Источник: Ольшанский женский монастырь
Лето — время отдыха и некой духовной расслабленности, когда человек настраивает себя на праздность, отдыхает от своих трудов. Часто ему бывает трудно сосредоточиться на том, чтобы воздерживаться, поститься. Возникают в этом отношении нарекания и в адрес Успенского поста.
Мера восприятия и исполнения постов зависит от системы приоритетов. Если во главу угла человек ставит Христа, Православную Церковь, а потом уже всё остальное — семью, Родину, работу и так далее, то посты для него не являются чем-то экстраординарным, временем скорби и печального воздержания от тех или иных продуктов. В первую очередь, они становятся периодом, когда можно попытаться приблизиться ещё ближе ко Христу, претерпеть ради Него лишения, пусть достаточно условные. Ведь в наше время существует огромное изобилие постных продуктов, и поститься совершенно незатруднительно даже таким строгим постом, каким является Успенский.
Но если человек живёт иными приоритетами, если ценности смещены, если более важное место занимает отдых, развлечения, комфорт, тогда, конечно, пост становится весьма сложным и превращается уже в какую-то трудновыполнимую диету.
Церковь призывает: «Постимся постом приятным, благоугодным Господеви». В данном случае слово «приятным» означает не что-то приятное нам, а то, что Господь принимает.
Господь принимает тот пост, который совершается с радостью, в чистоте сердца, с желанием поститься, а не с напряжением, ропотом и измышлениями, как это часто бывает среди некоторых православных.
Багодаря доступности информации в Интернете сейчас можно найти любую цитату из историков Церкви или святых отцов, которой можно оправдать тот или иной грех. Вырванная из контекста всей православной жизни цитата может оправдать практически любую человеческую немощь.
Но мы знаем слова Псалтири, которые звучат по-славянски так: «Не уклони сердце мое в словеса лукавствия, непщевати вины о гресех». «Непщевание» — это изыскиваение оправданий. И мы молимся вместе со святым пророком Давидом, чтобы Господь не уклонил наше сердце в лукавые словеса изыскивать оправдания наших грехов, в том числе и нарушения Успенского или иных постов.
Если случилось какое-то отступление, нужно не оправдывать себя, не успокаивать, а с сокрушением сердца сказать: «Господи, прости нас, мы были несдержанны. Господи, помилуй! Господи, дай нам остаток поста провести так, как положено православным христианам». Чтобы действительно встретить с радостью Богородичную Пасху — преставление ко Господу Его Пречистой Матери — Девы Марии.
У многих людей яблоко ассоциируется с грехопадением Адама и Евы в раю, а также — с освящением на праздник Преображения.
Начнём с того, что в православной традиции плодом грехопадения является вовсе не яблоко, а смоква. В Библии нет упоминания о том, каким именно было дерево. Но православные отцы, в частности те, что составили синаксарь (поучения к тем или иным наиболее значимым службам Великого поста), считают, что именно смоковница (инжир) и была тем деревом, из-за которого всё произошло.
Они разъясняют, почему именно смоковница и её плоды являются символом греха. Каждый ел инжир и знает, что пока ешь, весьма приятно и вкусно. Но после, особенно, если съесть много, возникает жжение в ротовой полости. Святые отцы толкуют, что грех подобен инжиру, то есть смокве. Пока человек вкушает его, он кажется сладким и приятным, но после совершения греха вся горечь выступает наружу. Человек чувствует угрызения совести и скорбит о содеянном. Поэтому святые отцы и считают, что древом грехопадения была именно смоковница.
Они дальше развивают свою мысль и считают, что смоковница, которую проклял Христос и которая засохла по слову Господа, напрямую связана с древом грехопадения.
Собственно, грехопадение к тем плодам, которые человек вкушает, отношения не имеет. Потому что грехопадение — это изъявление свободной воли человека. Адам с Евой сознательно выбрали преступление Божией заповеди. Плоды же, которые мы вкушаем, даны Господом человеку для радости, для пропитания.
Господь мог бы создать плоды невзрачными или невкусными, но питательными и полезными. Однако, любя человека, Он сделал их привлекательными для нас, сделал так, что при вкушении, благодаря нашим вкусовым рецепторам, тоже данным от Господа, мы чувствуем приятные ощущения, нам радостно вкушать то, что Господь создал для нас.
На праздник Преображения мы приносим в храм начатки урожая для того, чтобы с благодарностью сказать Богу: «Господи, Ты сотворил всё необходимое для нас, для нашего проживания на этой земле. Сотворил всё “добро и красно” (как говорится по-церковнославянски, то есть очень хорошо, красиво и вкусно). Мы приносим эти плоды в благодарность за то, что Ты дал возможность их вырастить, собрать и вкусить».
В этом и заключается смысл освящения плодов — благодарение Господа за новый урожай, а не в том, что плоды освящаются и приобретают какие-то особенные свойства. Нет, они такими же плодами и остаются.
Плоды можно приносить в храм для благословения в любое время. Если яблоки скороспелые, нельзя ждать до Преображения, ведь за это время они испортятся. Если Господь через мудрых селекционеров устроил так, что яблоки зреют значительно раньше, чем в те времена, когда было установлено освящать их в тот или иной день, то их также можно принести в храм для благословения. Для того чтобы показать Господу и сказать: «Благодарю Тебя за этот урожай!»
Православие — это религия очень чётких формулировок. В древности, например, буквально за одну букву в слове «омоусиос» или «омиусиос», то есть «единосущный» или «подобосущный», велись целые словесные баталии, собирались Вселенские Соборы. Мудрейшие люди добивались истины и не успокаивались, пока её не устанавливали.
В Православии нужно придерживаться формулировок, которые Церковь устами святых отцов донесла до нас. И праздник Преображения нужно называть праздником Преображения. Праздник Изнесения Честных Древ Господа нашего Иисуса Христа нужно называть именно так, а никак не первым Спасом, и прочее.
Нельзя профанировать Православие. Нельзя в угоду псевдоблагочестивым народным традициям опускать Православие до бытового уровня, именуя праздники, непосредственно связанные с нашим спасением, упрощёнными названиями.
В этот день Господь не изменился, Он не стал другим перед апостолами, которые при виде неизреченного света от изумления упали на землю, закрыв лица руками. Господь показал только часть Своего Божества, Своего Божественного сияния, и они это сияние видели.
Этот нетварный свет, который святые отцы называют Фаворским (людям он был показан именно на святой горе Фавор), может узреть каждый, кто искренне хочет жить во Христе и сопрягает это желание с определёнными действиями — добрыми делами, жизнью по Евангелию.
Апостол говорил: «Подобны мне бывайте, как я Христу» (1 Кор. 4, 16). Слова дерзновенные, но раз апостол такое написал, то и для всех нас это возможно. Если возлюбим Бога всем сердцем, то или в этой, земной жизни — если будем как-то особо усердно подвизаться, или в будущей увидим славу Фаворского света, которую видели апостолы.
Ещё раз подчеркну: Христос не изменился на Фаворе, Он не стал другим. Мы знаем, что в воплощении Он стал таким же, как мы, человеком, ведь Он был и истинным Богом, и истинным человеком, со всем человеческим, кроме греха. Окружающие не видели за Его человеческой оболочкой Славу Божества, которую Он носил в себе, но в Преображении Господь частично, немножечко показал ученикам сияние Своей Божественной Славы.
Прийти ко Христу невозможно без исполнения Его заповедей. И одна из важнейших заповедей — о причащении Его Тела и Крови. «Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную» (Ин. 6, 53–54). Без исполнения этих слов Спасителя невозможно прийти к Нему.
Сейчас пост, и всё — и воздержание в пище, и богослужения Православной Церкви — способствует тому, чтобы подготовиться и приступить в день Преображения к таинству Причастия. Этот праздник — один из наиболее христоцентричных в Православной Церкви.
В этот день обязательно нужно постараться соединиться с Преобразившимся и Воскресшим Христом, причастившись Его Тела и Крови.
Источник: Ольшанский женский монастырь
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.