Кипучее уныние, или что кроется под маской сверхактивности

Источник: Храм Святой Троицы в Хохлах

Кукрыниксы. Беликов. Иллюстрация к рассказу А.П. Чехова «Человек в футляре».jpg
Кукрыниксы. Беликов. Иллюстрация к рассказу А.П. Чехова «Человек в футляре»

Человек в футляре, оказывается, унывал

– На что похоже уныние? Когда человек в своей квартире закрывает все двери и зашторивает все окна темными занавесками, чтобы туда не проникал свет. При этом изо всех сил старается соблюсти статус кво. Кого мы себе представляем, когда говорим «унылый человек»? Конечно, «человека в футляре» Чехова.

Уныние – это состояние полнейшего бесчувствия души. Это даже больше, чем когда тебе ничего не хочется. В состоянии уныния человек отказывается от любого проявления жизни, от любого ее переживания.

Ведь жить по-настоящему, глубоко, всеобъемлюще и полнокровно – очень тяжело. И любить очень тяжело, и сделать что-то, приносящее подлинную радость – нелегко. Всякое проявление настоящей жизни требует труда. Потому что жизнь – это труд. Жизнь – это понуждение. И радость – это плод понесения этих трудов. А уныние – это избегание этого труда. Одна из форм подмены жизни.

Чем страшна активность унывающего

Мы иногда думаем, что уныние связано с бездействием человека. Мол, человек унывающий – это человек, который не способен ничего сделать, только лежит с утра до вечера на диване. Но это не всегда так.

Да, человек, который не находит в себе оснований для жизни, часто бывает в полупаралитическом состоянии. Но, как ни парадоксально, гораздо чаще унылого человека можно встретить в состоянии кипучей деятельности. Со стороны уныние под ней едва различимо.

Человек сам может не понимать, что его бесконечная активность – на самом деле всего лишь маска глубокого уныния
Впрочем, человек сам может не понимать, что его бесконечная активность – на самом деле всего лишь маска глубокого уныния.

Опять же, вспомним «человека в футляре». Страшно беспокоясь о том, «как бы чего не вышло» и тщательно защищая себя от любого проявления жизни, он, тем не менее, умудрялся разворачивать кипучую деятельность. Страшно нудную, но кипучую и тяжкую для окружающих.

«…на педагогических советах он просто угнетал нас своею осторожностью, мнительностью и своими чисто футлярными соображениями насчет того, что вот-де в мужской и женской гимназиях молодежь ведет себя дурно, очень шумит в классах, – ах, как бы не дошло до начальства, ах, как бы чего не вышло, – и что если б из второго класса исключить Петрова, а из четвертого – Егорова, то было бы очень хорошо. И что же? Своими вздохами, нытьем, своими темными очками на бледном, маленьком лице, – знаете, маленьком лице, как у хорька, – он давил нас всех, и мы уступали, сбавляли Петрову и Егорову балл по поведению, сажали их под арест и в конце концов исключали и Петрова, и Егорова».

Чеховский Беликов доводил своих коллег бесконечными опасениями, но кипучая жизнедеятельность унывающего может выражаться по-разному.

Постоянное мельтешение, вечная суета, постоянное желание куда-то пойти, куда-то позвонить, занять себя хоть чем-то, лишь бы не оставаться наедине с пустотой внутри
Это может быть постоянное мельтешение, вечная суета, постоянное желание куда-то пойти, куда-то позвонить, просто переложить предмет с места на место. Занять себя хоть чем-то, лишь бы не оставаться наедине с пустотой внутри, потому что человек не знает, что с этим делать.

Недаром так много людей ненавидит тишину в доме. Обязательно надо уничтожить ее музыкой, телевизором, чем угодно – лишь бы не остаться наедине с собой в этой оглушительной тишине.

Есть целое направление православных активистов, занятых такой кипучей деятельностью, в которой нет подлинного глубокого смысла. Она лишена любви, лишена смирения, поэтому прорывается агрессией ксенофобии и ненавистью.

Со стороны посмотришь – чего-то кричат, требуют, громят, запрещают, ратуют. А внутрь заглянешь – тоска и опустошенность.

Тест

Если человек хочет испытать себя, – в унынии он или просто грустит-тоскует, что нормально, можно провести простой эксперимент.

Остаться наедине с собой, во внешнем бездействии, но в мыслях о себе. Попробовать привести себя в состояние внутреннего покоя. И посмотреть, каково ему вот так, в этом состоянии?

Если неприятно, тревожно, мучительно, если хочется заняться чем угодно, лишь бы отвлечься мыслями, – это тревожный сигнал. Вернейший признак уныния.

В унынии человек не может молиться. Ведь молитва и есть – самая настоящая жизнь, самая подлинная, – а человек не способен. У него не ворочается язык, он не может собрать ни мысли.

Человек в унынии не может даже по-настоящему порадоваться хорошей погоде. Он не заметит первого цветочка, выросшего под теплым солнцем.

В. Ван Гог, автопортрет (1889 г.).jpg
Винсент Ван Гог, автопортрет (1889 г.)

Дурацкие подбадривания не лечат

Как быть в ситуации, когда человек унывает, хочет выйти и не может? Как помочь?

Можно, конечно, призвать такого человека радоваться. Очень легко призывать радоваться других – точно так же, как легко смирять других, а не смиряться самому. Но заставить радоваться нельзя. Ведь радость – это плод. Плод некоего пути, труда, внутреннего созревания.

Радоваться – значит плодоносить.

И лучше не выжимать изо всех сил из себя радость и не бросаться «плодоносить», если вдруг поняли, что унываете. Это обернется той самой пустопорожней активностью или лицемерием. Долго-то обманывать себя нельзя, и такой фальшивый плод душу никак не напитает. Более того, усталость и разочарование от этой фальши способно обрушить человека в еще более глубокое уныние, чем прежде.

Рецепт с «одеялом» от Исаака Сирина

Нужно просто признать, что в человеческой жизни не может быть сплошных подъемов. Жизнь состоит из разных периодов. Бывают времена наполненности и времена опустошения. Времена обнимать, и уклоняться от объятий. Собирать камни, и камни разбрасывать.

Признание проблемы и ее терпеливое переживание – это и есть труд, который, несомненно, принесет свой радостный плод
И если навалилось уныние, надо его терпеливо переживать. Признание проблемы и ее терпеливое переживание – это и есть труд, который, несомненно, принесет свой радостный плод.

Преподобный Исаак Сирин.jpg
Преподобный Исаак Сирин
Не надо вымучивать ничего из себя. Преподобный Исаак Сирин советовал монаху, который не может молиться, поесть, завернуться в мантию и лечь спать. Это монах советует монаху!

И порой, такой совет вполне практичен: надо перестать что-то из себя вымучивать, не заниматься самокопанием, а просто лечь спать – утро вечера мудренее. Или вариант: «залечь» в смысле – перестать суетиться и активничать, затихнуть, искать свою внутреннюю, подлинную тишину.

Рецепт от барона Мюнхаузена

Однако без конца совет «поспать» применять нельзя. Поел, поспал – пора и потрудиться. Человек порой должен, как Мюнхгаузен, вытаскивать себя за шиворот из болота. Это прекрасный образ для христианина. Все время из болота тащить своего собственного бегемота. Уныние лечится деланием – очень спокойным, без пафоса, без надрыва, размеренным и постоянным.

Рецепт от неизвестного старца

Есть прекрасная притча о монахе, впавшем в уныние. Ему было поручено возделывать поля. Придя и увидев на поле маленькие сорняки, инок очень быстро их выполол и ушел довольный. То же и на другой день. На третий день пришел, посмотрел – солнышко светит, работать не хочется. А сорняки? Завтра прополю. Их ведь так мало. И лег в тенечек поспать. Поспал. Ушел. На следующий день пришел – та же история. Сорняки не слишком выросли, завтра прополю. Или послезавтра. Потом – послепослезавтра прополю, справлюсь, я же сильный, уже полол, растут они медленно.

Через какое-то время инок пришел, смотрит, а поле – одни сплошные сорняки, большие и колючие. И тут инок понял, что у него просто не хватит сил с ними справиться.

Проще сделать вид, что проблемы не существует, и заняться чем-то еще – чем угодно, лишь бы не тем, что единственно требуется
Вот таково состояние уныния. Когда человек понимает свое бессилие и не верит в то, что можно что-то изменить. И проще сделать вид, что проблемы не существует, и заняться чем-то еще – чем угодно, лишь бы не тем, что единственно требуется.

Но, будучи монахом, все-таки наш герой пошел к своему старцу и признался, что поле он запустил. Старец дал ему такой совет: «каждый день выпалывай кусочек поля размером с твою постель». Монах послушался и стал каждый день усердно выпалывать поле метра по два, не больше. И довольно быстро очистил так все поле от сорняков.

Также можно бороться и с унынием. Выпалывать потихонечку свои сорняки. Потихонечку, но – ежедневно. Потихонечку – но с понуждением. И в конце концов окажется, что поле-то очистилось. И теперь новые сорняки (они обязательно будут) хорошо видны и их гораздо легче выпалывать. Главное – не начать снова почивать на них.

Источник: Храм Святой Троицы в Хохлах

Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить