Больше чем предмет

Источник: Нижегородская митрополия

2.jpeg

«Святой Животворящий Кресте Господень», — каждый день говорим мы во время вечернего правила, и утром просим у Него помощи в житейских делах и в духовных нуждах. Обращаемся к Кресту не как к предмету, а как к живому существу. Почему? На этот и другие вопросы, касающиеся главного христианского символа, отвечает настоятель Крестовоздвиженского храма села Катунки Чкаловского района протоиерей Владимир Гофман.

— Крест не просто символ. Во-первых, это орудие казни (казни вообще и конкретно казни Богочеловека Иисуса Христа). Во-вторых, Крест — знамение победы Христа над адом и смертью. Он же символ жертвенной любви Бога к падшим людям. Еще Крест — наше духовное оружие. С него начинается христианство. В молитве «Да воскреснет Бог» мы обращаемся к Кресту, неодушевленному предмету, как к живому существу: «Радуйся, Пречестный и Животворящий Кресте Господень!» Здесь нужно понимать образный язык молитвы, метафору, часто применяемую в духовной поэзии, а молитва, безусловно, духовная поэзия. В Библии примеров персонификации (олицетворения) предостаточно. Вообще же, эта молитва обращена к Богу через образ Креста, на Котором Он был распят «спасения нашего ради».

— Что означал символ креста до крестной смерти Спасителя?

— Да, крест — символ древний, его использовали и египтяне, и шумеры, и другие народы. В каждой религии он имел свое значение. У христиан он стал символом победы Жизни над смертью, которую дал нам через Голгофскую жертву Христос. Мы поклоняемся Кресту не как орудию казни (кстати, такую мучительную казнь использовали задолго до Христа, на крестах казнили особо опасных преступников, убийц, воинов-дезертиров, изменников. Так, например, были распяты сподвижники Спартака — 6000 человек из оставшегося войска повстанцев!), но как орудию спасения.

— С чем связано изображение Иисуса Христа на кресте с перекрещенными ступнями у католиков и отдельно стоящими ступнями в православной традиции?

— В традиции католической церкви изображают распятого Христа с перекрещенными ногами, пробитыми одним гвоздем. Хотя в древности и у римлян встречается изображение с двумя гвоздями на ногах распятого Христа. В нашей традиции изображение предполагает два гвоздя, поэтому ноги Спасителя не перекрещены. Так сложилось в истории. Какого-то значения это не имеет, как и, например, изображение пробитых гвоздями ладоней Спасителя, хотя известно, что пробивались казненным не ладони, а запястье. Вот что пишет старец Паисий Святогорец: «Были ли две Его ноги пробиты одним или двумя гвоздями — это не имеет значения. Достаточно того, что обе они были пробиты и что Он страдал от боли и испил желчь, чтобы даровать нам сладость и вечное пребывание с Ним в раю».

— Из какого дерева был сделан Крест, на котором был распят Иисус Христос? И какова судьба Древа, обретенного святой царицей Еленой? Где можно приложиться к частице Креста Господня?

— О происхождении древа, из которого был сооружен Крест Христов, существует несколько легенд. Газетный формат не позволяет привести их содержание. Наиболее известна, пожалуй, та, что называется «Золотой легендой». Найти ее легко — и в книгах, и в интернете. Принято считать, что Крест был трехсоставен: кипарис, певг (разновидность сосны) и кедр. Что касается судьбы Креста, на котором был распят Христос, можно коротко сказать следующее. После распятия Спасителя Крест был утерян. И это объяснимо. В первые годы, даже десятилетия после смерти и воскресения Христа не поклонялись орудию казни. Слишком страшным был сам этот образ для людей того времени. Первые христиане почитали Крест, но о подлинном Кресте, на Котором был распят Христос, не знали и едва ли искали его. В 70-м году Иерусалим был разрушен римлянами. А через некоторое время, при императоре Адриане (117–138 гг.) на месте Голгофы построили языческий храм богини Венеры. Как известно, Крест был обретен при раскопках равноапостольной царицей Еленой уже в IV столетии. После обретения Креста святая Елена оставила одну его часть в Иерусалиме, а вторую увезла с собой в Рим. Эта вторая часть была разделена затем на два фрагмента. Один остался в Риме, а другой был перенесен в новую столицу — Константинополь. В течение последующих веков эти части подвергались все новым дроблениям. В IV же веке святитель Кирилл Иерусалимский писал, что частицы Честного Древа распространились по всему христианскому миру. На Русь первый фрагмент Креста привезла княгиня Евфросиния Полоцкая (в лике святых преподобная), в 1167 году совершившая паломничество в Константинополь и Иерусалим. Другая частица находилась в реликварии великих князей и царей Московских. Еще один фрагмент Животворящего Древа был в 1799 году подарен императору Павлу I рыцарями Мальтийского ордена и помещен в придворной церкви Спаса Нерукотворного в Зимнем дворце Петербурга. После 1917 года этот фрагмент был утерян. Сегодня небольшие частицы Креста Господня можно встретить в известных монастырях и храмах России: Троице-Сергиевой лавре, Елоховском Богоявленском соборе, Зачатьевском монастыре в Москве и других местах.

— Квартира, в которой мы живем, не освящена. Но наша семья живет нормально, не бедствуем, скандалов нет. Бывают, конечно, ссоры, ведь все люди. Соседка говорит, что нужно обязательно освятить квартиру. Чтобы на всех стенах непременно было изображение креста. Обязательно ли освящать?

— Освящают жилье верующие, воцерковленные люди. И вовсе не для того, чтобы на стенах было изображение креста. Освящается дом потому, что жилье — это домашняя церковь. Освящая свое жилище, хозяин и домочадцы просят у Бога благословения на «благоденственное и мирное житие». Верующий человек обязательно освятит свой дом, а неверующему это ни к чему, он ведь не живет и не намерен жить по-христиански. Освящение не языческий оберег, а молитва Господу, Подателю всех благ.

— Можно ли осенять себя крестом, проходя мимо оскверненного, разрушенного или полуразрушенного храма?

— А почему нет, если сердце подсказывает, что это святыня? Рука, думаю, не отсохнет. Вспомним Михаила Юрьевича Лермонтова: «Так храм оставленный — все храм».

— В знаменитом советском фильме «Иван Васильевич меняет профессию» есть сцена, когда герой крестит двери лифта и они открываются. Его последующие слова: «Вот что крест животворящий делает» — в то время вызывали смех. Сейчас на это смотреть грустно. А были ли в истории Церкви примеры, свидетельствующие о силе крестного знамения?

— В житиях святых таких примеров можно найти немало: «Страдание святого великомученика Георгия Победоносца», «Житие преподобного и богоносного отца нашего Симеона Столпника», «Житие святого священномученика Киприана и святой мученицы Иустины» и во многих других. Не случайно святитель Иоанн Златоуст говорит: «Кто ограждает себя крестным знамением, тот освобождается от грехов». Святой праведный Иоанн Кронштадтский пишет о силе крестного знамения: «С крестом, все равно как и в крестном знамении, Господь Иисус Христос, как живой и животворящий, всегда с нами и всегда действует различными силами ко спасению нашему, верою в Него, нашего Бога и Спасителя. Слава о сем Господу нашему, всегда с нами сущему! Се, Аз с вами есмь во вся дни до скончания века. Аминь» (Мф 28:20). А вот преподобный Амвросий Оптинский: «Веками утвержденный опыт показывает, что крестное знамение имеет великую силу на все действия человека, во все продолжение его жизни… Ограждение себя крестным знамением многих спасало от великих бед и опасностей».

— Я крещеная, но крест не ношу. Можно ли ходить без креста? Так ли это важно? И как быть человеку в сауне, где очень высокая температура, он же просто обожжется металлическим предметом?

— Я бы не называл свой крест «металлическим предметом». Ну, ладно. Ходить можно и без креста, можно и ногами вверх. Апостол Павел говорил в послании жителям Коринфа: «Все мне позволительно, но не все полезно…» (1 Кор 6:12). Христианину и в голову не придет ходить без нательного креста, что является знаком его принадлежности Церкви Христовой. А тому, кто вне Церкви, зачем вообще носить крест, это же не украшение? Если же надел его, ты «воин Христа Бога нашего» и отвечай за это звание. Про сауну («как бы не обжечься!») и говорить не стоит.

— Можно ли отдать кому-то из членов семьи или просто человеку, которому симпатизируешь, свой нательный крест, если тебе подарили новый?

— Вопрос возникает, а нужен ли ваш крест тому, кому вы его хотите отдать? Если нужен, или у него вдруг, по какой-либо причине, нет своего, то можно и отдать. Суевериям тут нет места. А можно и сохранить старый крест, в котором вы молились, а возможно, были крещены. Не стоит переживать, если и потеряли крестик. Приобретите новый и носите. Без всякой мистики, памятуя, что нательный крест — не талисман или оберег, а знак нашей принадлежности Церкви Христовой, нашего добровольного следования за Христом и смиренного несения Креста духовного.

Подготовила Надежда Муравьева

Источник: Нижегородская митрополия


Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить