Хождение в народ отца Николая Любомудрова


Распечатать

Источник: Милосердие

Священномученик Николай Любомудров за требы с крестьян денег не брал, учил медицине и агрономии, выписывал из Америки семена и прогрессивную технику. Память 2 ноября.

Крестьянский пастырь

Отец Николай Любомудров всю жизнь прослужил в одном месте – селе Лацкое под Ярославлем. Может, это и дало возможность относиться ко всем, как к своей семье.

Большая часть жителей села были малоземельными крестьянами и торговцами, сословно близкими батюшке как сыну бедного псаломщика. В селе – редкий случай – было две церкви. Работы для пастыря хоть отбавляй.  И о. Николай взялся за дело.

Сначала батюшка приобрел для храма проекционное устройство и организовал «народные чтения с туманными картинами». Проводились чтения в осеннее и зимнее время года по воскресеньям, когда у крестьян было меньше хлопот по хозяйству.

В качестве лекторов выступал сам о. Николай, тщательнейше готовящийся к чтениям, матушка София, жена о. Николая, местные учителя. Приходило до 600 посетителей. После лекций о. Николай отвечал на вопросы людей, самого разного характера. Живая связь священника и народа протекала в самой непринужденной обстановке.

Кроме профессиональных, были и образовательные чтения, например, о. Николай изучал с желающими русских классиков – для поднятия народного духа, рассказывал о русских святых. Любитель музыки, выучившись сам играть на скрипке, отец Николай организовал на приходе хор из своих прихожан. У родственников отца Николая до сих пор хранится журнал, в котором он делал записи о каждом сеансе с подробным описанием используемого на чтениях материала. И такие чтения продолжались с 1900 по 1915 год.

«Брать деньги у бедняков безнравственно!»

Семья отца Николая сама обрабатывала свою землю, которая стала опытным полем для местных: батюшка испробовал на себе новые высокосортные семена, выписывая их из Америки, и удачными делился с крестьянами. Выписывал и сельскохозяйственные машины на конной тяге, и также отдавал крестьянам. Мужики гордились своим священником-агрономом: с ним и Богу помолишься, и прогрессу научишься.

В 1912 году о. Николая избрали благочинным первого округа Мологского уезда Ярославской губернии.

Сын отца Николая, Владимир, вспоминал о своем отце: «Отец Ни­ко­лай был все­гда бодр, энер­ги­чен и жиз­не­ра­до­стен… Прин­ци­пи­а­лен и тре­бо­ва­те­лен к се­бе и дру­гим, кри­сталь­но чест­ный, че­ло­ве­ко­лю­би­вый, от­зыв­чи­вый, он поль­зо­вал­ся боль­шим ува­же­ни­ем у всех, кто его знал. Как цер­ков­но­слу­жи­тель он был чтим ве­ру­ю­щи­ми, и не толь­ко сво­е­го при­хо­да… Бес­среб­рен­ниче­ство, от­сут­ствие вся­ко­го хан­же­ства, ис­крен­няя го­тов­ность все­ми сред­ства­ми по­мочь лю­дям, не го­во­ря уж об об­ще­ствен­ной де­я­тель­но­сти, со­зда­ли ему ши­ро­кую по­пуляр­ность.

Как вся­кий че­ло­век, он не ли­шен был недо­стат­ков, знал об этом и ста­рал­ся осво­бо­дить­ся от них. Од­ним из этих недо­стат­ков в его ха­рак­те­ре бы­ла вспыль­чи­вость, ко­то­рую с ис­клю­чи­тель­ным так­том и спо­кой­стви­ем по­мо­га­ла ему пре­одоле­вать его же­на, Со­фья Пет­ров­на».

Молитва Иоанна Кронштадского

В 1898 году отец Николай тяжело заболел тифом.

Но вот и долгожданная встреча с отцом Иоанном, его укрепляющие слова: «Су­пруг вы­здо­ро­ве­ет, а ре­бе­нок ро­дит­ся здо­ро­вым». Счастливая и благодарная, Софья не заметила, как добралась до дома. По молитвам святого Иоанна Кронштадтского отец Николай быстро пошел на поправку, а родившийся сын, которого тоже назвали Николаем, прожил дольше своих братьев и сестер, преодолев 90-летний рубеж.

Довелось о. Николаю  быть лично знакомым с будущим патриархом Тихоном. Два будущих мученика встретились в 1912 году, в то время святитель был архиепископом Ярославским и Ростовским. Владыка, объезжая приходы епархии, остановился и пробыл целый день у о. Николая, своего благочинного, с интересом обсуждая многие церковные вопросы.

После революции

На события октября 1917 года отец Николай отреагировал нейтрально. Но жизнь в селе вскоре изменилась: из Петербурга от голода и беспорядков люди потянулись в села; с фронта пошли демобилизованные солдаты. Приезжие в Лацкое новоселы принесли анархические настроения, пьянство, преступность.

В начале 1918 года некий бывший приказчик галантерейного магазина из Петербурга А.П. Городничев организовал молодых парней из бедных семей Лацкого, и демобилизованных солдат и захватил власть в селе. «Лацковская ячейка РКД(б)», позже переименованная в «комитет бедноты» свою задачу видела в борьбе с «мироедами, кулаками и попами». Представители «комитета» врывались в дома мирных жителей, искали «укрытый» хлеб. Начали обыски с дома отца Николая. Священника назвали «врагом революции, советской власти и крестьянства» и требовали, чтобы он отдал землю, имущество и хлеб, говорили, что с ним надо поскорей расправиться.

Отец Николай не ожидал такого отношения от своих же мужиков. Дома он вслух возмущался, а жена его успокаивала, уговаривала, чтобы он держал себя в руках.

На пасхальные каникулы в 1918 году к отцу Николаю и его жене приехали все дети. Страстная и Пасха в Лацком проходили торжественно и как-то особенно проникновенно. Дети очень переживали за отца. Они уговорили отца Николая, чтобы он попросил перевести его на другой приход, где более спокойная обстановка. Отец Николай отправился к викарию епископа, архимандриту Иакову.

Спасение лацковцев

Пришло лето 1918 года. В июле во многих городах, в том числе и Ярославле, вспыхнули эсеровские мятежи. Крестьяне их не поддержали и мятежи быстро были подавлены. В начале осени того же года в ответ на действия эсеровцев советское правительство объявило «красный террор». В Ярославской губернии, в том числе и в Лацком, в ответ на них прошли крестьянские восстания.

Утром 16 октября 1918 года неизвестные вооруженные люди силой собрали мужское население Лацкого на площадь, назвали его ополчением и, угрожая оружием, заставили идти к железнодорожной станции.

Дочь отца Николая просила, чтобы он не служил молебна, боясь за жизнь отца.

Священник ответил: «Это мой христианский пастырский долг!» Он пошел в храм и вместе с женщинами молился о спасении ушедших мужчин. Господь услышал их молитвы. Идти арестованным было долго, и на десятом километре неожиданно пошел необычайно сильный ливень. Из-за непогоды или по другой причине, осталось неизвестным, но мужиков Лацкого отпустили по домам.

Однако активисты-комбедовцы назвали служение молебна контрреволюционным актом и говорили, будто отец Николай молился о победе над советской властью, а не о спасении ушедших мужчин.

На следующий день в Лацкое направился карательный отряд латышских стрелков. По дороге они уже расстреляли несколько священников в соседних селах. В то время отец Николай был дома с дочкой и сыном. Матушка Софья навещала свою больную мать. Дети и прихожане уговаривали отца Николая скрыться на время, чтобы спасти свою жизнь: «Батюшка, пойди в любую избу и будешь цел!»  О. Николай ответил, что «не со­вер­шал ни­ка­ких пре­ступ­ле­ний и ни­че­го не бо­ится».

Прощальное письмо

Но батюшка чувствовал, к чему все идет. В последние минуты до ареста он пишет близким прощальное письмо. В нем он благодарил жену за каждый год, прожитый вместе, за ее любовь и помощь, сам признавался ей в любви.

Дает советы и наставления на будущую жизнь. И всех просит родных быть твердыми в вере, любить и заботиться друг о друге, благословляя дорогих сердцу людей.

Ночь с первое на второе ноября по новому стилю отец Николай провел в молитве со свечой в руках, стоя на коленях. Эта была последняя ночь перед смертью, священник это чувствовал. Он готовился принять смерть и просил у Господа помощи, сил, терпения и мужества.

Кого вам расстрелять?

Утром отец Николай служил в храме заупокойную Литургию и панихиду, – была Димитриевская родительская суббота. В это же утро в Лацкое прибыл карательный отряд. Командир отправился в местный совет и спросил, кого они считают необходимым предать казни. Сначала предложили две кандидатуры: местного кузнеца и священника. Потом посчитали, что кузнец может пригодиться, а расстрелять нужно священника. К церкви подошли военный комиссар и двое солдат с винтовками.

В это время вернулась домой матушка София, сердце чувствовала беду и она торопясь, пешком, ночью прошла 16 км со станции до села. Придя домой и узнав, что муж в церкви, вместе с дочерью она бросилась к храму. Когда Софья с дочерью Ольгой зашли в храм, отец Николай завершал панихиду. Как только он увидел жену, на миг даже отвлекся, улыбнулся и радостно воскликнул: «Соня, ты приехала!..» И в ответ услышал: «За тобой пришли…»

«Прости им, Господи»

Отец Николай попрощался с женой, детьми и псаломщиком, всех благословил и спокойно вышел из храма.

Народ прятался по своим домам, никто не решался вступиться за священника, к которому когда-то приходили за зерном, машинами, советами. По пути отец Николай остановился возле Казанского храма и перекрестился. В этот момент солдаты сказали сопровождающим, что дальше им идти нельзя. Отца Николая повели на окраину села к капустному огороду, недалеко от которого находился дом священника. Женщины, в то время собиравшие капустные листья, увидели солдат, ведущих священника, и спрятались в кустах. Они стали свидетелями расстрела батюшки и потом рассказали подробности.

Отца Николая подвели к откосу реки Латки и велели повернуться спиной. Священник не стал отворачиваться от солдат, а перекрестился, благословил своих палачей и произнес: «Господи, прими дух мой! Прости им: не ведают, что творят!» После этого прогремели выстрелы.

Представители волисполкома не разрешили похоронить отца Николая по христианскому обычаю, с отпеванием. Погребали священника ночью на кладбище возле алтаря Казанской церкви. Попрощаться с отцом Николаем пришло много людей. Они вспоминали, как священник им помогал и поддерживал, переживал за их судьбы и здоровье…

Источник: Милосердие

2 ноября 2021
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить