОМ

В шестую по Пасхе неделю Церковь воспоминает о чудесном исцелении слепорожденного Иисусом Христом в Иерусалиме (Ин. 9), в третий год Его Евангельской проповеди, в праздник кущей (Ин. 7: 2) или в праздник обновления храма (Ин. 10: 22). Таким образом, чудо исцеления слепорожденного относится к годовому празднику иудеев и весьма прилично дням Пятидесятницы. Это чудо, подобно прочим событиям, воспоминаемым Церковью в продолжение Пятидесятницы, открывает Божественную силу и славу Воскресшего.

После беседы с иудеями, в которой Иисус Христос явил Себя равным Богу Отцу и то, что Христос прежде даже Авраама бысть, удаляясь от иудеев, гонимый ими (Ин. 8: 28–29), встретил слепорожденного. По вопросу учеников Своих, отвергая их мнение, что «грех родительский на нем, а равно и заблуждение епикурейское, допускавшее существование душ прежде тел, в которое оне, согрешив, вселяются», Господь сказал, что человек слеп родился для того, да явятся на нем дела Божии. Сказавши сие, Господь плюнул на землю и сотворив брение, помазал очи слепому, являя Себя Содетелем и Зиждителем, Который некогда взяв персть от земли, создал человека. Господь посылает слепого в Силоам, что значит «послан». Но эта купель была вне Иерусалима. Когда при Езекии, царе Иудейском, Иерусалим был обложен (4 Цар. 18: 17) и Силоам отовсюду окружен Ассирианами, вода его проведена была внутрь города в большую купель. Если кто по повелению пророка Исаии посылаем был за водою на источник, она истекала и была почерпаема; если же кто из воинов, осаждавших Иерусалим, хотел почерпнуть, воды не было. Думают, что Силоам – «послан» толкуется оттого, что Господь послал туда слепца.

Слепорожденный пошел, умылся и возвратился зрячим. Фарисеи – сии духовные слепцы – не хотели верить во Иисуса Христа, Сына Божия, и после многократных свидетельств о славном и чудесном прозрении слепорожденного чрез прикосновение и слово Спасителя упорно отвергали сие Божественное Его чудо: «Несть сей от Бога Человек, яко субботу не хранит». Прозревший сказал им: «Вемы, яко грешники Бог не послушает, но аще кто Богочтец есть и волю Его творит, того послушает. От века несть слышано, яко кто отверзе очи слепу рождену. Аще не бы был Сей от Бога, не мог бы творить нечесоже». Так прозревший телесно прозрел и духом. Он исповедал, что Иисус Христос от Бога, и потом исповедал Его Сыном Божиим, когда Господь благоволил объявить ему Сам о Себе, что Он есть Сын Божий.

Воспоминание о прозрении слепорожденного совершается в шестую неделю по Пасхе с древних христианских времен, о чем свидетельствуют поучения, произнесенные в эту неделю отцами ІV и V веков, – святителями Иоанном Златоустом, Астерием, епископом Амасийским.

Чтением Апостола в Неделю о слепом Церковь проповедует о благодатном могуществе и мудрости апостолов Павла и Силы. По слову апостола Павла исцелена была некая отроковица от духа прорицательного. Апостолы заключены были за чудодейственное слово Божие в узы и темницу; по молитвам апостолов в полночь внезапу трус был велий, яко поколебатися основанию темничному, отверзошася абие двери вся, и всем юзы ослабеша. Начальник темницы сим благодатным знамением обращен был ко Христу со всем семейством своим (Деян. 16: 16–34).

Чтением Евангелия Церковь благовествует о событии исцеления слепорожденного (Ин. 9: 1–38).

К утешению невинно-страждущих и обличению заблуждающих Неделя о слепом возвещает, что бедствия иногда посылаются на людей на тот конец, да явятся дела Божия, и посему, видя несчастия ближних, да убоимся осуждать страждущих, подобно гордым фарисеям, которые на бедствия ближних смотрели как на несомненные признаки виновности пред Богом, наказуемые лишениями, посылаемыми от правосудия Божия.

Слепота телесная послана была человеку, да явятся на нем дела Божия; слепота же ума в делах благочестия большею частью зависит от нашего невнимания к вере, непослушания ей и неведения о ней. Книжники и фарисеи после многих свидетельств прозревшего об исцелении, поданном ему сверхъестественно, после свидетельств родителей и знакомых о прозрении его, следовательно, после свидетельств законных и достаточных к подтверждению истины никак не хотели верить чудесному его прозрению. Посему кто не покорил еще себя Божественной вере, а судит о ней под влиянием страстей, тот, хотя бы был и книжник, не способен принять света истины Божественной, скорее же затмевает его и для себя, и других. Так о Спасителе прозревший мыслил и вернее, и лучше книжников, коих ум, конечно, был богаче его – ведением, а сердце – страстями. Для принятия истины Божественной всего более необходима не ученость, но чистота сердца от страстей (Мф. 5: 8); необходимо мыслить и действовать под влиянием не страстей, а света, заимствуемого не из разума, в коем, как простой способности, нет его, но из слова Божия и от Церкви. Без слова Божия и помощи Церкви никакой разум неспособен иметь правильных и благотворных познаний о Боге, добродетели и вечной жизни. Без слова Божия и помощи Церкви для нас совершенно закрыты источник и хранилище для таковых познаний. Всякое познание почерпается нами из своего источника: истинное познание о Боге – только из слова Божия и от Церкви.

Господь для явления славы Божией употребил брение, и прозревшего, которому гордые фарисеи говорили: «Во гресех ты родился еси весь, и ты ли ны учиши», соделал проповедником Божественного всемогущества, исповедником Своим и обличителем нравственного ослепления фарисеев. Итак, блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят. Буее Божие, премудрее человек есть: и немощное Божие, крепчае человек есть (1 Кор. 1: 25). Кроме греха ничем и никем пренебрегать не должно!

Рассуждая о благочестивой ревности слепого, защищающего Истину пред фарисеями, святитель Иоанн Златоуст возбуждает к подобной ревности и нас. «Если, – говорит он, – нищий, слепой, не видевший Христа, еще прежде Его наставления такое показал дерзновение, что пред лицем всего народа, дышащего убийством и бешенством, неистовствующего и желающего, чтоб сам он (бывший слепец) обвинил Христа, не согласился на то, не замолчал, но со всяким дерзновением заградил им уста, и лучше захотел быть изгнанным, чем изменить Истине, то не тем ли паче мы, жившие столько времени в вере, верою видавшие тысячи чудес, получившие больше, нежели он, благодеяний и внутренними очами созерцающие неизреченные тайны, мы, призванные к толикой чести, – не тем ли паче должны оказывать ревности о Христе против тех, которые дерзают обвинять и опровергать христианство?».



ЖИТИЕ ПРЕПОДОБНОГО ФЕОДОРА ОСВЯЩЕННОГО, ИГУМЕНА

Преподобный Феодор назван «Освященным» потому, что первый в своей обители был рукоположен во священники.

Преподобный Феодор происходил из Египта и был сыном богатых и знатных родителей-христиан. В нем рано проявилось стремление к иноческой жизни. Однажды, когда в доме родителей в честь праздника Богоявления было большое угощение, отрок, не желая принимать участие в пиршестве, скорбел, что за радости земной жизни будет лишен их в жизни будущей. 14-ти лет он тайно ушел из дома и поселился в одном из монастырей. Услыхав о преподобном Пахомии Великом, он возгорелся желанием увидеть подвижника. Преподобный Пахомий с любовью принял пришедшего отрока, будучи предуведомлен Богом о его приходе. Оставшись в обители, преподобный Феодор быстро преуспел во всех иноческих подвигах, особенно же в полном послушании своему наставнику и в сострадании к окружающим братиям.

Мать Феодора, узнав, что он находится в Тавеннисской обители, с письмом от епископа пришла к преподобному Пахомию, моля о свидании с сыном. Но инок Феодор, опасаясь нарушить обет отречения от мира, отказался видеться с матерью.

Видя разум и способности святого Феодора, преподобный Пахомий однажды указал ему говорить поучение для братии от Божественного Писания. Святому Феодору тогда было 20 лет. Он беспрекословно повиновался и стал говорить, но некоторые из старших братий оскорбились тем, что им читает поучение новоначальный инок и удалились. Тогда преподобный Пахомий сказал им: «Вы покорились дьяволу и своим самомнением погубили свои труды. Вы не Феодора отвергли, но отвергли Слово Божие и лишились Святого Духа».

Святой Пахомий назначил преподобного Феодора строителем Тавеннисской обители, а сам удалился в более уединенный монастырь. Святой Феодор продолжал с сыновней любовью заботиться о своем наставнике, в предсмертной болезни преподобного Пахомия ухаживал за ним, когда же великий авва преставился ко Господу, закрыл ему глаза.

После смерти преподобного Пахомия святой Феодор управлял Тавеннисским монастырем, а позднее стал во главе всех Фиваидских обителей. Преподобный Феодор Освященный прославился святостью жизни и обильным даром чудотворений, он был хорошо известен святителю Афанасию, Патриарху Александрийскому. Почил святой Феодор в глубокой старости, в 368-м году.


Тропарь преподобному Феодору Освященному. Глас 1.
Пустынный житель, и в телеси ангел,/ и чудотворец явился еси, Богоносе отче наш Феодоре:/ постом, бдением, молитвою небесная дарования приим,/ исцеляеши недужныя и души верою притекающих ти./ Слава Давшему тебе крепость,/ слава Венчавшему тя,// слава Действующему тобою всем исцеления.
Кондак преподобному Феодору Освященному. Глас 2.
В дому Божии, яко финикс, процвел еси,/ плоды же добродетелей Господеви принесл пощением изрядным,/ отче преподобне,/ тем же и ублажаешися,// яко Безплотных равностоятелен.
Величание преподобному Феодору Освященному:
Ублажаем тя,/ преподобне отче Феодоре,/ и чтим святую память твою,/ наставниче монахов// и собеседниче ангелов.