Фантастический христианин, обманывающий сам себя

Источник: Журнал «Фамилия»

middle.png
Брат Господень Иаков в своем соборном послании советует христианам слушать слово Божие и исполнять его, ибо если они его не исполняют, то обманывают себя: будьте же исполнители слова, а не слышатели только, обманывающие самих себя. Слушая, но не исполняя слово Божие, христианин оказывается непоследовательным, что и ведет его к самообману, к расстройству его отношений с самим собой: ибо, кто слушает и не исполняет, тот подобен человеку, рассматривающему природные черты лица в зеркале: он посмотрел на себя, отошел и тотчас забыл, каков он.

Этот человек вызывает справедливое недоумение: почему человек, разглядывающий себя в зеркале, сразу забыл себя, как только удалился от него? Может быть, он увидел там что-то такое, что ему не понравилось? Или, может быть, он увидел там себя столь совершенным, что больше уже не нужно о себе заботиться? Но если бы так было на самом деле, брат Господень Иаков не говорил бы о самообмане. Следовательно, недоумение остается. Что же такое этот человек увидел, после чего забыл себя?

Наверняка он увидел то, что он должен изменить во всем своем существовании и поведении. Очевидно, зеркало указало ему, как он должен изменить свое поведение, свое мышление, свои чувства, настроения и помыслы. Вероятно, оно пробудило и чувство вины, спящее в неопознанных глубинах его души. Или же напомнило об упущениях и неисполненных обязательствах перед самим собою.

Следовательно, зеркало нарушило его покой. Оно пробудило в нем потребность в деятельности и движении, потребность в подвиге, которым только и можно изменить и исправить образ жизни.

Вот почему этот человек сразу забыл свой образ. Он прибегнул к самому легкому решению проблемы, которую создало ему зеркало — впал в забвение своего подлинного образа. Восстановил свой покой. Снова отошел ко сну своего рутинного существования.

*    *    *

Очевидно, что отношения верующего слышателя с зеркалом евангельского слова отображают основную проблему человеческого существования — проблему отношений с самим собой. И при этом — центральную и самую жгучую проблему этих отношений: проблему познания самого себя. Кто он есть и каким он должен быть? Похоже, что большинство людей плохо видят эту проблему. Они не хотят ее замечать и о ней знать. Они не желают серьезно ею заниматься. Они оказывают сопротивление любому побуждению к самопознанию.

Интересно почему?

Психология, исследующая бессознательное, установила, что мотивом для всякого сопротивления самопознания является страх. Страх перед реальным образом себя самого.

Известный психиатр и психолог Карл Густав Юнг утверждал, что большинство людей боятся проникнуть в глубину своей души — не выскочит ли оттуда какое-нибудь чудовище, какой-нибудь змей, который ужаснет их или вызовет у них разочарование.

Люди боятся, что в этом случае они столкнутся с экзистенциальными проблемами и тупиками, которые их сокрушат. Поэтому они предпочитают не заниматься проблемой, кто они такие и какой реальный образ их самих. Они чувствуют себя более комфортно и беспроблемно, если поручают своей фантазии создать образ самих себя — такой образ, который соответствовал бы уровню и качеству их общественного положения. Предпочитают рисовать свой образ в собственном воображении, а не изменять его в реальности к лучшему подвигом и трудами. Они отказываются от перемен, путь к которым лежит через страдания. Отказываются от борьбы, результат которой не может быть известен заранее.

*    *    *

Так и слышатель слова Божия, увидевший свое отражение в евангельской проповеди, заметил свои недостатки и несовершенства. Но лишь только он удалился от этого зеркала, как сразу забыл, каков он есть. Он вытеснил свой образ в беспамятство своего бессознательного, отверг этот образ и, как ему кажется, избавился от тяжелых экзистенциальных вопросов о том, каков его образ на самом деле.

Но так легко от действительности не убежишь. Важный психологический закон предупреждает: «Все, что вытеснено, мстит».

