«Монах в первую очередь призван к общению с Богом!»

Источник: Киево-Печерская Лавра

Преподобные Антоний и Феодосий Киево-Печерские.jpg
Преподобные Антоний и Феодосий Киево-Печерские

— Владыка, благословите! 10 сентября будет совершаться память отцов Киево-Печерских, в Дальних пещерах почивающих. Для многих людей остается непонятным духовный труд ранних подвижников, жизнь в молчании и затворе. Почему монахи уходили в затвор на многие годы, а то и на всю жизнь?

— В канун великого не только для нашей святой обители, но и для всего Православного мира торжества я бы хотел поздравить всех православных с днем памяти всех преподобных Печерских, которые почивают в Дальних пещерах. Это поистине великий праздник, так как преподобные отцы показывают нам, что для нас возможно самое главное – это достижение святости. Что же такое монашество? Монашество — это есть уединение, когда человек остается наедине с Богом. И когда человек избирает этот путь, он приходит раз и навсегда в монастырь и, подобно псалмопевцу Давиду, видит «яко благ Господь». Действительно, если человек хотя бы раз помолился так, как молились преподобные Онуфрий, Антоний, Феодосий, Макарий Великие, если он последовал примеру и наших преподобных отцов-основателей, он бы никогда не вышел больше в мирскую суету сует.

Идля человека, который видит перед собой Христа Распятого и Воскресшего, становится невозможным иной путь нежели в монастырь. Ему лучше умереть, чем выйти в мир, вернуться к мирской суете и предаться каким-то временным вещам, которые люди называют счастьем.

Счастье — это беседа с Богом, это жизнь с Богом!

Ни в мирской суете, ни среди неправды человек не найдет спасение, но только рядом с Богом. Так и в монастыре: кто хоть раз вкусил благость беседы с Творцом, кто хоть раз ощутил присутствие Божие, тот никогда больше от этого не отступит.

004-12.jpg
Митрополит Павел (Лебедь)

— Среди преподобных были такие, которые уходили от всего, чтобы только служить Богу, но были и те, которые служили Киевской Руси делами и трудились для созидания внешней красоты Лавры. Как научиться соединять материальное и духовное?

— Господь не осудил ни первого, ни второго, как и в беседе с Марфой и Марией. Все важно, но материальное без духовного не имеет никакого смысла. Для того, чтобы жить в мире с Богом, в мире с людьми, одни избирают отшельнический путь, другим выпадает путь мученичества, и для того, чтобы дать человеку точное понятие, где ему лучше, Господь устроил общежительные монастыри.

Человеку нужен храм, нужна келия, чтобы монах мог уединиться. Мы видим множество храмов, которые были построены не только для монашествующих, но и для того, чтобы люди могли прийти и напитать свою алчущую душу благодатью Божией. Как найти этот путь? Очень просто: нужно поставить на первое место Бога и молитву. Монахам нужно руководствоваться тем, что предписано Преданием и святыми отцами, и тогда Господь пошлет и благодетелей, и украсителей, и будут возрождаться монастыри. Монаху нельзя никогда забывать, что он христианин и в первую очередь призван к общению с Богом!

— Жизненный пример преподобных воодушевляет многих людей, которые приходят в Лавру. Многих это сподвигает к иноческому подвигу. Какой, по Вашему мнению, была духовная жизнь тогда, когда лучшие сыны народа пришли в этот монастырь и просияли здесь святостью жизни? И какой совет можно дать человеку ХХІ века, который приходит в Лавру?

— На заре христианства, которое только начало распространяться на Руси, просияло множество святых, которые подражали примеру древних отцов. Они сохраняли ту святость, которая была им передана в монашеской традиции. Преподобный Антоний Печерский ходил по многим монастырям Руси, а это означает, что монастыри были и было большое количество верующих. С первого века христианство пребывало на Святой Руси, когда еще апостол Андрей Первозванный пришел на эти земли и благословил их, сказав, что на этих Киевских холмах будет множество церквей. Преподобные отцы Печерские смогли продолжить его завет и сделали все для распространения и укоренения на нашей земле веры Христовой.

Что касается жизненного выбора: идти в монастырь или избрать путь семейной жизни, пусть каждый поступает по своей совести. Браки должны быть чистыми, не может быть каких-то содомских браков, извращенных, но муж и жена должны жить благочестивой жизнью с Богом! Если же мы идем в монастырь, то нужно осознать свои ошибки и свои грехи и жить так, как говорит Бог, делать такие дела, которые не противоречат учению Церкви и евангельскому слову, чтобы дать добрый ответ перед Богом на Страшном Суде! Если человек хочет послужить Богу, не нужно бояться.

Нужно открыть свое сердце Богу, и Господь никогда не оставит!

Не нужно бояться, ведь трусость – это плохой пример для других людей. Если уже мы стали на путь или семейной жизни, или монашества — то нужно с достоинством его пройти, чтобы и для других стать примером того, как нужно жить христианину!

— На просторах интернета можно найти много информации о чудесной помощи преподобных Киево-Печерских. Вам приходилось слышать о каких-либо случаях исцелений?

— За 25 лет, которые мне Господь уже отвел быть Наместником этой святой обители, я не только слышал, но и видел множество чудес и исцелений. Я скажу о себе: операции на внутренних органах, отравление… все это не проходило бесследно для организма. В моей медицинской карточке было написано: «Несовместимо с жизнью». Но когда прошло время и меня увидели врачи, то удивились и спросили: «Вы что еще живы?» Но помощь моя от Господа, Который сотворил небо и землю!

Свято-Успенская Киево-Печерская лавра 1.jpg
Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра
Я благодарен всем преподобным Печерским за их постоянное предстательство о нас, я благодарен и тем докторам, которые принимали участие в моем лечении, я благодарен всем, ведь каждое действие врача — это невидимая сила Божия. Самое главное — это вера, вера в Иисуса Христа, вера во всесильную помощь Божию! И все возможно, поверьте! Если Господь посылает испытания, особенно, болезни, нужно размыслить: а за что это все? Нужно пойти в храм, помолиться, и тогда Господь обязательно поможет найти ответы на все вопросы и поможет очистить свою совесть. Не было такого дня, чтобы я не обращался к преподобным с просьбой, дабы они сохранили нашу Лавру, нашу Церковь, нашу страну, наши власти, всех православных и неправославных людей, дали нам жительствовать в одной стране в мире и благоразумии.

— Какой Ваш самый любимый святой из преподобных Печерских?

— Я не могу сказать, что кто-то из святых у меня «любимый». Каждый из преподобных, к которому я подхожу, является таковым. Раньше, не вчитываясь в жития святых, не вслушиваясь иногда в стихиры, были мысли о том, что может быть особенным святым, особенное отношения было к преподобному Агапиту, потому что болеешь; и к преподобному Нестору Летописцу, потому что тебе нужно сказать проповедь, и так далее. Но когда вслушаешься в службы святым, в слова акафиста, когда внимательно прочтешь жития святых, становится понятным, что все преподобные являются тем великим сокровищем, которое наполняет твою душу благодатью. Кого бы ни взяли из преподобных Печерских, каждому из них хочется подражать, чтобы и свою жизнь прожить так, как прожили они, чтобы с достоинством предстать перед Богом.

— Владыка, не можем не обойти тему Афона. Сейчас многие переживают о том разделении, которое происходит в Православной Церкви. Чтобы Вы могли сказать об этом, ведь Лавра и Афон тесно связаны? Преподобный Антоний Печерский начал там свой монашеский путь. И многие болезненно воспринимают то, что афонские монастыри поддержали беззаконные действия в отношении Украинской Православной Церкви.

— Афон, безусловно, является Вторым уделом Пресвятой Богородицы. Но если посмотреть с другой стороны, то большинство святынь, которые находятся на Афоне, привезены со всего мира, тогда как у нас, в Лавре, более ста двадцати преподобных, множество чудотворных икон, которые просияли здесь, на этом святом месте. Нельзя приуменьшить значение и Почаевской Лавры, где Пресвятая Богородица оставила Свой след, и Дивеевского монастыря, и множества других обителей, которые являются для нас родными и близкими.

Поэтому за благодатью не нужно ехать куда-то. Она здесь, рядом с нами, рядом с нашими преподобными и рядом с нашими святынями.

Многие люди хвастаются тем, что они были на Афоне, а про свои святыни зачастую забывают. Более того, часть таких людей совершенно не посещают храмы здесь, на своей земле. И как они могут именоваться верующими?

В настоящее время некоторые Афонские монастыри пошли на поводу у мира, у политиков и поддержали Патриарха Варфоломея, который сотворил бесчинство в Украине, признав самосвятов-раскольников законной иерархией, и сотворил много бед для нашей Церкви. Приняв в общение так называемого «митрополита Епифания», то есть по сути мирского человека Сергея Думенко, те действительно согрешили. Нет на них святого Марка Эфесского, святителя Николая, святителя Спиридона, святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста с другими светильниками Церкви, которые жили для Церкви и боролись за чистоту церковной жизни. Каждый человек должен прислушаться к своей совести и принять для себя решение, кто прав и как к происходящему нужно относиться.

Не стоит забывать и о том, что Матерью всех Церквей является Иерусалим, откуда все мы получили благодать Святого Духа.

— Дорогой Владыка, поздравляю Вас с грядущим праздником всех святых Печерских, в Дальних пещерах почивающих. Преподобные отцы очень много сделали для продолжения духовной жизни, радости, спасения и утешения всех, кто приходил и будет приходить в эту святую обитель.  И все, что созидается Вашими трудами, трудами братии, благодетелей — это величайший дар Богу и Его Святой Церкви. Низкий Вам поклон и благодарность за Ваши труды. Благодарю за добрые слова и наставления.

— Я благодарю Вас, отец Иларион, и весь коллектив Отдела информации и связей с общественностью Киево-Печерской Лавры за ваши труды. Пусть Господь укрепит вас в этих трудах, и помните, что мы должны донести людям, что такое Церковь и какой смысл пребывания в Церкви! И да сохранит всех вас Господь!

Свято-Успенская Киево-Печерская лавра.jpg
Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра

Беседовал архимандрит Иларион (Мокрицкий)
Источник: Киево-Печерская Лавра

Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить