Страстная седмица. Великий Вторник.
Пост
Великий Вторник
Преподобного Зосимы,
игумена Соловецкого
Литургия Преждеосвященных Даров. Литургия Преждеосвященных Даров.
ВЕЛИКИЙ ВТОРНИК
Ночь на вторник Иисус Христос провел также в Вифании. Во вторник утром опять пришел во храм Иерусалимский и много учил во храме и вне храма (Мф. 24: 1). Первосвященники и старейшины, слыша притчи Его и понимая, что Он о них говорит, старались схватить Его и убить. Но напасть на Него открыто боялись, потому что народ почитал Его за пророка (Мф. 21: 46), был в восхищении от учения Его (Мк. 11: 18), «послушаше Его в сладость» (Мк. 12: 37).
Из евангельских наставлений, произнесенных Иисусом Христом во вторник, Церковь избрала для назидания верующих в этот день преимущественно притчу о десяти девах, как особенно приличную времени Великой седмицы, в которую нам наиболее должно бодрствовать и молиться.
Притчей о десяти девах начинается синаксарь на Великий Вторник. Церковь внушает всегдашнюю готовность к сретению Небесного Жениха целомудрием, милостыней и неотлагательным совершением прочих благих деяний, изображаемых под именем елея, приготовленного мудрыми девами. «Целомудрие высоко, – говорит Церковь, – но сохраняющий оное да не небрежет и о других добродетелях, паче же о милостыне, которою свеща целомудрия просвещается». Мудрые девы приложили к девству многий и богатый елей милостыни, юродивые же имели одно целомудрие, не имея других добродетелей, а особенно милосердия. В ночь настоящей жизни задремали все и уснули. В полночь раздался крик: «Се, Жених грядет!» Мудрые приготовили светильники свои и вошли с Женихом на брак, и двери затворились. После приходят и юродивые, которые, не имея у себя готового елея, ходили купить его в час пришествия Жениха. «Господи, Господи, – вопиют они, – отверзи нам», но Он отвечает: «Не вем вас». Сообразно с притчей о десяти девах, преимущественно избранной для назидания верующих в Великий Вторник, Церковь и в своих священных песнопениях в этот день побуждает нас к исправлению нашего поведения и к целомудрию, особенно представлением внезапного пришествия Христова судить живых и мертвых.
Евангельскую притчу о десяти девах Церковь приводит на память в назидание нам с древних времен. О ней упоминает в этот день преподобный Исидор Пелусиот, живший в начале 5 века. В 8 веке преподобный Косьма Маиумский написал для Великого Вторника двупеснец, сейчас исполняемый Церковью на утрене в этот день.
На утрене в Великий Вторник Церковь благовествует о злобе первосвященников и старейшин иудейских против Иисуса Христа. Фарисеи совет восприяша, яко да обольстят его словом, во еже предати Его начальству (Лк. 20: 20), не представляя при своем духовном ослеплении, что над ними исполнятся слова пророка: «И паде в яму, юже содела». Итак, притворяясь праведниками, приступают к Иисусу Христу с разными коварными, искусительными вопросами сначала фарисеи, полагавшие, что иудеи, как народ Божий, должны, в отличие от язычников, платить дань только Богу в Его храм; потом иродиане, утверждавшие, что должно платить подать кесарю, от которого Ирод получил свою власть. Фарисеи с иродианами спрашивали Господа, «достойно ли есть дати кинсон кесареви или ни»? Но слышавше Божественный ответ Спасителя, «дивишася: и оставльше его отыдоша». «В тот же день приступили к Нему саддукеи, иже глаголют не быти воскресению мертвых», и спросили Господа о силе супружеского закона ужичества по воскресении мертвых. «И слышавше народи ответ Господа дивляхуся о учении его. Фарисеи слышавше, как посрами саддукеи, собрашася вкупе на Господа и на Христа, и спрашивали: "Кая заповедь больши есть в законе?"» Но Господь своим Божественным ответом и вопросом о Христе «Чий есть Сын?» обличил, посрамил их неведение и упорство и совершенно заградил уста лукавствующих, так что «никтоже можаше отвещати Ему словесе, ниже смеяше кто от того дне вопросити Его».
Видя крайнее огрубение, лицемерие и беззаконие книжников и фарисеев, Иисус Христос произнес на них к народу и ученикам своим сильную обличительную речь, в которой, многократно взывая к ним: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры», называл их людьми, которые глаголют и не творят. Возлагают бремени тяжка на плеща человечески, перстом же своим не хотят двигнути их; вся же дела своя творят, да видими будут; любят преждевозлегания на вечерях, преждеседания на сонмищах, целования на торжищах и зватися от человек: «Учителю! Учителю!» Затворяют Царствие Небесное пред человека и сами не входят; снедают домы вдовиц; преходят море и сушу сотворити единаго пришельца и творят его сына геенны сугубейша себя. Называл Господь их людьми, которые суть вожди слепии и буи, оцеждающии комары, велъблюды же пожирающе; очищающие внешнее, внутри же полни хищения и неправды, лицемерия и беззакония; которые суть змия порождения ехиднова. После этих сильных обличений Господь угрожал Иерусалиму запустением, предсказывая иудеям, как «не имате Мене видети отселе, дондеже речете: "Благословен Грядый во имя Господне"» (Мф. 22: 15; 23: 39). На Литургии в Великий Вторник Церковь продолжает благовествовать проповедь, начатую в Литургийном Евангелии Великого Понедельника. О дне же и часе Второго Пришествия Христова и кончины века «никтоже весть, токмо Отец Мой един». Течение обыкновенных дел не прекратится. «Бдите убо, яко невесте, в кий час Господь ваш приидет… Блажен раб, его же, пришед господин его, обрящет бдяща!»
Свою беседу о днях запустения Иерусалима и кончине мира Господь заключает притчами о десяти девах и о вверенных нам от Бога талантах, в употреблении которых Господь некогда потребует от нас отчета. Поучает Господь сими притчами непрестанному духовному бодрствованию для неопустительного исполнения воли Божией и для постоянных ожиданий внезапного славного пришествия Господа на суд, употребление дарованных нам от Бога сил к славе Его и благу ближних. Упомянув в притчах о последнем Своем пришествии на всеобщий суд, Господь предвозвещает и о том, что Он произнесет этот Страшный Суд над миром. Окончив вся словеса Своя, Господь объявляет ученикам: «Весте, как по двою дню Пасха будет, и Сын Человеческий предан будет на пропятие» (Мф. 24: 36; 26: 2).
ЖИТИЕ ПРЕПОДОБНОГО ЗОСИМЫ, ИГУМЕНА СОЛОВЕЦКОГО
Преподобный Зосима, игумен Соловецкий, великий светильник русского Севера, основатель иноческого общежития на Соловецком острове, родился в Новгородской епархии, в селе Толвуе близ Онежского озера. С юных лет он воспитывался в благочестии, и после смерти родителей Гавриила и Варвары раздал имущество и принял постриг.
В поисках уединенного места преподобный отправился на побережье Белого моря и в устье Сумы встретился с преподобным Германом (память 30 июля), который поведал ему о пустынном морском острове, где он с преподобным Савватием (память 27 сентября) прожил 6 лет.
Около 1436 года отшельники, благополучно совершив морское плавание, пристали к Соловецким островам. Бог благословил место их поселения видением преподобному Зосиме прекрасной церкви на воздухе. Преподобные своими руками построили келлию и ограду, начали возделывать и засевать землю.
Однажды поздней осенью преподобный Герман отправился на материк за необходимыми припасами. Из-за осенней непогоды он не смог вернуться. Преподобный Зосима провел всю зиму один на острове. Много искушений он претерпел в борьбе с бесами. Ему угрожала голодная смерть, однако чудесно появившиеся два незнакомца оставили ему запас хлеба, муки и масла. Весной возвратился на Соловки преподобный Герман с рыбаком Марком и привез запас пищи и снасти для рыбной ловли.
Когда на острове собралось несколько отшельников, преподобный Зосима устроил для них небольшую деревянную церковь в честь Преображения Господня с трапезной. По просьбе преподобного Зосимы из Новгорода был прислан в новосозданную обитель игумен с антиминсом для соборного храма.
Так было положено начало знаменитой Соловецкой обители. В суровых условиях отдаленного острова иноки сумели организовать хозяйство. Но настоятели, которых присылали на Соловки из Новгорода, не выдерживали жизни в непривычно трудных условиях, и братия избрали игуменом преподобного Зосиму.
Преподобный Зосима занялся устроением внутреннего быта обители, ввел строгое общежитие. В 1465-м году он перенес на Соловки с реки Выг мощи преподобного Савватия. Обитель терпела притеснения от новгородских бояр, которые отнимали у иноков уловы рыбы. Преподобный вынужден был отправиться в Новгород и искать защиты у архиепископа. По совету архиепископа он обходил дома бояр и просил их не допускать обитель до разорения.
Влиятельная и богатая боярыня Марфа Борецкая приказала с бесчестьем выгнать преподобного Зосиму, но потом раскаялась и пригласила его на обед, во время которого он вдруг увидел, что шесть знатнейших бояр сидят без голов. Преподобный Зосима поведал видение своему ученику Даниилу и предсказал боярам скорую смерть. Это предсказание исполнилось в 1478-м году, когда при взятии Новгорода Иоанном III (1462‒1505) бояре были казнены.
Незадолго до кончины преподобный сам приготовил себе гроб, в котором был погребен за алтарем Преображенского храма (†17 апреля 1478). Впоследствии над его могилой была устроена часовня. Мощи его совместно с мощами преподобного Савватия 8 августа 1566 года были перенесены в придел, освященный в их честь в Преображенском соборе.
Много чудес было засвидетельствовано, когда преподобный Зосима с преподобным Савватием являлись гибнувшим в морской пучине рыбакам. Преподобный Зосима также покровитель пчеловодства и хранитель пчел, ему усвоено даже именование «пчельник». К преподобному Зосиме часто прибегают за помощью и в болезнях. Множество больничных храмов, посвященных ему, свидетельствует о великой целительной силе его молитв пред Богом.