Источник: Милосердие
Священномученик Николай Любомудров за требы с крестьян денег не брал, учил медицине и агрономии, выписывал из Америки семена и прогрессивную технику. Память 2 ноября.
Отец Николай Любомудров всю жизнь прослужил в одном месте – селе Лацкое под Ярославлем. Может, это и дало возможность относиться ко всем, как к своей семье.
Большая часть жителей села были малоземельными крестьянами и торговцами, сословно близкими батюшке как сыну бедного псаломщика. В селе – редкий случай – было две церкви. Работы для пастыря хоть отбавляй. И о. Николай взялся за дело.
Сначала батюшка приобрел для храма проекционное устройство и организовал «народные чтения с туманными картинами». Проводились чтения в осеннее и зимнее время года по воскресеньям, когда у крестьян было меньше хлопот по хозяйству.
В качестве лекторов выступал сам о. Николай, тщательнейше готовящийся к чтениям, матушка София, жена о. Николая, местные учителя. Приходило до 600 посетителей. После лекций о. Николай отвечал на вопросы людей, самого разного характера. Живая связь священника и народа протекала в самой непринужденной обстановке.
Кроме профессиональных, были и образовательные чтения, например, о. Николай изучал с желающими русских классиков – для поднятия народного духа, рассказывал о русских святых. Любитель музыки, выучившись сам играть на скрипке, отец Николай организовал на приходе хор из своих прихожан. У родственников отца Николая до сих пор хранится журнал, в котором он делал записи о каждом сеансе с подробным описанием используемого на чтениях материала. И такие чтения продолжались с 1900 по 1915 год.
Семья отца Николая сама обрабатывала свою землю, которая стала опытным полем для местных: батюшка испробовал на себе новые высокосортные семена, выписывая их из Америки, и удачными делился с крестьянами. Выписывал и сельскохозяйственные машины на конной тяге, и также отдавал крестьянам. Мужики гордились своим священником-агрономом: с ним и Богу помолишься, и прогрессу научишься.
В 1912 году о. Николая избрали благочинным первого округа Мологского уезда Ярославской губернии.
Сын отца Николая, Владимир, вспоминал о своем отце: «Отец Николай был всегда бодр, энергичен и жизнерадостен… Принципиален и требователен к себе и другим, кристально честный, человеколюбивый, отзывчивый, он пользовался большим уважением у всех, кто его знал. Как церковнослужитель он был чтим верующими, и не только своего прихода… Бессребренничество, отсутствие всякого ханжества, искренняя готовность всеми средствами помочь людям, не говоря уж об общественной деятельности, создали ему широкую популярность.
Как всякий человек, он не лишен был недостатков, знал об этом и старался освободиться от них. Одним из этих недостатков в его характере была вспыльчивость, которую с исключительным тактом и спокойствием помогала ему преодолевать его жена, Софья Петровна».
В 1898 году отец Николай тяжело заболел тифом.
Но вот и долгожданная встреча с отцом Иоанном, его укрепляющие слова: «Супруг выздоровеет, а ребенок родится здоровым». Счастливая и благодарная, Софья не заметила, как добралась до дома. По молитвам святого Иоанна Кронштадтского отец Николай быстро пошел на поправку, а родившийся сын, которого тоже назвали Николаем, прожил дольше своих братьев и сестер, преодолев 90-летний рубеж.
Довелось о. Николаю быть лично знакомым с будущим патриархом Тихоном. Два будущих мученика встретились в 1912 году, в то время святитель был архиепископом Ярославским и Ростовским. Владыка, объезжая приходы епархии, остановился и пробыл целый день у о. Николая, своего благочинного, с интересом обсуждая многие церковные вопросы.
На события октября 1917 года отец Николай отреагировал нейтрально. Но жизнь в селе вскоре изменилась: из Петербурга от голода и беспорядков люди потянулись в села; с фронта пошли демобилизованные солдаты. Приезжие в Лацкое новоселы принесли анархические настроения, пьянство, преступность.
В начале 1918 года некий бывший приказчик галантерейного магазина из Петербурга А.П. Городничев организовал молодых парней из бедных семей Лацкого, и демобилизованных солдат и захватил власть в селе. «Лацковская ячейка РКД(б)», позже переименованная в «комитет бедноты» свою задачу видела в борьбе с «мироедами, кулаками и попами». Представители «комитета» врывались в дома мирных жителей, искали «укрытый» хлеб. Начали обыски с дома отца Николая. Священника назвали «врагом революции, советской власти и крестьянства» и требовали, чтобы он отдал землю, имущество и хлеб, говорили, что с ним надо поскорей расправиться.
Отец Николай не ожидал такого отношения от своих же мужиков. Дома он вслух возмущался, а жена его успокаивала, уговаривала, чтобы он держал себя в руках.
На пасхальные каникулы в 1918 году к отцу Николаю и его жене приехали все дети. Страстная и Пасха в Лацком проходили торжественно и как-то особенно проникновенно. Дети очень переживали за отца. Они уговорили отца Николая, чтобы он попросил перевести его на другой приход, где более спокойная обстановка. Отец Николай отправился к викарию епископа, архимандриту Иакову.
Пришло лето 1918 года. В июле во многих городах, в том числе и Ярославле, вспыхнули эсеровские мятежи. Крестьяне их не поддержали и мятежи быстро были подавлены. В начале осени того же года в ответ на действия эсеровцев советское правительство объявило «красный террор». В Ярославской губернии, в том числе и в Лацком, в ответ на них прошли крестьянские восстания.
Утром 16 октября 1918 года неизвестные вооруженные люди силой собрали мужское население Лацкого на площадь, назвали его ополчением и, угрожая оружием, заставили идти к железнодорожной станции.
Дочь отца Николая просила, чтобы он не служил молебна, боясь за жизнь отца.
Священник ответил: «Это мой христианский пастырский долг!» Он пошел в храм и вместе с женщинами молился о спасении ушедших мужчин. Господь услышал их молитвы. Идти арестованным было долго, и на десятом километре неожиданно пошел необычайно сильный ливень. Из-за непогоды или по другой причине, осталось неизвестным, но мужиков Лацкого отпустили по домам.
Однако активисты-комбедовцы назвали служение молебна контрреволюционным актом и говорили, будто отец Николай молился о победе над советской властью, а не о спасении ушедших мужчин.
На следующий день в Лацкое направился карательный отряд латышских стрелков. По дороге они уже расстреляли несколько священников в соседних селах. В то время отец Николай был дома с дочкой и сыном. Матушка Софья навещала свою больную мать. Дети и прихожане уговаривали отца Николая скрыться на время, чтобы спасти свою жизнь: «Батюшка, пойди в любую избу и будешь цел!» О. Николай ответил, что «не совершал никаких преступлений и ничего не боится».
Но батюшка чувствовал, к чему все идет. В последние минуты до ареста он пишет близким прощальное письмо. В нем он благодарил жену за каждый год, прожитый вместе, за ее любовь и помощь, сам признавался ей в любви.
Дает советы и наставления на будущую жизнь. И всех просит родных быть твердыми в вере, любить и заботиться друг о друге, благословляя дорогих сердцу людей.
Ночь с первое на второе ноября по новому стилю отец Николай провел в молитве со свечой в руках, стоя на коленях. Эта была последняя ночь перед смертью, священник это чувствовал. Он готовился принять смерть и просил у Господа помощи, сил, терпения и мужества.
Утром отец Николай служил в храме заупокойную Литургию и панихиду, – была Димитриевская родительская суббота. В это же утро в Лацкое прибыл карательный отряд. Командир отправился в местный совет и спросил, кого они считают необходимым предать казни. Сначала предложили две кандидатуры: местного кузнеца и священника. Потом посчитали, что кузнец может пригодиться, а расстрелять нужно священника. К церкви подошли военный комиссар и двое солдат с винтовками.
В это время вернулась домой матушка София, сердце чувствовала беду и она торопясь, пешком, ночью прошла 16 км со станции до села. Придя домой и узнав, что муж в церкви, вместе с дочерью она бросилась к храму. Когда Софья с дочерью Ольгой зашли в храм, отец Николай завершал панихиду. Как только он увидел жену, на миг даже отвлекся, улыбнулся и радостно воскликнул: «Соня, ты приехала!..» И в ответ услышал: «За тобой пришли…»
Отец Николай попрощался с женой, детьми и псаломщиком, всех благословил и спокойно вышел из храма.
Народ прятался по своим домам, никто не решался вступиться за священника, к которому когда-то приходили за зерном, машинами, советами. По пути отец Николай остановился возле Казанского храма и перекрестился. В этот момент солдаты сказали сопровождающим, что дальше им идти нельзя. Отца Николая повели на окраину села к капустному огороду, недалеко от которого находился дом священника. Женщины, в то время собиравшие капустные листья, увидели солдат, ведущих священника, и спрятались в кустах. Они стали свидетелями расстрела батюшки и потом рассказали подробности.
Отца Николая подвели к откосу реки Латки и велели повернуться спиной. Священник не стал отворачиваться от солдат, а перекрестился, благословил своих палачей и произнес: «Господи, прими дух мой! Прости им: не ведают, что творят!» После этого прогремели выстрелы.
Представители волисполкома не разрешили похоронить отца Николая по христианскому обычаю, с отпеванием. Погребали священника ночью на кладбище возле алтаря Казанской церкви. Попрощаться с отцом Николаем пришло много людей. Они вспоминали, как священник им помогал и поддерживал, переживал за их судьбы и здоровье…
Источник: Милосердие
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.