Сретенский Месяцеслов

Пятница, 31 Мая
18 мая ст. ст.

Седмица 5-я по Пасхе. Глас 4.
Поста нет.

Святой благоверный князь
Димитрий Донской

Святые дня
Священномученик Патрикий и с ним три пресвитера: Акакий, Менандр и Полиен (около 100); преподобный Корнилий, чудотворец Комельский (1537). Преподобный Корнилий, игумен Палеостровский, Олонецкий (ок. 1420); благоверный князь Иоанн Угличский, в иночестве Игнатий, Вологодский (1523); преподобный Сергий Шухтомский (Шухтовский) (1609); мученик Калуф Египтянин (284–303); преподобный Иоанн, епископ Готфский (790). Священномученики Матфий Вознесенский (1919), Виктор Каракулин, пресвитеры (1937), Онуфрий (Гагалюк), архиепископ Курский, Антоний (Панкеев), епископ Белгородский, Митрофан Вильгельмский, Александр Ерошов, Михаил Дейнеки, Ипполит Красновский, Николай Садовский, Василий Иванов, Николай Кулаков, Максим Богданов, Александр Саульский, Павел Брянцев, Павел Попов, Георгий Богоявленский, пресвитеры (1938) и мученик Михаил Вознесенский (1938); преподобномученик Валентин (Лукьянов), иеромонах (1940).

ЖИТИЕ СВЯТОГО БЛАГОВЕРНОГО КНЯЗЯ ДИМИТРИЯ ДОНСКОГО

Святой Димитрий Донской, сын князя Иоанна Красного, родился в 1350-м году. Оставшись 9-ти лет без отца, воспитывался под руководством святителя Алексия Московского, которому много в этом содействовал преподобный Сергий Радонежский, бывший крестным отцом двоих из 12-ти детей князя (восприемником других был преподобный Димитрий Прилуцкий).

Христианское благочестие святого князя Димитрия сочеталось с его талантом выдающегося государственного деятеля. Заняв великокняжеский престол в 12-летнем возрасте, он посвятил себя делу объединения русских земель под главенством великих князей Московских и освобождению Руси от татаро-монгольского ига.

В 1380-м году, собирая силы для решающего сражения с полчищами Мамая, святой Димитрий просил благословения у преподобного Сергия Радонежского. Старец воодушевил князя, предсказал ему победу и дал в помощь как свое благословение монахов Александра Пересвета и Андрея Ослябю, которых сам постриг в схиму. Как повествует жизнеописатель преподобного Сергия, святой видел в духе весь ход битвы, знал имена погибших воинов, за которых сам тут же отслужил панихиды.

Перед выступлением войска произошло чудесное событие – во Владимире открыты были мощи святого благоверного князя Александра Невского, прадеда князя Димитрия. Ночью инок – пономарь церкви, где находилась гробница святого князя – увидел, как сами собою загорелись свечи перед иконами, и к гробу подошли два старца, вышедшие из алтаря. Они воззвали к святому Александру, дабы он вышел на помощь правнуку, идущему на бой с иноплеменниками. Князь встал и сделался невидим вместе со старцами. Наутро гроб был выкопан, и обнаружены нетленные мощи благоверного князя.

Еще одно божественное знамение получил святой Димитрий – стоявшему на страже в ночь перед сражением воину явились святые Борис и Глеб. В вышине показалось густое облако, и двое светлых юношей с зажженными свечами и мечами в руках обратились к татарским воеводам: «Кто послал вас губить наше отечество, данное нам Богом?» – и стали рубить врагов, так что ни один не остался цел.

Перед битвой святой Димитрий, горячо помолившись, обратился к воинам: «Братья, пора нам испить нашу чашу, и пусть это место станет нам могилой за имя Христово...». Начал битву схимник Пересвет, принявший вызов татарского богатыря Челубея – оба воина погибли в смертельной схватке.

Великий князь наравне с простыми воинами бился в жестокой сече. Некоторым открывалась в эти часы духовная сущность происходящего – видели, что христианам помогало ангельское воинство с Архистратигом Михаилом во главе, по небесам шествовали рати святых мучеников; от духовных воинств летели на татар тучи огненных стрел, а на головы православных воинов опустилось из облака множество венцов. Большая часть 150-тысячного войска погибла в «сече лютой и великой», многих погребли на поле битвы и построили тут же кладбищенский храм Рождества Пресвятой Богородицы (в день этого праздника произошло сражение).

За победу на Куликовом поле (между реками Доном и Непрядвой) святой Димитрий стал именоваться Донским. В благодарность Богу за Куликовскую победу он устроил Успенский монастырь на реке Дубенке и по обету основал Николо-Угрешский монастырь на месте, где по пути на поле Куликово в лесу на дереве увидел образ святителя Николая. В Троицкой обители князь впервые совершил всенародное поминовение убиенных воинов и повелел делать это и впредь. Так были установлены Димитриевские родительские субботы.

С именем князя Димитрия Донского связано также строительство Голутвинской обители, Московской церкви Всех Святых на Кулишках и каменного Успенского собора Симонова монастыря. Не только в храмоздательстве проявлялось глубокое благочестие Димитрия. Боголюбивый князь ежедневно посещал храм, постом каждый воскресный день приступал к Святым Тайнам, носил власяницу под княжескими одеждами.

После великой победы князя ждали тяжелые испытания. Летом 1382 года новый татарский хан Тохтамыш с несметным войском двинулся на Москву, разоряя русские земли, и фактически уничтожил столицу. Татары убивали всех подряд, грабили церкви, оскверняли алтари, жгли книги: княжеская сокровищница была расхищена. По преданию, Димитрий Иоаннович плакал на развалинах города и велел похоронить убитых на свои деньги. Возобновились и внутренние междоусобицы – старая вражда с Тверью и Рязанью. Лишь преподобному Сергию Радонежскому удалось убедить князя Олега Рязанского заключить мир с Москвой.

Почувствовав приближение кончины, князь Димитрий послал за преподобным Сергием, который был главным свидетелем при составлении духовного завещания и преподал святому Димитрию необходимые таинства (по кончине же его присутствовал на отпевании). В завещании святой Димитрий заповедал детям глубоко чтить их мать – святую великую княгиню Евдокию (в иночестве Евфросинию), боярам жить по заповедям Божиим, утверждая мир и любовь. Святой Димитрий преставился ко Господу 19 мая 1389 года, едва достигнув 40 лет, и был похоронен в Архангельском соборе Московского Кремля.

Тропарь благоверному князю Димитрию Донскому. Глас 3.
Велика обрете в бедах тя поборника земля Русская,/ языки побеждающа./ Якоже на Дону Мамаеву низложил еси гордыню,/ на подвиг сей прияв благословение преподобнаго Сергия,/ тако, княже Димитрие,/ Христу Богу молися,// даровати нам велию милость.
Кондак благоверному князю Димитрию Донскому. Глас 2.
Подвиги твоими, святе Димитрие,/ страну нашу Бог сохрани,/ давый тебе силу непобедимую./ И ныне, предстателю крепкий,/ соблюда молитвами святыми/ град твой Москву невредим// от всех навет вражиих.
Величание благоверному князю Димитрию Донскому:
Величаем тя,/ святый благоверный великий княже Димитрие, / и чтим святую память твою, / ты бо молиши о нас // Христа Бога нашего.

Седмица 5-я по Пасхе. Глас 4.
Поста нет.

Мученик Феодот
Анкирский

Святые дня
Память святых отцов семи Вселенских Соборов; мученицы семь дев: Александра, Текуса, Клавдия, Фаина, Евфрасия (Евфросиния), Матрона и Иулия (303); мученики Петр, Дионисий, Андрей, Павел и мученица Христина (249–251); преподобный Макарий Алтайский (1847). Мученики Симеон, Исаак и Вахтисий (IV); мученики Ираклий, Павлин и Венедим; мученики Давид и Тиричан (Таричан) отроки (693) (Груз.); праведный Иоанн Кормянский, пресвитер (1917). Святой Михаил Виноградов исповедник, пресвитер (1932); священномученик Василий Крылов, пресвитер (1942).
ЕВАНГЕЛЬСКИЕ ЧТЕНИЯ

ЖИТИЕ МУЧЕНИКА ФЕОДОТА АНКИРСКОГО И СВЯТЫХ МУЧЕНИЦ СЕМЬ ДЕВ – ТЕКУСЫ, ФАИНЫ, КЛАВДИИ, МАТРОНЫ, ИУЛИИ, АЛЕКСАНДРЫ И ЕВФРАСИИ

Святой мученик Феодот и святые мученицы семь дев – Текуса, Фаина, Клавдия, Матрона, Иулия, Александра и Евфрасия, жили во 2-й половине III века в городе Анкире, Галатийской области, и мученически скончались за Христа в начале IV века. Святой Феодот был «корчемником», имел свою гостиницу, был женат.

Уже тогда он достиг высокого духовного совершенства: соблюдал чистоту и целомудрие, воспитывал в себе воздержание, покорял плоть духу, упражняясь в посте и молитве. Своими беседами он приводил иудеев и язычников к христианской вере, а грешников – к раскаянию и исправлению. Святой Феодот восприял от Господа дар исцелений и врачевал больных возложением на них рук.

Во время гонения императора Диоклетиана (284–305) на христиан в город Анкиру был назначен известный своей жестокостью правитель Феотекн. Многие христиане бежали из города, оставляя свои дома и имущество.

Феотекн оповестил всех христиан, что они обязаны принести жертву идолам, в случае же отказа будут преданы на мучения и смерть. Язычники приводили христиан на мучения, а имущество их расхищали.

В стране наступил голод. В эти суровые дни святой Феодот в своей гостинице давал приют христианам, оставшимся без крова, питал их, скрывал подвергавшихся преследованию, из своих запасов давал в разоренные церкви все необходимое для совершения Божественной литургии. Он бесстрашно проникал в тюрьмы, оказывая помощь невинно осужденным, убеждая быть до конца верными Христу-Спасителю. Феодот не страшился погребать останки святых мучеников, тайно унося их или выкупая за деньги у воинов. Когда в Анкире христианские церкви были разорены и закрыты, Божественную литургию стали совершать в его гостинице.

Сознавая, что ему тоже предстоит мученический подвиг, святой Феодот в беседе со священником Фронтоном предсказал, что ему в скором времени доставят мученические мощи на место, выбранное ими обоими. В подтверждение этих слов святой Феодот отдал свой перстень священнику.

В то время смерть за Христа приняли семь святых дев, из которых старшая, святая Текуса, была теткой святого Феодота. Святые девы – Текуса, Фаина, Клавдия, Матрона, Иулия, Александра и Евфрасия – с юных лет посвятили себя Богу, жили в постоянных молитвах, посте, воздержании, добрых делах и все достигли старческого возраста. Приведенные на суд как христианки, святые девы мужественно исповедали перед Феотекном свою веру во Христа и были преданы истязаниям, но остались непоколебимыми.

Тогда правитель предал их бесстыдным юношам на осквернение. Святые девы горячо молились, прося у Бога помощи. Святая Текуса упала к ногам юношей, сняв головное покрывало, показала им свою седую голову. Юноши опомнились, сами заплакали и ушли прочь.

Тогда правитель повелел, чтобы святые приняли участие в праздновании «омовения идолов», как это совершали языческие жрицы, но святые девы снова отказались. За это они были приговорены к смерти. Каждой на шею был привязан тяжелый камень, и все семь святых дев были утоплены в озере.

В следующую ночь святая Текуса явилась во сне святому Феодоту, прося достать их тела и похоронить по-христиански. Святой Феодот, взяв с собой своего друга Полихрония и других христиан, направился к озеру. Было темно, и путь указывала горящая лампада. Между тем перед стражей, поставленной язычниками на берегу озера, явился святой мученик Сосандр. Устрашенная стража обратилась в бегство. Ветер отогнал воду на другую сторону озера. Христиане подошли к телам святых мучениц и увезли их к церкви, где и предали погребению.

Узнав о похищении тел святых мучениц, правитель пришел в ярость и приказал хватать без разбора всех христиан и предавать их мучениям. Был схвачен и Полихроний. Не выдержав истязаний, он указал на святого Феодота, как виновника похищения тел.

Святой Феодот стал готовиться к смерти за Христа; вознеся вместе со всеми христианами усердные молитвы, он завещал отдать его тело священнику Фронтону, которому ранее отдал свой перстень.

Святой предстал перед судом. Ему показали различные орудия мучений и вместе с тем обещали большие почести и богатство, если он отречется от Христа.

Святой Феодот прославил Господа Иисуса Христа, исповедал свою веру в Него. В ярости язычники предали святого продолжительным истязаниям, но сила Божия поддержала святого мученика. Он остался жив и был отведен в темницу. На следующее утро правитель вновь приказал истязать святого, но вскоре понял, что поколебать его мужество невозможно. Тогда он повелел отсечь голову мученику.

Казнь совершилась, но поднявшаяся буря помешала воинам сжечь тело мученика. Воины, сидя в палатке, остались стеречь тело. В это время священник Фронтон проходил близлежащей дорогой, ведя осла с поклажей вина из своего виноградника. Около места, где лежало тело святого Феодота, осел вдруг упал. Воины помогли поднять его и рассказали Фронтону, что стерегут тело казненного христианина Феодота.

Священник понял, что Господь промыслительно привел его сюда. Он возложил святые останки на осла и привез их на место, указанное святым Феодотом для своего погребения, и с честью предал земле. Впоследствии он воздвиг на этом месте церковь. Святой Феодот принял смерть за Христа 7 июня 303 или 304 года, а воспоминается его память 18 мая, в день смерти святых дев.

Описание жизни и мученического подвига святого Феодота и страдания святых дев составил современник и сподвижник святого Феодота и очевидец смерти его – Нил, находившийся в городе Анкире в период гонения на христиан императора Диоклетиана.


Тропарь мученику Феодоту Анкирскому и иже с ним. Глас .
Мученик Твой, Господи, Феодот/ во страдании своем венец прият нетленный от Тебе, Бога нашего:/ имеяй бо крепость Твою,/ мучителей низложи,/ сокруши и демонов немощныя дерзости./ Того молитвами// спаси души наша.
Кондак мученику Феодоту Анкирскому и иже с ним. Глас 2.
Страдальчески подвизався добре, со сострадальцы твоими, Феодоте,/ и венцы почести приясте с честными страстотерпицами девами.// Тем же Христа Бога молите непрестанно о всех нас.
Величание мученику Феодоту Анкирскому и иже с ним:
Величаем тя,/ страстотерпче святый Феодоте,/ и чтим честная страдания твоя,/ яже за Христа// претерпел еси.