Седмица 19-я по Пятидесятнице. Глас 1.
Поста нет.
Апостола от 70-ти Луки
ЖИТИЕ АПОСТОЛА И ЕВАНГЕЛИСТА ЛУКИ
Св. евангелист Лука был родом из Антиохии Сирийской и с юных лет посвятил себя науке. Изучив вполне иудейский закон, он научился также искусству врачевания и познакомился с греческой философией. Он прекрасно знал греческий и египетский языки, помимо того, был хорошим иконописцем.
Из Антиохии Лука пришел в Иерусалим в то самое время, когда Господь наш Иисус Христос сеял там семена Божественного Своего учения. Лука сподобился увидеть и услышать Спасителя. Семя евангельского учения пало на сердце Луки, по выражению евангельской притчи (ср. Мф. 13,8), как на добрую землю и принесло плод сторичный. Услыхав учение Христа, Лука почерпнул оттуда несравненно большую премудрость, чем в греческих и египетских школах, потому что он познал из него Истинного Бога, научился веровать в Него и других наставлял вере Христовой. Св. евангелист Лука принадлежал к числу 70-и апостолов, избранных Самим Господом для благовествования Христова. Принадлежа к лику апостолов, св. Лука ходил пред лицом Господа, уготовляя своею проповедью путь Ему и уверяя людей, что пришел в мир давно ожидаемый Мессия.
Во время спасительных страданий Господа, когда поражен был Пастырь и рассеялись овцы стада Его, отторглись от Христа многие из избранных Им учеников, но Лука пребыл верен Ему и скорбел душою о Господе своем, приявшем вольное страдание. По Воскресении Своем Господь наш Иисус Христос даровал св. Луке за эти сердечные слезы неописанную радость, о чем он сам рассказывает в Евангелии, не называя себя по имени. В самый день Воскресения Христова св. Лука с другим апостолом Христовым, св. Клеопою, шли в селение Эммаус, находившееся от Иерусалима верстах в одиннадцати. Дорогой они с душевной тоской говорили о страданиях и крестной смерти возлюбленного Учителя и Господа своего. В это время приблизился к ним Сам воскресший Иисус и пошел с ними. Но глаза их были удержаны, так что они не узнали Его. Господь спросил идущих, о чем они рассуждают и отчего так печальны. Лука с Клеопой в ответ рассказали о страданиях и смерти Христа. «А мы надеялись было, – продолжали они,– что Он есть Тот, который должен избавить Израиля, но со всем тем уже третий день, как это произошло. Но и некоторые женщины из наших изумили нас: они были рано у гроба и не нашли тела Его, и пришедши, сказывали, что они видели явление ангелов, которые говорят, что Он жив. И пошли некоторые из наших ко гробу и нашли так, как и женщины говорили, но Его не видели». Тогда Господь сказал им в ответ: «О несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки! Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою!» И, начав от Моисея, из всех пророков, изъяснил им сказанное о Нем во всем Писании. Идя и беседуя с Господом Иисусом, Лука из собственных уст Его почерпнул глубину неизреченной премудрости и, как добрый ученик Христов, научился из этой божественной беседы тайнам Божиим и тем впоследствии обратил многие народы в веру Христову. Но в то время Лука еще не узнал своего Господа в лице Божественного Спутника. При входе в Эммаус Христос показывал вид, что хочет идти далее. Но Лука и Клеопа просили его остаться с ними. И когда Господь, возлежа с ними за вечернею трапезою, взяв хлеб, благословил, переломил и подал им, тогда открылись у них глаза, и они узнали Его. Тут пламень божественной любви, крывшийся доселе в сердце св. Луки, обнаружился словами: «Не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание». И, вставши в тот же час, Лука и Клеопа возвратились в Иерусалим и рассказали одиннадцати апостолам о явлении им на пути воскресшего Господа. Во время этого рассказа в горнице, где собрались апостолы, явился Сам Христос и преподал собравшимся мир и наставление (ср. Лк. 24, 13–49).
По вознесении Христа на небо, св. Лука, приняв с прочими апостолами Святого Духа, нисшедшего в огненных языках, находился, вероятно, среди прочих апостолов Христовых. Когда же, по убиении св. первомученика Стефана, настало гонение на христиан, и св. апостолы, кроме некоторых, оставили Иерусалим, чтобы проповедовать Святое Евангелие в других странах, и была тогда основана Антиохийская Церковь, то и св. Лука отправился из Иерусалима на свою родину, в Антиохию. По дороге туда он проходил с проповедью город Севастию, где находились нетленные мощи св. Иоанна Предтечи и Крестителя Господня. Уходя из Севастии, св. Лука хотел было взять их с собою на родину, но тамошние христиане, усердно почитая Крестителя Господня, не позволили св. Луке взять его св. мощи. Тогда св. Лука взял от них только правую руку, под которую некогда преклонил главу Свою Христос, приемля Крещение от Иоанна. С этим бесценным сокровищем св. Лука прибыл на свою родину, к великой радости тамошних христиан.
В Антиохии св. Лука вступил в число сотрудников св. апостола Павла и сделался участником в трудах и страданиях его при благовествовании Слова Божия со св. Павлом проповедовал имя Христово не только иудеям, но и язычникам и был в Риме, как это видно из книги Деяний св. апостолов. Св. апостол Павел очень любил Луку и в своих посланиях называл его своим братом, возлюбленным врачом (2 Кор. 8, 18–19; Кол. 4, 14). И св. Лука любил всем сердцем св. Павла и почитал его как своего учителя и отца. Один из всех учеников первоверховного апостола, он был с ним во время предсмертного заключения его в темнице, о чем писал оттуда Павел к Тимофею, призывая его к себе в Рим (2 Тим. 4, 9–10).
