Монастырь, где готовят любимый сыр Микеланджело

Источник: Приходы

Если почитать историю обители, сразу и не поверишь, что речь идет о монастыре. Сообщения о постройке очередного храма или открытии приходской школы сменяются фразами: «нападение калмыцких племен на Далматовскую обитель, ее сожжение», «нападение башкир и сожжение монастыря», «осада Пугачевских войск», «пожар, уничтоживший все труды мастеров по дереву: «Под ветром, внутри монастыря, дерево нигде не осталось без утраты…» Триста лет оборонялись и горели, горели и оборонялись. Последнее сообщение о пожаре датируется 1994 годом. Но этим совсем не ограничивается жизнь обители. Главное – молитвенная жизнь, ей также сопутствуют восстановление монастырских построек и хозяйственные послушания. Одно из них – сыроварение. Несколько лет назад мы уже знакомили читателей с этим монастырским промыслом; предлагаем посмотреть, как история Далматовской обители прорастает в современность, и чем живет монастырь сейчас.

Преподобный Далмат

1642 год. Городничий Тобольска Дмитрий Иванович Мокринский оставляет мирскую суету и постригается в монашество. Теперь его новое имя – Далмат. Побыв какое-то время в Невьянском Богоявленском монастыре, Далмат, ни сказав никому ни слова, тайно уходит на восток. Идет по берегу реки Исети, ищет место и в точке, где сливаются реки Теча и Исеть, останавливается. Роет себе пещеру, начинает молиться. Из вещей у Далмата – только икона Успения Божией Матери. Как гласит легенда, внушительных размеров.

Хозяин этих мест – тюменский татарин Илигей – дважды попытался убить безоружного монаха. Первый раз пришел он с толпой соплеменников, но выяснилось, что мать Далмата, крещеная татарка, – сестра жены Илигея. Тюменский хан отступил, но русские арендаторы, которые на его землях ловили рыбу и добывали зверя, снова натравили того на отшельника. Зачем им это понадобилось, история умалчивает. Зато известны последствия: когда Илигей второй раз отправился в сторону монашеской пещеры, явилась к нему во сне Божия Матерь и повелела не только не трогать старца, но и отдать ему всю окрестную землю.

И это уже исторический факт: в 1646 году татарин исполнил повеление, подарив русскому монаху землю, а также свой шишак и кольчугу в знак мира. Сейчас эти предметы хранятся в Свердловском областном краеведческом музее.

Постепенно вокруг отшельника стали собираться монахи – просто приходили за сотни километров пешком, здоровались и оставались в пещере. Говорят, раньше так и создавались «правильные» монастыри: за старцем приходила братия. Никто не осыпал их щедротами, жили впроголодь, сами строили храмы, вели хозяйство.

сыр 1.jpg

Вот так старец Далмат, который даже священного сана не имел, стал основателем Далматовской обители. Периодически на нее нападали калмыки и сжигали дотла. Монахи терпеливо отстраивали все заново.

Но настоящие мучения святому старцу доставались не от иноверцев, а от своих. В 1660 году Данила Иванович Строганов написал донос, что Далмат укрывает в монастыре беглых крепостных крестьян. Монаха вызвали в Тобольск и подвергли страшным пыткам. Только письма далматовских старцев государю помогли вернуть духовного отца. Далмат вернулся в Исетскую пустынь с переломанными руками и ногами, но живой и по-прежнему несгибаемый. Говорят, святой старец никогда не опускался до человекоугодия и лицемерия. И перед величием его духа преклонялись и церковные, и гражданские власти.

Удивительный инок скончался в 1697 году, 25 июня по старому стилю, в возрасте 103 лет.

сыр 2.jpg

Каменная цитадель

Визитная карточка Далматово – крепостная стена высотой шесть метров. Какой средневековый монастырь обошелся без нее, особенно на Урале? В Далматово монастырская ограда имеет два ряда бойниц: нижние – для стрелков с пищалями, верхние – для артиллерийских орудий. Укрепленную линию обороны вокруг обители начал строить еще Тобольский воевода Годунов в 1667 году. К 1763 году каменная ограда была построена. Рассказывают, что она без особых потерь выдержала два пугачевских штурма.

сыр 3.jpeg

Местами кирпичная кладка разрушена, но при толщине стен в полтора метра это сущие пустяки. Периодически на стену вскарабкиваются люди – то ли паломники воодушевленные, то ли местные экстремалы. Вид отсюда потрясающий: монастырская крепость стоит на высоком берегу реки.

сыр 4.jpg

А на другой берег ведут тайные подземные ходы. Местные жители рассказали, что монастырь буквально испещрен переходами. «Братья себе эвакуационных выходов нарыли», – рассказала нам Татьяна, которая несколько десятилетий проработала на оборонном «молокозаводе».

