Источник: Православие и современность
На этой неделе нас ждет праздник, издавна любимый в нашем народе — день памяти Сорока святых мучеников Севастийских. Иногда его называют просто — Жаворонки: в крестьянском календаре он прочно связан с первой песенкой жаворонка над талым, пестреющим проталинами полем. Отсюда — обычай печь к этому дню сладких жаворонков с глазками-изюминками.
А на следующий день, 23 марта, — мученик Кодрат и иже с ним… Каждая страничка церковного календаря, каждый день церковного года напоминает нам о тех, кто был верен Христу «даже до смерти, и смерти крестной» (Флп. 2, 8); кто на деле исполнил завет Христов: «если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 16, 24).
Но как мы реагируем на тот факт, что наша вера — это вера мучеников?.. Что исповедание христианства подразумевает готовность страдать за Его имя? Осмысливаем мы как-то этот факт или только жаворонков печем?
Сознание современного человека в большинстве случаев мученичества не приемлет, оно его отвергает: в нашем понятии, человек не должен страдать, не должен жертвовать своей жизнью, и никто не вправе от него этого требовать. Одна моя знакомая возмущалась тем, что Церковь «сделала святой эту ужасную женщину — которая своих собственных детей отдала на муки… Если Бог милосерд, как Он может хотеть таких жертв, да еще и от детей?..». Она имела в виду, конечно, святую Софию… В фильме Мартина Скорсезе «Молчание» — о японских христианских мучениках XVII века — Сам Бог разрешает герою отступничество, якобы потому, что не хочет человеческих страданий.
О святом мученичестве, то есть о страдании человека за веру, мы беседуем с протоиереем Кириллом Краснощековым, настоятелем храма во имя святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, церковным историком, председателем епархиальной комиссии по канонизации подвижников благочестия.
— Отец Кирилл, так возможно ли христианство без мученичества и без готовности к нему? Если нет, то почему?
— Люди, не приемлющие мученичества, не понимают сущности христианства. Для них христианство — это религия комфорта. Комфорт — это и есть жизнь без страданий. Недаром в современном мире такое распространение получает практика эвтаназии. Она тоже мотивируется гуманными соображениями: чтобы человек не страдал.
Мне регулярно приходится беседовать с родителями, крестными, бабушками и дедушками перед крещением их детей. Я спрашиваю их о мотивации: чего вы ждете от Крещения? И ответ почти всегда — за редким исключением — один и тот же: хотим для ребенка защиты.
— Но разве это не естественно для матери, для отца — хотеть защиты для своего ребенка, просить для него небесного покровительства?
— Конечно, это естественно и нормально. Но, обратите внимание, люди не говорят при этом: хотим, чтобы наш ребенок вырос христианином, чтобы он хранил верность Христу. Они говорят только о том, чего они хотели бы от Бога, но не о том, что они сами должны Ему отдать. Родители, которые хотят от крещения только защиты, с большой вероятностью могут разочароваться: их ребенок будет болеть ничуть не меньше, чем некрещеный, и любой несчастный случай может с ним произойти, и любым дурным влияниям он может быть подвержен. И Крещение в глазах родителей будет обесценено. Так же, как обесценилось в глазах многих венчание. За последние три года среди тех пар, которые приносили крестить своих младенцев в наш храм, не было ни одной венчанной. Спрашиваешь: «Почему не венчаетесь?». Ответ: либо «Мы еще не готовы» (что совсем смешно: как не готовы, когда семья уже есть, и ребенок родился?), либо «Это не помогает: вон, такие-то обвенчались и после этого развелись». Мы должны понимать, какая здесь происходит подмена: крещеные, называющие себя православными люди относятся к Богу, как язычники. Зачем язычнику тот или иной бог? Чтобы получить от него помощь. И чем больше помощников, тем лучше. По сути, так же рассуждают те, кто ищет помощи у Христа, не будучи, по сути, христианином: не исполняя Его заповедей, не храня верности Ему; ни разу в жизни не взяв в руки Евангелие, даже не задумавшись, что значит быть членом Церкви; кто воспринимает церковную жизнь крайне поверхностно и потребительски: «Куда свечку поставить, чтобы счастье привалило?». Мученичество с «христианством» такого рода принципиально несовместимо.
— А Вы пытаетесь что-то объяснить этим людям, в чем-то их убедить?
Кстати, обратите внимание: слово «защита» — одно из ключевых слов рекламы. Нам обещают защиту волос от перхоти, зубов от кариеса и т. д. Рекламные слоганы сегодня пишут профессиональные психологи, они знают, какое слово воздействует на подсознание человека и заставит его сделать покупку. Современный человек ищет защиты, потому что боится. Чего именно? Жить боится. Жизнь неверующих людей — это постоянный страх, замаскированный многочисленными цивилизационными защитами. Помните лозунг Римской империи — «Мир и безопасность!»? Империя сообщала своим гражданам: вам ничто не угрожает, живите и наслаждайтесь. Но внутри-то все равно живет страх, потому что никакая империя, никакой уровень цивилизационной защиты не даст на самом деле гарантий безопасности и не избавит от неизбежной смерти. И потому люди ищут такой религии, такой веры, которая, по сути, сказала бы им то же самое: вы в безопасности.
Такое «христианство» — как и «христианство» героев фильма «Молчание» — лишено главного: небесной устремленности: и уже не я живу, но живет во мне Христос (Гал. 2, 20). Для того чтобы жить со Христом, нужно умирать вместе с Ним: Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? (Рим. 6, 4). А если человек умирать вместе с Ним не собирается, но хочет жить под Его защитой — это полнейший самообман. Это не христианская вера.
— Эта вера, которую Вы называете нехристианской или христианской в кавычках, родилась, когда закончилась первая эпоха мучеников, когда христианство стало государственной религией?
— Да, и ответом на этот процесс стало добровольное бескровное мученичество — монашество. Оно ведь возникло именно тогда, в IV веке, и сразу стало бурно расти. В пустыню из комфортной, часто роскошной жизни уходили те, кто не принимал компромисса, кто хотел идти за Христом до конца. И когда в России произошла революция — несмотря на Синодальный период, на слияние с властью, несмотря на все то, за что Церковь ругали, за что она сама себя ругала — она дала множество мучеников, и мучеников самого высокого достоинства. Если бы этого не произошло, Церковь бы действительно отмерла в годы «безбожных пятилеток», в полном соответствии с марксистско-ленинской теорией.
— Если христианство не есть христианство без готовности к жертве, к страданию за Христа — значит, мы все должны сознательно готовить себя к мученичеству?
— Если ты действительно хочешь быть христианином, ты, безусловно, должен быть готовым пострадать за веру, если придется. Мы не знаем, что будет с нами завтра. Никаких гарантий, что гонения не возобновятся, нет, пророчеств Апокалипсиса никто не отменял, и мы должны это осознавать. Вера — не констатация факта «Бог есть». Что такое вера — объясняют два однокоренных слова: доверие и верность. Вы верующий человек, если вы доверяете Богу и если вы Ему верны по-настоящему — до смерти крестной.
— Но не слишком ли высокое это требование для обычного человека? Если даже апостол Петр в свое время оказался к мученичеству не готов — как мы можем себя подготовить?
— На этот вопрос можно ответить словами Спасителя — невозможное человекам возможно Богу (Лк. 18, 27). Бог укрепит нас, если мы сами сделаем все, от нас зависящее, — как укрепил Петра, восстановив его в апостольском достоинстве после отречения. И еще: необходимо изучать историю Церкви, которая по сути своей есть история святости, и прежде всего святости мучеников, и, по слову апостола Павла, взирая на кончину их жизни, подражать вере их (Евр. 13, 7).
Газета «Православная вера» № 05 (625)
С протоиерем Кириллом Краснощековым
беседовала Марина Бирюкова
Источник: Православие и современность
Не человеческому, но Божьему! Христианство это МУЧЕНИЧЕСТВО??? Где это написано? Все ли должны быть таковыми? Нет! Не все! Бояться ли надо? Нет! Не надо! Это ли основа Христианства? Нет! Не это! Убери одну букву и будет то, что представляет собой Христианство-УЧЕНИЧЕСТВО! ...А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель — Христос, все же вы — братья; Евангелие от Матфея 23:8)
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.