После страдальческой кончины св. первоверховного апостола Павла св. Лука проповедовал слово Божие в Италии, Далматии, Галлии и Греции. Около 84 года по Р.Х. Лука, достигший уже глубокой старости, принявший в продолжение своей жизни многие страдания за имя Христово, посетил Ливию, прошел ее всю и прибыл в Верхний Египет. Здесь он умножил паству Христову, обращая язычников ко святой вере; в Александрии рукоположил в тамошние епископы Авилия на место скончавшегося епископа, поставленного св. евангелистом Марком.
Возвратясь из Египта, св. Лука проповедовал Святое Евангелие в Фивах, главном городе греческой области Биотии, устроил там церкви, поставил там иереев и диаконов и, излечив многих как от телесных, так и от душевных болезней, наконец, приял в этом городе мученический венец от идолопоклонников. За неимением креста его пригвоздили к оливковому дереву. Так окончил жизнь свою св. апостол и евангелист Лука, имея более 80 лет от рождения.
Тело св. Луки было погребено в Фивах, и Господь, прославляя на земле и по смерти своего апостола и евангелиста, в ознаменование его врачебного искусства ниспосылал дождем на место, где было погребено тело его, целительный каллурий, т. е. лекарственную примочку от глазной болезни. При гробе св. Луки верующие получали исцеления и от многих других болезней, по молитвам св. угодника Божия. Во второй половине IV века греческий Император Констанций, сын Константина Великого, услыхав о целебных мощах св. апостола Луки, послал за ними своего воеводу Артемия. Св. мощи были с великой честью перенесены из Фив в Константинополь. Во время этого перенесения произошло чудо. Один из царских постельничих, Анатолий, лежавший много лет на одре болезни и не получавший от врачей никакого себе облегчения, услышав, что в город вносятся мощи апостола Луки, усердно помолился святому и велел себя нести к мощам его. Едва лишь он, поклонившись с верою, прикоснулся ковчега, в котором лежали св. мощи апостола, как мгновенно получил исцеление, и вместе с другими понес св. мощи в церковь, сооруженную во имя Святых апостолов. В ней св. мощи апостола и евангелиста Луки были положены под престолом и почивали там вместе с мощами свв. апостолов Андрея Первозванного и Тимофея. Память св. апостола и евангелиста Луки празднуется 18 октября, а день перенесения святых мощей его – 22 апреля.
Св. апостол Лука носит имя евангелиста, потому что им написано по вдохновению от Духа Святого Евангелие, заключающее в себе все подробности земной жизни Господа нашего Иисуса Христа. Написал его св. Лука около 60 г. по Рождестве Христовом, желая, чтобы люди не забыли деяний Христа Спасителя на земле, Которого он пламенно любил всем сердцем своим. Он передал нам в Евангелии не только виденное и слышанное им самим, но и то, что видели и слышали другие, раньше его последовавшие за Христом, о чем и говорит св. Лука в Евангелии: «Как уже многие начали составлять повествования о совершенно известных между нами событиях, как предали нам то бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова, то рассудилось и мне, по тщательном исследовании всего, сначала по порядку описать» (Лк. 1, 1–3)… Свое Евангелие св. Лука начинает повествованием о служении отца Иоанна Предтечи, св. Захарии, бывшего одним из ветхозаветных священников, которые обязаны были приносить в жертву Богу между прочими приношениями и тельцов. Также св. евангелист Лука изображается на иконах с тельцом, так как он больше писал о Христе как о жертве за грехи народа. Св. Лука написал также книгу Деяний св. апостолов, в которой подробно изобразил сошествие Св. Духа на апостолов, их деяния и чудеса, распространение Евангелия среди неверующих через проповедь апостольскую и устройство первоначальной Церкви Христовой на земле, в особенности же подробно описал жизнь и деяния св. апостола Павла, любимым учеником и ближайшим сотрудником которого он был.
Предание говорит, что св. евангелист Лука написал первую в мире икону, именно образ младенца, Господа нашего Иисуса Христа, и что после того он писал еще две иконы Пресвятой Богородицы и, желая узнать, угодно ли это Богоматери, принес Ей те иконы. Богородица, увидев образ Свой, изрекла пречистыми устами: «Благодать Родившегося от Меня и Моя да будет с этими иконами». Св. евангелист Лука, говорит то же предание, написал на досках и образы святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Таким образом со св. апостола и евангелиста Луки началось иконописание в мире. В половине XII в. одна из икон Божией Матери, приписываемых св. апостолу Луке, была привезена из Константинополя, где она прежде хранилась, в Киев к Великому князю Юрию Владимировичу Долгорукому. Отсюда она вскоре была перевезена во Владимир, а в 1395-м г., при нашествии Тамерлана, торжественно перенесена в Москву 26 августа, после чего Тамерлан оставил свое намерение овладеть Москвой и ушел из России. Чудотворная Владимирская икона Богоматери была поставлена в Москве, в Успенском соборе, где находится и теперь. В Петербурге также находится чудотворная икона Богоматери, писанная, по преданию, св. евангелистом Лукою. Святыня эта принесена была в 1799-м году 12 октября из Мальты в Гатчину рыцарями ордена Св. Иоанна Императору Павлу.