Итак, правду говорит брат Господень Иаков. Если слышатель слова Божия не исполняет это слово, то он обманывает себя. Такая его непоследовательность отдает его в распоряжение психодинамических законов невротического комплекса. Поэтому потеря памяти о самом себе после того, как он увидел свое отражение и отверг увиденный образ, является началом возникновения невротического комплекса. Такой человек остается фантастическим христианином и оказывается во власти всех последствий самообмана, во власти своего невротического мышления.

Фантастический образ, созданный фарисеем

Фарисей — это религиозный тип, который известен всем. Господь, прекрасно зная, какое благочестие бывает у фарисеев и как они себя ведут, порицал их. Суровыми, но справедливыми словами Он указал на лицемерность этого благочестия, на пустоту фарисейского духа и противоречивость фарисейского поведения, которое свидетельствовало и расщеплении личности фарисея на взаимоисключающие душевные процессы.

Фарисей говорит, но не делает. Учит и наставляет, но сам не соблюдает того, чему учит других. Он заботится об одном — своим внешним образом убедить всех в подлинности собственного благочестия. Ему нравится, что на него смотрят люди и что он выглядит глубоко религиозным человеком. Его одежда, весь его стиль, учительская интонация его речи, его премудрость преследуют одну цель: выглядеть тем, кем он якобы является — учителем Моисеева благочестия и богопочитания.

Однако внутри фарисей остается не просто необлагороженным, он еще и преисполнен лицемерия ибеззакония. Это подтверждается, например тем, что он поедает домы вдов, при этом тратя много часов на длинные многословные молитвы. Его суждения и его логика лукавы. Он утверждает, что дает десятину от своих доходов нищим. Но это касается лишь ничтожной части всех его доходов, ведь размер его милостыни зависит от продажи лишь дешевых растительных продуктов — мяты, аниса и тмина. В то же время он забыл о более важном в Законе: правосудии, милосердии и верности — и совсем не заботится об этом.

*    *    *

При этом фарисей из притчи о мытаре и фарисее вырастает в своих глазах и становится выше всех людей на земле: я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи. Он благодарит Бога за то, что он не грабитель: ведь он не похищает чужого добра, например, дома у вдов. Он справедлив и никого не обижает. Его душа чиста — ведь он не прелюбодей. И его религиозная жизнь тоже совершенна и соответствует требованиям Моисеева законодательства. Он постится два дня в неделю и часто молится в храме.

*    *    *

И в Евангелии от Матфея, и в Евангелии от Луки Господь лаконично и метко начертал Своим истинным словом образ фарисея. Этот образ вполне соответствует той патологии, которая наблюдается у невротического человека. То есть этот образ соответствует невротическому комплексу.

У фарисея есть проблема в его отношениях с истиной. Его целостный образ может быть описан с помощью категорий истины и лжи. Фарисей стал чужим для истины — высшей ценностной величины в иерархии ценностей. И жизненным ориентиром поставил на ее место ложь. Такая перестановка ценностей является важнейшим характерным элементом невротического комплекса.

В этой перестановке ценностей обнаруживается глубочайшая экзистенциальная черта фантастического христианина. Этой чертой является не что иное, как невротичность сознания фантастического христианина. Этот христианин, как и фарисей — лицемер, потому что, живя в Церкви, он не творит истину Церкви. Он творит лишь свою личную волю, которая обслуживает его беспечальную религиозную жизнь. Его фантазия постоянно утешает его тем, что он истинный и подлинный христианин. Утешает его тем, чего нет в действительности.

Источник: Журнал «Фамилия»

Иоанн Корнаракис 12 апреля 2019
Комментарии
Ирина   13 апреля 2019, 21:04
Добрый день. Благодарю за хорошую статью и такую нужную.

Действительно, если хорошо подумать, почему рассматривая в зеркале свои природные черты, отходя от него я тут же забываю? Что видит человек когда смотрит в зеркало? Себя и только себя и больше никого! Даже если что-то или кто-то будет отображаться в зеркале, все внимание сосредоточится только на самом себе, а остальные лица и предметы расплывутся. Это очень важно понять, что смотря в зеркало все внимание меня - человека будет приковано к себе, к своей персоне. Как я смотрю в зеркало на себя? ЛЮБУЯСЬ! Я оценивая свой внешний вид, смотрю на свои внешние недостатки, придирчиво оцениваю то, что хотела исправить и прикидываю в уме свои успехи... В целом смотря на самого себя в таком аспекте, отойдя от зеркала вряд ли вспомню какая  я внутри, ибо зеркало показало только наружное, а внутреннего моего человека показать не может. И конечно рассмотрев внешнего человека отойду с забвением и нерадением о другом, невидимом внешнему глазу. Посмотрела на себя - полюбовалась, оценила, отошла и забыла. Именно, когда мое сознание, мое сердце и моя душа заботится только о внешнем своем благообразности: работая на свою авторитетность, мнения о себе третьих лиц, популярности, на все то, что ценится в человеческом обществе, но, что является мерзостью перед Господом Богом, тогда мое сознание приходит и находится в забвении. Невозможно увидеть себя таков каков ты есть, если мой взор не проникнет вглубь самого себя, а не скользя и останавливаясь на внешних моих чертах, любуясь ими. Даже если и недоволен человек внешним обликом, в любом случае, покритикует себя, но примет то, что есть с любовью к себе. Человек любующийся внешними чертами похож на нарцисса. Глаз от себя не оторвешь, всем хорош, есть правда кое-какие недостатки, но в целом удовлетлетворен собой, а по сравнению с другими, вообще идеал.
Хорошо дана характеристика фарисея. И фаресей это и есть человек любующейся внешним своим благочестием, как когда он смотрит на себя в зеркало, но в действительности не знающий каков его внутренний человек. В Евангелие Господь Иисус Христос сравнивает их с красивыми, украшенными гробами, а внутри исполненными всякой нечистоты. Человек, который прилеплен только к внешнему деланию любующийся своим внешним человеком, по сути это человек - бес. Ибо злые духи поднебесные тоже могут стать светлыми ангелами, могут даже каяться, но увы, сущность при этом их не меняется и желания к изменению в них тоже нет. И бесы верят в Бога и трепещут перед Ним, но не меняются, как были бесами, так и остаются ими. Вот это и есть образ фарисея - лукавствия и лицемерия, самодовольства и удовлетворенности собой. И зачем что-то еще в себе что-то менять? Чем я плох такой? Другому не нравится, так это его проблемы! А я хороший человек, милостыньку подаю (иногда), исповедаюсь регулярно, причащаюсь, пощусь... только при этом не меняется сердце человека. Как было оно осуждающее другого и считающее себя правым во всех делах и путях своих, таковым и остается. Как было оно с упованием на себя и на свои силы, и рассчитывающее на свой ум и приписывающее себе заслуги (если не я то кто? Все сам, всего сам достиг!), таковым и остается. Как оправдывало и извиняет себя во всех неправдах и беззакониях и обвиняющего ближнего своего, таковым и остается. "Комара оцеживаете, - говорит Господь Иисус Христос, - верблюда же поедаете" (Мф. 23:24). Фарисей живет в самообмане, прелести о самом себе, о своей праведности. Любующийся собой, хвалящийся пусть и тайно о себе, услаждающийся своей мнимой "чистотой и святостью". Лицемер и лукавый, такой человек легко распнет ближнего, его сердце ожесточается против ближнего своего, который не ходит путями его, не учит и не говорит как он, не восхваляет его и не ставит в пример другим. Фарисею, такой, Какой Господь Иисус Христос, Сын Божий и Сын Человеческий не нужен, Он ему как бельмо на глазу. И единственно жить мирно и спокойно, это не слышать и не видеть Его. Избавиться раз и навсегда, убив Его, как говорится "с глаз долой - из сердца вон". Страшно?! Хорошо бы каждому человеку рассмотреть себя не с позиции себялюбия и самолюбования, а с позиции заповедей евангельских, сравнивая не с другим человеком, а сравнивая себя с Господом, Пречистой Его Матерью и со святыми угодниками. Таков ли я как Он и как Она, как угодники Его? Есть ли во мне хоть что-то от Христа и насколько я Христов?

Помоги нам Господи! Умудри нас Бог.
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить