Седмица 30-я по Пятидесятнице. Глас 4.
Пост
Пророк Аггей
Святой пророк Аггей происходил из колена Левиина и родился в плену Вавилонском. Еще будучи в юношеском возрасте, он возвратился из Вавилона в Иерусалим и пророчествовал там со святым пророком Захариею 36 лет. Они жили за 500 лет до Воплощения Христова. Святой Аггей был современником построения второго Иерусалимского храма, воздвигнутого на месте первого ‒ Соломонова. Построение храма было предпринято по возвращении из плена Вавилонского Зоровавелем, предводителем иудеев, отпущенных на родину царем персидским Киром, который назначил его правителем Иудеи.
Сооружение храма было сопряжено с большими трудностями, поскольку этому препятствовали самаряне, участие которых в построении храма было отклонено иудеями, желавшими сохранить чистоту и неприкосновенность богослужения от всего нечистого, языческого. Самаряне подкупили начальников некоторых персидских областей, и те клеветали на иудеев пред двором Персидским.
Но главным препятствием к успешному сооружению храма было то, что прежнее горячее усердие иудеев охладело. Они устремили свою деятельность на другое, занялись построением и украшением собственных домов, полагая, что еще не пришло время строить дом Божий, представляли они и иные предлоги для оправдания своей беспечности.
И вот в это время Господь посылает к иудеям пророка Аггея с обличением и угрозами, а также обещанием высшей помощи и славным пророчеством о превосходстве и величии второго храма пред первым. С помощью Божиею и при содействии пророков Аггея и Захарии, Зоровавель преодолел козни врагов и бездеятельность иудеев, и строительство храма, начатое в 520-м году до Р.Х., было окончено в 516-м году, в шестое лето правления персидского царя Дария. «Руки Зоровавеля, ‒ сказал Господь через пророка, ‒ положили основание дому сему; его руки и окончат его» (Зах. 4, 9).
Всех речей пророка Аггея, относящихся к сооружению храма, ‒ четыре. В них пророк возбуждает иудеев к строению обличением их беспечности и нерадения о доме Божием и указанием безуспешности от сего в делах их, бесплодия земли и других наказаний Божиих. Он возбуждал их также безопасностью и благовременностью строения, уверением присутствия и покровительства Божия в этом деле, величием и превосходством нового храма, необходимостью его для них и обещанием им благословения Божия за исполнения воли Господа.
Величественно изображает пророк будущую славу храма и утверждение незыблемого царства на земле, царства Христова: «так говорит Господь Саваоф: еще раз, и это будет скоро, Я потрясу небо и землю, море и сушу, и потрясу все народы, и придет Желаемый всеми народами, и наполню дом сей славою, говорит Господь Саваоф. Мое серебро и Мое золото, говорит Господь Саваоф. Слава сего последнего храма будет больше, нежели прежнего, говорит Господь Саваоф; и на месте сем Я дам мир» (Агг. 2, 6‒10).
И еще было слово Господне к пророку: «скажи Зоровавелю, правителю Иудеи: потрясу Я небо и землю; и ниспровергну престолы царств, и истреблю силу царств языческих, опрокину колесницы и сидящих на них, и низринуты будут кони и всадники их, один мечом другого. В тот день, говорит Господь Вседержитель, Я возьму тебя, Зоровавель, сын Салафиилев, раб Мой, говорит Господь, и буду держать тебя как печать, ибо Я избрал тебя, говорит Господь Вседержитель» (Агг. 2, 21‒24).
По кончине своей, святой Аггей с честью был погребен близ священнических гробов, ибо происходил из священнического рода. Был он мужем, совершенным в добродетели, и, как славный и великий пророк, был любим и чтим всеми. Имя его, в переложении с еврейского языка на русский, значит праздник или празднующий.