Мечта о Царстве Божием

Источник: Сайт Калужской митрополии

Мечты (На горе). Василий Поленов.jpg
Мечты (На горе). Василий Поленов
Время жизни утекает, словно песок сквозь пальцы. Дни летят друг за другом. Кажется, что они не наполнены ни добром, ни злом: человек бегает, суетится, никого вроде бы сильно не обижает, но и особого добра в мир не приносит. Только в душе слышится укор: «Когда же я начну исправляться?».

Слушая Господа, один человек мечтательно вздохнул: Блажен, кто вкусит хлеба в Царствии Божием! (Лк. 14: 15). Мы часто думаем: «Хорошо бы взять себя в руки, совершать добрые дела, молиться каждый день, меньше обижаться на окружающих, завидовать. Да не получается. И рад бы в рай, да грехи не пускают».

Что же ответил Иисус Христос на слова того человека? Спаситель рассказал притчу о званных на пир (см. Лк. 14: 16–24). Суть ее заключается в том, что двери Царства Небесного распахнуты для всех. Там находится наш истинный дом, там мы желанны. Но попадают в рай только люди, которые не ставят земные попечения выше всего остального (см. Мф. 22: 4–5), а откликаются на приглашение Небесного Царя прийти на брачный пир. Казалось бы, времени жизни для покаяния и исправления предостаточно. Пока ты дышишь, действуй, двигайся вперед! Что же? Зачастую человек тратит драгоценные минуты, дни, годы впустую. Он заботится о тленных благах, собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет (Лк. 12: 21).

Если спросить: «Что мне мешает регулярно читать хотя бы небольшое молитвенное правило?», то окажется, что главные препятствия — лень и саможаление. Пораньше встать, сходить на службу или дома почитать правило — это работа над собой, немалое усилие. Чтобы не напрягаться, человек начинает оправдываться срочностью дел. «Мне нужно было обязательно сходить к врачу, а теперь на молитву нет сил», «Сейчас у меня стажировка, потом получение диплома по второй специальности. Сначала устроюсь в жизни, а потом подумаю и о душе».

Мечта о рае и блаженной вечной жизни есть у многих. «Это слово говорится обыкновенно каждым, — излагает святитель Игнатий Брянчанинов наставление святого Исаака Сирского. По словам преподобного, все высказывания о любви к Богу без приложения усилий — пустые речи. Пока душа не исцелится от страстей, не возродится в здравие Духом, то человеку невозможно пожелать чего-либо «вышеестественного».

Господь словно обращается к тем, кто не сочетает со словами о спасении подвига собственной жизни: Лицемеры! ...Приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня (Мф. 15: 7–9).

Необходимо пытаться хотя бы понемногу приучать себя к добру. В христианстве нет списка, выполнив пункты которого, можно рассчитывать на спасение. Человек должен непрестанно возрастать в вере, уподобляться Богу. Мера, к которой мы должны стремиться: Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный (Мф. 5: 48). Насколько каждый из нас продвинется на этом пути, другой вопрос.

Предела совершенству нет, как нет и границ исполнению заповедей. На первый взгляд человеку кажется: «Я верен жене (или мужу), а значит, я не прелюбодействую», а Спаситель расширяет смысл заповеди: Всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем (Мф. 5: 28). На примере этого евангельского фрагмента видно, что человек призван бороться не только с греховными поступками, но и словами, мыслями. Заповеди помогают нам оторвать внимание от мирских дел и устремиться к духовному. Непрестанное совершенствование заключено в каждом Божественном повелении. Например, Блаженны нищие духом, ибо их Царство Небесное (Мф. 5: 3), — разве возможно исполнить этот завет полностью?

Бывает, что человек печалится: «Если всего я не смогу выполнить, то к чему усилия? Это бессмысленно». Многие попались на такую вражескую уловку, перестали прикладывать усилия в духовной жизни.

Необходимо постоянно искать золотую середину между удовлетворенностью собой и унынием. Спаситель говорит, что людям спастись не под силу, Богу же все возможно (Мф. 19: 26). Потому необходимо трудиться и уповать на милосердие Божие.

В минуту, когда хочется оставить труд по борьбе со страстями и окунуться в греховную жизнь, надо вспомнить: все, что с нами происходит сейчас, имеет значение для вечности. Как говорил священномученик Онуфрий (Гагалюк), «крайне легкомысленны... те, кто проводит земную жизнь в пустых и греховных наслаждениях... горько восплачут они в жизни будущей». Но тот, кто не мечтает о Царстве Божием, а стремится в Него изо всех сил, терпит испытания временной жизни, тот и достигает спасения (см. Мк. 13: 13).

Источник: Сайт Калужской митрополии

Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить