Монастырское богослужение как источник духовного назидания и утешения

Источник: Монастырский вестник

f2.jpg

Доклад игумении Сергии (Конковой), настоятельницы Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского женского монастыря на XXX Международных образовательных чтениях «К 350-летию со дня рождения Петра I: секулярный мир и религиозность», направление «Древние монашеские традиции в условиях современности (23–25 мая 2022 года)

Молитва и богослужение – центр монашеской жизни

Молитва и богослужение всегда были и продолжают оставаться центром всей монашеской жизни, и это отражается даже в архитектурной композиции монастыря. Главенствующее положение в его общей структуре занимает храм. Для человека, утвердившегося на пути спасения, участие в церковной службе становится потребностью, оно слаще всякой пищи. Из жития преподобного Макария Великого известно, что, водворившись в Нитрийской пустыне, братия жили отдельными келлиями, удаленными друг от друга, в них проводили пять дней в неделю, а в субботу собирались вместе, чтобы совершить всенощное бдение и Литургию. Знаем также, что преподобный Серафим Саровский, поселившись в лесу, в пустыньке, непременно принимал участие в братском воскресном богослужении, а когда по болезни он не смог приходить в обитель и участвовать в общей молитве, монастырское начальство приняло решение прекратить его пустынножительство. В том же духе получил наставление преподобный Григорий Палама, решивший однажды остаться в затворе вместо совместной службы. Ему явился преподобный Антоний Великий и сказал: «Хорошо совершенное безмолвие, но и общение с братством иногда необходимо, особенно в дни общественных молитв и псалмопений. Поэтому и тебе должно теперь быть с братьями на бдении».

Примечательно, что сошествие Святого Духа в день Пятидесятницы совершилось именно над вместе собравшимися апостолами, которые были тесно связаны верой в Христа и объединены молитвой. В этот момент они находились в горнице, то есть в месте, стоящем выше помещений, предназначенных для обыденных нужд.

Храм – это место, где царит многовековой опыт общения с Богом. В обычном состоянии мы заняты собой, своими проблемами и переживаниями. В соборной молитве человек настраивается на волну богообщения, на него действуют и архитектура храма, и иконопись, и сама структура богослужения, и все окружение. Вдохновенные, умилительные молитвы великих гимнографов – плод их любви к Богу и вдохновения – выражают всю глубину молитвенного христианского настроения так, как сами богомольцы не могли бы их выразить. Своей силой, глубиной, духовностью они усиливают молитвенное настроение монахов и приобщившихся монашеской молитвы мирян, просвещают, согревают, оживляют, одухотворяют их. Они cоединяют с Живым Богом, с вечностью и друг с другом. Против невидимых врагов и против грехов лучше воинствовать вместе, чем одному. Когда в храме призывают имя Господне, и участники богослужения постоянно слышат Его и живут в этой атмосфере, то это перерождает их природу: не сразу, а постепенно, через причащение Тела и Крови Христа.

Молитвенное предстояние в церкви – подвиг усердия и тяжелой борьбы со злыми духами – составляет одно из могущественных средств в духовно-нравственном росте, ибо оно само по себе выражает стремление к тому, чтобы угодить Господу, стать чистыми, непорочными, совершенными. На духовно-нравственное совершенствование как на задачу человеческой жизни указывает Откровение: Святи будите, яко Аз свят есмь (Лев. 11:45).

Искренняя молитва, с участием всех сил нашего духа, не может оставаться без доброго влияния на душу христианина: она побуждает молящегося чувствовать свое ничтожество, греховность пред святостью Бога, а посему вызывает и стремление к нравственному идеалу. Об обновляющей и воссозидающей силе общецерковной молитвы говорится в словах великопостной молитвы на третьем часе: «Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа в третий час апостолом Твоим низпославый, Того, Благий, не отыми от нас, но обнови нас, молящих Ти ся...»

Совместная церковная служба – источник нашего освящения

На примере Серафимо-Дивеевского монастыря предлагаем рассмотреть ежедневный состав совершаемых в обители служб и их глубокое богословское и мистическое содержание. Конечно, это не будет основательный разбор каждого фрагмента богослужения, мы лишь отчасти соприкоснемся с тем, как богослужение напоминает молящимся о горнем мире, к которому предназначены все христиане, и как евангельская история становится частью духовного опыта верующего.

В Серафимо-Дивеевском монастыре день обыкновенно начинается именно с совместной утренней молитвы. В 5.30 утра сестры собираются в главном соборе монастыря на полунощницу. Чтение утренних молитв, полунощницы и двенадцати избранных псалмов перемежаются пением клиросных сестер, которые исполняют тропари и, в том числе, проникновенное «Се, Жених грядет в полунощи». Образ жениха не раз встречается на страницах Евангелия. Сразу, конечно же, вспоминается притча о десяти девах, из которых пять были мудрые и пять – юродивые (см. Мф. 25:5–13). Эта гимнография сравнивает молящихся с девами, ожидающими пришествия жениха, и призывает к бодрствованию. О необходимости всегда быть готовыми к встрече с Христом говорит и другая притча: И вы будьте подобны людям, ожидающим возвращения господина своего с брака, дабы, когда придет и постучит, тотчас отворить ему (Лк. 12:36). Тропарь «Се, Жених…» напоминает о том, каким должны быть правильные внутренние переживания христианина и его молитвенное состояние.

С таким духовным настроем далее молящиеся приступают к прославлению главного дивеевского попечителя – преподобного Серафима Саровского. С семи часов утра у его святых мощей нараспев служится молебен с акафистом. В этом песнопении духовной радости и отрадного торжества отобразилась красота личности святого саровского старца. Повторить его жизненный путь и подвижничество способен не каждый, но дух верности Христу, которым пламенел батюшка Серафим, служит вдохновляющим примером.

В воскресные дни, по заповеди преподобного Серафима Саровского, перед поздней Литургией в монастыре совершается совместное прославление Божией Матери – Ей служится параклис. Это утешительное творение монаха Феостирикта Медикийского поется перед чтимой иконой Богородицы «Умиление». Царица Небесная дает силы терпеть, Она учит со смирением нести жизненные испытания, помогает в борьбе с искушениями, защищает от вражиих напастей. В Ее жизни раскрывается красота бесконечно живой жизни, наполненной подлинно божественными смыслами. Вся Ее жизнь была предана Богу.

В восемь часов с возгласа: «Благословенно Царство…» начинается Божественная литургия – и открывается вход в это иное бытие, отличное от земного. В сердцах богомольцев есть опытное знание о том, что богоблагодатная жизнь существует, и оно связано с молитвой. Это открывается в первых же словах службы: «Миром Господу помолимся». Миром предлагается всем участникам богослужения войти в пространство Божественной литургии, то есть в такое внутреннее состояние, которое означает спокойствие, тишину, безмятежность, невозмутимость.

На ектении далее возглашается прошение «о свышнем мире» – о мире, который дет Христос. Мы просим о ниспослании мира, уничтожающего враждебную пропасть между человеком и Богом. Мир свышний – неразлучное соединение с Богом и неразлучное пребывание в любви Божией. Затем звучит прошение «о спасении душ наших», и это «наших» выше любого бытия, потому что объединение в Церкви происходит в личности совершенного Богочеловека. Тайна воссоздания нового человечества совершается Духом Святым в участниках Литургии – причастниках Святых Даров. Каждый, кто в силу своей веры соединяется с Христом, выходит из гибельного бытия и входит в бытие спасительное.

Присутствуя на Литургии, мысленно пребывая в Гефсимании и на Голгофе вместе с Христом, молящиеся слушают апостольские слова, возвещающие спасение, слышат Самого Христа, Его живое слово, реально переживают то, что происходило на Тайной Вечере. Христос здесь, сейчас, вместе с людьми – не как память, не как идея, а как реально присутствующий! Так участники общего богослужения научаются жить в планах двух реальностей, поскольку Евхаристия, совершенная Иисусом Христом, никогда не прекращается, вечность встречается с временем, и момент этой встречи совершается на Литургии. Включаясь в жизнь Господа на Земле, стоящие в храме Божием, обретают Божественную вечность, исполненную любви.

Чтобы проникнуть глубже в смысл слов Христа, надо внимательно вслушиваться в них, сопоставлять читаемое с тем, что происходит во время богослужения и какие события церковной жизни связаны с тем или иным отрывком. Так внимательный богомолец достигает того, что слова Божии начинают проникать в его сердце. Он будет носить их в себе и каждый день, каждый момент собственной жизни привыкнет ставить в связь с бытием Бога.

Для того чтобы верные жили жизнью не собственной и не плотской, но жизнью Христа, Который за них умер и воскрес, требуется, чтобы постоянным в его жизни было и то, что ее составляет, – Божественное причастие. Об этом говорит Сам Господь: Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни (Ин. 6:53). Святые Дары, соединенные с Божественной природой, подают духовное здоровье и чистоту прилежным в посещении церкви и приобщении Божественных Святынь.

Бог входит внутрь человеческого естества, причем, это вхождение Бога происходит не каким-то символическим или духовным способом, но абсолютно реально – Тело Христово становится нашим телом и Кровь Христова начинает течь в наших жилах. Но причастие – это не только принятие святыни в себя, а событие, благодаря которому человек включается в единство Тела Христова. Литургическая молитва призывает нас к единению с людьми: «Нас же всех, от единого Хлеба и Чаши причащающихся, соедини друг ко другу, во единого Духа Святаго причастие».

Заключение благодарственной ектении, которая произносится после причащения, содержит прошение о том, чтобы весь настоящий день молившиеся в храме провели в мирном благосостоянии и святыне, в удалении от всякого порока. Священник, вознося свое моление, исповедует, что Бог есть источник нашего освящения.

Вечерние богослужения в Серафимо-Дивеевском монастыре начинаются с предписанного церковным уставом малого повечерия. Для его совершения сестры собираются в храме на совместную молитву. Это еще одна возможность присоединить свой голос и свое сердце к церковной уставной молитве, обрести в ней единомыслие со святыми отцами, вдохновенно прославившими Божию Матерь в своих канонах и седальнах. Впитывая мудрость отцов-гимнотворцев, молящиеся соделывают свой ум хранилищем всесвятой Ее памяти.

На богослужениях вечерни и утрени проходит вся история человечества от творения мира и грехопадения, вплоть до момента славословия Того, Кто показал нам Свет, Кто Сам есть Свет. Вслушиваясь в боговдохновенные слова, участники богослужения стараются пожить библейскими настроениями. «Господи, воззвах к Тебе, услыши мя! Услыши мя, Господи! Приклони ко мне ухо Твое! Вонми гласу моления моего!» – это крик сынов света из сумерек и мрака падшего мира. Псаломские стихи чередуются со стихирами, которые относятся к личности или к событию и говорят о победе жизни над смертью, победе света над тьмой, победе добра над злом, победе Божией в нас и за нас.

После утрени читается 1-й час. Часы вседневные и, особенно, Царские и пасхальные дают настрой на молитву и с изумительной силой раскрывают воспоминаемое как происходящее. Этому способствуют специальный подбор псалмов, тропари и кондаки дня недели, возгласы священника, сообщающие службе торжественный характер. В первый час вспоминается веде́ние Иисуса Христа от Каиафы в преторию к прокуратору Понтию Пилату и лжесвидетельства на Него. Третий час – час суда человеков над Богом. Далее предстоим и сопутствуем влекомому на крест Христу, Голгофской Жертвой обретаем родство с Богом. И вот, Господь умирает на Кресте, сходит телом во гроб, душою – в ад.

На часах возносятся молитвы о получении плодов, которые были приобретены страданиями и смертью Спасителя. Это наше моление о пощаде и об очищении нас, грешных и недостойных. О даровании прощения грехов единственно по милости Божией, обещанной всякому истинно верующему живой верой. Об умерщвлении плотского мудрования. Об отложении ветхого человека и облачении в нового. Об обновлении греховного нашего естества с тем, чтобы, получив божественную благодать, посвятить себя на служение Богу.

Эта тема продолжается в храме на вечернем правиле при чтении молитв на сон грядущим, и завершается день слушанием новозаветных слов, столь необходимых для творения нового человека. Уроки евангельского любомудрия полезны для научения слушающих, для их исправления и наставления в праведности.

Церковные переживания, полученные во время богослужения, – определяющие в жизни монашествующих и приобщившихся монашеской молитве. Оживляют богослужения обязательное участие в них игумении монастыря и привлечение монашествующих к пению, чтению, несению послушаний алтарниц, церковниц, уставщиц. Укрепляют сестринское единство закрытые службы, только для монашествующих, на которых ничто не отвлекает от молитвы и ум не развлекается. Для того чтобы каждое слово было слышно и понятно молящимся, в монастырских церквях установлены современные системы усиления звука.

Стремление к нравственному идеалу

Поставив человека выше всех тварей, украсив его преимущественными достоинствами, Господь тем самым указал ему на отличительную его обязанность пред всеми прочими созданиями – деятельное стремление и приближение к своему Первообразу. Поэтому человек имеет долг духовно-нравственного совершенствования, он должен стремиться, насколько возможно, к полнейшему отображению Божиих совершенств в своей природе. На духовно-нравственное совершенствование как на задачу человеческой жизни Откровение указывает прямо. Святи будите, яко Аз свят есмь, – Сам Бог говорит людям (Лев.:11:45).

Именно церковная молитва и составляет одно из могущественных средств в духовно-нравственном росте, ибо она сама по себе есть стремление к святости, к тому, чтобы угодить Господу, стать чистым, непорочным, совершенным. Она не может оставаться без доброго влияния на душу христианина: она побуждает молящегося чувствовать свое ничтожество, греховность пред святостью Бога, а посему вызывает и необходимость стремления к нравственному идеалу.

Бог есть совершеннейшая и беспредельная любовь (см. 1 Ин. 4:8). Приближаясь к Нему в пламенной молитве, христианин и сам проникается этой любовью, подобно тому, как находящийся под лучами солнца нагревается ими. И чем усерднее он молится, тем более возрастает в любви к Богу, во всем он начинает видеть благодеющую руку Всевышнего.

Сближая с Богом, с духовным миром, церковная молитва является главным и могущественным способом для укрепления веры в Бога. Истины, содержащиеся в Божественном Откровении и преподаваемые святой Церковью, становятся сердечным убеждением усердного молитвенника. Молясь Богу, он опытно познает Божественное достоинство христианина, чувствует бытие духовного мира, переживает на самом себе обновляющую и воссозидающую силу христианской веры, ощущает прилив новых духовных сил (см. Флп. 4:13), при помощи которых становится способным совершать великие дела благочестия. И чем выше христианин по молитвенному труду, чем горячее он молится, тем более он познает духовный мир и тем крепче становится его вера.

Во время общественной молитвы человек, по слову святых отцов, и целомудрствует, и смиряется, и милосердствует, любит Бога и ближних, и богословствует, словом, бывает наполнен всяким духовным благом, находясь своим сознанием и произволением в области духовного бытия.


[1] Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря. – СПб.: Типография М.М. Стасюлевича, 1903.

[2] Феофан (Говоров), свт. Письма к разным лицам. – М.: Сибирская благозвонница, 2022.

[3] Феофан (Говоров), свт. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться. – М.: Правило веры, 2021.

[4] Игнатий (Брянчанинов), свт. Аскетические опыты. Т. 2. Слово о церковной молитве. – М.: Сретенский монастырь, 2010.

[5] Киприан (Керн), иерм. «Взгляните на лилии полевые». Курс лекций по литургическому богословию. – М.: Образ, 2007.

[6] Иларион (Алфеев), еп. Православное богослужение как школа богословия и богомыслия. – Церковь и время. 2003, № 22.

[7] Вениамин (Тупеко), еп. Каким должен быть монастырь, чтобы стать источником притяжения и тихой пристанью для современного человека. Доклад на Международной богословской научно-практической конференции «Монашество Святой Руси: от истоков к современности», 23−24 сентября 2015 года.

[8] Алексий (Поликарпов), еп. Молитва и ее значение в духовной жизни. Доклад на круглом столе «Богослужение и молитва как средоточие жизни монашеского братства», 13–14 ноября 2019 года.

[9] Феофилакт (Безукладников), архим. Как научить молодых послушников любить монастырское богослужение. Доклад на ХХVII Международных Рождественских образовательных чтениях, 28–29 января 2019 года.

[10] Мелхиседек (Артюхин), архим. Общее монастырское богослужение – залог духовного преуспеяния братии. Доклад на собрании игуменов и игумений монастырей Русской Православной Церкви, 8–9 октября 2014 года.

[11] Иов (Геча), архим. «Се Жених грядет в полунощи». Доклад на богословской конференции «Эсхатологическое учение Церкви», 14–17 ноября 2005 года.

[12] Софроний (Сахаров), архим. Литургическая молитва. // Софроний (Сахаров), архим. Видеть Бога как Он есть. – М.: Путем зерна, 2000.

[13] Владислав Свешников, прот. Полет литургии. Созерцания и переживания. – М.: Никея, 2011.

[14] Алексей Уминский, прот. Божественная литургия. Объяснение смысла, значения, содержания. – М.: Никея, 2022.

[15] Думитру Станилоэ, прот. Богослужение Православной Церкви как среда действия Святого Духа на верующих» // Труды и переводы. 2020. № 1 (3).

[16] Скурат К.Е. Христианское учение о молитве и ее значение в деле нравственного совершенствования. // Богословские труды. Московская патриархия. Выпуск 33. – М.: Изд-во Московской Патриархии, 1997.

Источник: Монастырский вестник

Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить