Сретенский Месяцеслов

Воскресенье, 30 июня
17 июня ст. ст.

Неделя 2-я по Пятидесятнице. Всех святых, в земле Русской просиявших. Глас 1.
Пост

Собор всех святых, в земле
Русской просиявших

Мученики Мунуил,
Савел и Исмаил

Святые дня
Все преподобные и богоносные отцы, во Святой Горе Афонской просиявшие (переходящее празднование в Неделю 2-ю по Пятидесятнице). Священномученик Аверкий Северовостоков, пресвитер (1918); преподобноисповедник Максим (Попов), иеромонах (1934); мученица Пелагия Балакирева (1943).

СОБОР ВСЕХ СВЯТЫХ, В ЗЕМЛЕ РУССКОЙ ПРОСИЯВШИХ

Идея соборного празднования памяти русских святых появилась в середине XVI века, после прославления сонма русских святых на Московских Соборах 1547 и 1549 годов. Первая служба в честь «новых российских чудотворцев» была составлена Григорием, иноком суздальского Спасо-Евфимиева монастыря, и предназначалась для пения 17 июля; этот день стал первоначальной датой празднования Собора русских святых.

После XVII века это празднование сохраняется только в старообрядческой среде и совершается в неделю (т.е. в воскресенье) после памяти пророка Илии (20 июля).

Современное празднование Всех Святых, в земле Русской просиявших, было установлено по решению Поместного Собора Русской Православной Церкви 1917–1918 годов. На заседании 7 (20) августа был заслушан доклад профессора Б.А. Тураева о праздновании памяти всех святых, новых чудотворцев российских. В докладе был сделан краткий обзор истории службы новым российским чудотворцам, приведены примеры подобных служб (ветхозаветным праотцам, преподобным афонским и др.) и предложено восстановить празднование памяти русских святых в воскресный день после памяти Всех святых недели по примеру памяти афонских подвижников, отмечаемой на Святой Горе. Заслушав доклад, Собор определил восстановить празднование дня памяти всех русских святых в 1-е воскресенье Петрова поста.

Служба имеет много особенностей, обусловленных желанием священноисповедника Афанасия выделить ее в круге праздников Русской Православной Церкви; она включает избыточный гимнографический материал, что позволяет со всей полнотой совершать ее как в воскресный, так и в будний день. Некоторые особенности составленной священноисповедником Афанасием службы не вполне традиционны: поименное перечисле­ние всех русских святых на литии не имеет аналогов в древних службах (а после прославления сонма новомучеников на Архиерейском юбилейном Соборе 2000 года стало практически неосуществимым), соединение трех величаний, обращенных к Богу, Божией Матери и ко всем русским святым, не находит соответствия в Типиконе.

Служба пользуется большой популярностью (хотя, как правило, некоторые ее части – молебное пение накануне, ряд песнопений и др. – на практике сокращаются или опускаются), некоторые ее тексты (напр., стихиры подобны «Земле Русская») вошли в число наиболее известных и любимых в Русской Церкви.

ЖИТИЕ МУЧЕНИКОВ МУНУИЛА, САВЕЛА И ИСМАИЛА

Святые мученики Мануил, Савел и Исмаил, родные братья, происходили из знатного персидского рода. Отец их был язычником, мать, христианка, крестила детей и воспитала их в твердой вере во Христа Спасителя. Возмужав, братья поступили на военную службу. В качестве послов персидского царя Аламундара они были посланы для заключения мирного договора с императором Юлианом Отступником (361–363). Юлиан принял их с подобающей честью и оказывал расположение. Но когда братья отказались принять участие в языческом жертвоприношении, разгневанный Юлиан, нарушив закон, заключил мирных посланников чужой страны в темницу, как преступников. На допросе он сказал им, что если они презирают почитаемых им богов, то нельзя достигнуть между странами ни согласия, ни мира. Святые братья отвечали, что они посланы своим царем с государственным поручением, а не для того, чтобы рассуждать о богах.

Видя твердость веры святых братьев, император велел подвергнуть их жестоким мукам. Святых мучеников подвесили, пригвоздив руки и ноги к дереву, в головы вонзили гвозди, а под ногти рук и ног вбили острые спицы. Во время истязаний святые воины, как бы не чувствуя мучений, славили Бога и молились. Наконец, святым мученикам отсекли головы мечами.

Их тела Юлиан приказал сжечь, но внезапно произошло землетрясение, земля разверзлась и приняла в свои недра тела святых мучеников. Через два дня, после усердной молитвы христиан, земля возвратила тела святых братьев, от которых исходило благоухание.

Многие язычники, ставшие свидетелями происшедшего чуда, уверовали во Христа и крестились. Христиане с честью погребли мощи святых мучеников – братьев Мануила, Савела и Исмаила. Это совершилось в 362-м году. С этого времени мощи святых страстотерпцев прославились чудотворениями.

Узнав об убийстве своих послов и о том, что законопреступник Юлиан с многочисленными войсками идет против него, царь Аламундар собрал войско и стал на границе своих владений. В крупном сражении персы одолели греков. Юлиан Отступник был убит святым великомучеником Меркурием (сведения помещены 24 ноября).

Через 30 лет благочестивый император Феодосий Великий († 395) построил в Константинополе храм в честь святых мучеников, а святитель Герман, Патриарх Константинопольский (память 12 мая), будучи еще иеромонахом, написал в память и похвалу святым братьям канон.


Тропарь всем святым, в земле Русской просиявшим. Глас 1.
Якоже плод красный Твоего спасительнаго сеяния,/ земля Российская приносит Ти, Господи, вся святыя, в той просиявшия./ Тех молитвами в мире глубоце// Церковь и страну нашу Богородицею соблюди, Многомилостиве.
Кондак всем святым, в земле Русской просиявшим. Глас 3.
Днесь лик святых, в земли нашей Богу угодивших, предстоит в Церкви/ и невидимо за ны молится Богу./ Ангели с ним славословят,/ и вси святии Церкве Христовы ему спразднуют,/ о нас бо молят вси купно// Превечнаго Бога.
Величание всем святым, в земле Русской просиявшим:
Ублажаем вас,/ чудотворцы наши славнии,/ землю Русскую добродетельми вашими озарившии/ и образ спасения нам// светоявленно показавшии.
Тропарь мученикам Мануилу, Савелу и Исмаилу. Глас 4.
Мученицы Твои, Господи,/ во страданиих своих венцы прияша нетленныя от Тебе, Бога нашего,/ имуще бо крепость Твою,/ мучителей низложиша,/ сокрушиша и демонов немощныя дерзости./ Тех молитвами// спаси души наша.
Кондак мученикам Мануилу, Савелу и Исмаилу. Глас 2.
Верою Христовою уязвлени, всеблаженнии,/ и Сего верно испивше чашу,/ персская служения и дерзость на землю низложисте,/ Троицы равночисленнии,// молитвы творяще о всех нас.
Величание мученикам Мануилу, Савелу и Исмаилу:
Величаем вас,/ страстотерпцы святии,/ и чтим честная страдания ваша,/ яже за Христа// претерпели есте.