В советские годы в монастырских храмах и кельях размещалось секретное предприятие. По официальной версии, оно делало цистерны для молоковозов, на самом деле – емкости для ядерных и химических заводов. Но в городе его до сих пор зовут «молзавод».

Ремонт длиною в жизнь

В 1992 году монастырь вернули Русской Православной Церкви. Обитель расположена на четырех гектарах, является памятником архитектуры федерального значения и находится в крайне разрушенном состоянии. Много времени ушло на демонтаж заводских построек: котельной, водонапорной башни, механосборочного цеха, здания химводоочистки.

сыр 5.jpeg

Пока братия полностью восстановила церковь в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость», в которой находится рака с мощами преподобного Далмата Исетского. В монастырской столярной мастерской собственноручно изготовили иконостас. Все чертежи были сделаны по дореволюционным фотографиям, так что соблюдено полное историческое соответствие.

Остальные исторические объекты – на ремонте. В лесах стоит главный храм обители – Успенский собор, началась реставрация юго-западной сторожевой башни.

сыр 6.jpg

– Сколько еще лет вы будете ремонтировать монастырь? – спросили мы у игумена Варнавы.

– Всю жизнь. И так он это просто, спокойно сказал.

А куда им, собственно, торопиться? Монахи молятся и работают, работают и молятся. Никаких планов не строят, рассчитывают только на Божью помощь.

сыр 7.jpg

Далматовский монастырь всегда кормил себя сам. И сейчас братья умудряются не только вырастить себе пропитание, но и заработать на восстановление разрушенных зданий. В монастыре есть свой кузнечный цех, столярная мастерская, угольное производство, тепличное хозяйство, 200 гектаров пашни, пасека на 150 ульев, сыроварня, мельница, и, конечно же, свечной заводик.

сыр 8.jpg

Когда Бог привел гастронома в монастырь

С недавних пор при Симеоновском кафедральном соборе Челябинска появилась лавка с монастырскими продуктами, и центральное место в ней занимает витрина с далматовскими сырами. Конечно же, мы разузнали, кто и как эти сыры делает.

– Стойте на месте, никуда не ходите, сейчас к вам подойдет брат Василий, – сказал по телефону игумен.

сыр 9.jpg

Мы стояли и ждали, когда из-за угла здания показался он. Большой, широкий, с львиной гривой, мохнатыми бровями и впечатляющей бородой. Брат Василий производил устрашающее впечатление. А оказался милейшим человеком. Это ему принадлежат чудные фразы: «Мастит – всему конец!», «Кислотомер и градусник – лучшие друзья сыровара», «Кишечная палочка – самая страшная бактерия». Когда-то давно, «еще в той жизни», как он выражается, Василий три года учился гастрономии в Европе, а конкретно в Кёльне. Стажировался в лучших ресторанах Италии, Франции и Германии. А потом работал шеф-поваром в агентстве пароходства в Дюссельдорфе. Именно тогда наш герой узнал, как из молока, соли и закваски рождаются лучшие в мире сыры (а еще он отлично разбирается в европейских винах). В общем, про высокую кухню и мишленовские звезды Василий знает не понаслышке.

Но однажды Бог привел гастронома в Далматовский монастырь (каким именно образом, наш скромный собеседник умолчал). Так монахи впервые отведали любимый сыр Микеланджело Буонаротти – качотту.

сыр 10.jpg

– Качотта – это быстрый полутвердый сыр, он известен с IX века, и готовят его по всей Центральной Италии, – объясняет брат Василий. – Если выдерживать его две недели, это будет юный сыр, два месяца – молодой, полгода – зрелый. А вот монтазио должен созревать не меньше полугода, он относится уже к твердым сырам. Еще мы тут делаем моцареллу, но самый большой спрос у нас на копченый сыр скаморца.

сыр 9.jpg

Как выяснилось, в подчинении у Василия – два профессиональных технолога с высшим образованием. Так что он, как и в старые времена, шеф. Осуществляет генеральное руководство и лично развозит сыр по магазинам на маленьком автомобиле-холодильнике. И если вы когда-нибудь купите кусочек монастырского сыра из Далматовской обители, знайте: к нему приложил руку шеф Василий, колоритный обитатель старинной зауральской обители.

сыр 11.jpg

А еще помните, что деньги, которые вы заплатите, обязательно пойдут на какое-то нужное дело. На цемент, кирпич, доску и что там еще нужно монахам, у которых вся жизнь – один большой исторический ремонт.

Фото Анны Усмановой,
а также сайтов Курганской епархии
и Далматовского монастыря

Источник: Приходы

Светлана Бацан 22 декабря 2022
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить