Источник: Фома:ру
Какое-то время назад в редакцию пришло письмо:
«У меня, как и у любого, наверное, человека, есть страх. Но особенно мне страшно умирать. И пред Богом стоять со своими грехами втройне страшно. Я темный как копоть внутри. И нет даже уныния от того, что ничего не можешь поделать с этим — я просто привыкаю жить так. Да, есть радость и много других эмоций.
Но когда их нет, снова страшно. Страшно потому, что так погано прожил свою жизнь. Может, в глазах окружающих я и не плох. Но я-то знаю, какой я внутри лицемер, совесть не обманешь. Можете со мной не согласиться, но мое мнение: на исповеди священник не отпускает грехи. Он вроде психолога: выслушал, сказал — и человеку легче. Отпускает грехи (прощает) только Бог, так как человек грешит пред Ним, а не перед священником. А то, что он рукоположен, так рукоположен не самим Богом, а тоже человеком, причем грешным. И пока я живу во плоти на этой земле, пока не предстану пред Ним, я буду оставаться грешным.
Знаю многих людей, которые пускались во все тяжкие после исповеди. А знаете почему? У них страха больше нет. Ну, отпустили же грехи — и айда. А снова нагрешу — снова пойду на исповедь. Как автомат с газировкой: захотел пить — чик и попил. Все просто. А для меня все непросто.
Страшно. Иногда терзаю себя: ну как сделать, чтобы ну хоть один грех-то смыть, ну хоть малюсенький? Ответ прост. НИКАК.
С этим «багажом» и приду. Я точно знаю, что я «клиент» тех, кто внизу. А уж думать о том, что попаду в рай, — это верх безумства. Я точно знаю, что меня ждет. И не знаю, простят ли мне. Если у меня спросить, а что я сделал в жизни ради спасения? — не буду лицемерить, я ничего не сделал. А просто жил гадко и коптил воздух. Все. Как же страшно, очень страшно… И даже не знаю, возможно ли справиться с этим страхом?..»
* * *
На вопрос читателя отвечает протоиерей Игорь Фомин, настоятель храма святого благоверного князя Александра Невского при МГИМО.
Прочитал это письмо, и мне самому стало страшно — страшно за его автора. Видно, что у него есть вера в Бога, он признает Его, но не делает главного — не доверяет Ему. Поэтому начинает со страха, а уходит в неверие. Отсюда и неправильные выводы — он во многом ошибается. И эти ошибки надо разобрать.
Это одно из распространенных явлений, когда человек мечтает о своей будущей чудесной жизни в Эдемском саду, а не о дружбе с Богом. Он зацикливается на себе, на страхе за свою будущую жизнь: «попасть в рай» для него — синоним «не попасть в ад». Знаете, у иеромонаха Романа (Матюшина) есть такие слова: «Господи, с Тобой не надо рая, тесный ад с Тобою мне как рай». Вот и я не готов идти в рай, если там не будет Бога.
По-настоящему же стоит бояться потерять с Богом дружбу, лишиться богообщения. Это положительный, «божественный» страх. А страх лишиться комфорта или, наоборот, не обрести его в будущем — греховный. Это страх животный, телесный: быть наказанным, осмеянным, униженным.
Чтобы понять, греховный у тебя страх или «божественный», надо определить его природу. Человек трехсоставен: в нем есть дух, душа и тело. Получается некая пирамида. Все чувства, в том числе и страх, рождаются в средней части человеческого естества — в душе. А вот от того, куда эти чувства будут направлены — в духовную плоскость или в телесную, — будет зависеть и характер страха.
Автор неправ и в оценке самого себя. Судить нас может только Господь, а говорить: «Я мерзавец» — значит закрываться от Бога. Многим кажется, что зацикленность на своей греховности — это признак трезвого христианского мышления. Но это совсем не так. Определяя себя как плохого человека, вы накладываете на себя ярлык, с которым смиряетесь. Но Бог не может действовать там, где человек уже решил для себя окончательно, что он плохой.
Скажу больше: за постоянным самоуничижением скрывается самовлюбленность. Да, самолюбие — это не только когда вы не можете оторваться от зеркала — так выглядит первая крайность. Вторая крайность — когда вы тоже не можете оторваться от зеркала, но смотрите и плачете: «Какой я плохой! Я настоящий дурак!» Повторю, нелюбовь к себе — это тоже самолюбие. Везде, где есть «я», — это всегда самолюбие.
Но здесь тоже стоит разобраться с природой слов и поступков, вызванных чувством любви или страха. Если человек любит себя, его действия направлены на телесные удовольствия: как повкуснее поесть, поспать, получше одеться. А если человек духовен, он стремится, чтобы его ближний получше поел, поспал и оделся. В этом отличие любви жертвенной от самовлюбленной.
Так и страх. Если вы идете по улице, видите, как здоровенные балбесы обижают мальчонку и, не думая о том, что вас самого могут покалечить, бросаетесь ему помогать — это страх за другого, страх жертвенный. А страх за себя — это страх самовлюбленный.
Вы не правы, если думаете, что наша участь зависит от количества добрых дел. Как только вы акцентируете на этом внимание, «добрые» дела становятся предметом бухгалтерского учета. А это уже рыночные отношения: я Тебе добреньких дел набросаю, а Ты мне Царствие Небесное потом дашь.
Мы же свое внимание должны сосредоточить не на добром деле как таковом, а на своем ближнем, ради которого мы можем что-то сделать. Кто-то может даже удивиться, спросить: «Разве я сделал что-то хорошее именно для самого Бога?» Но служение Богу именно в этом — в служении ближнему.
А то есть ведь и те, кто всю жизнь искал Бога и не увидел Его в своем друге. Господь скажет таким: отойдите от Меня, проклятые — Я жаждал, но вы не напоили Меня, когда не сделали это своему ближнему.
Автор письма самонадеянно считает, что Церковь ему не поможет, а священник не в силах отпустить грехи. Уверенность в том, что Бог прощает, а Церковь нет — от неграмотности, от незнания Священного Писания. Поймите: Сам Бог оставил Церковь в помощь вам! Церковь дает нам укрепление в таинствах и дает путеводителя в лице духовенства.
Все священники через цепочку рукоположений ведут свое преемство от самих апостолов и имеют власть совершать таинство — быть свидетелем отпущения грехов. На это есть прямое указание в Евангелии: Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся (Ин 20:23).
В разрешительной молитве священник действует от лица Бога (что не значит «вместо Него»). И человеку уже здесь, на земле, прощаются грехи, в которых он искренне кается — он получает духовное освобождение от них. А остаются уже не грехи, а их последствия — в том числе и угрызения совести, и «духовные» шрамы.
Но мне трудно представить себе ситуацию, когда человек грешит, чтобы потом каяться. Такое возможно только от неверия, от нелюбви к Богу. Люди, которые думают, что согрешат, а потом покаются, зачастую заканчивают жизни, не успевая этого сделать, скоропостижно. А ведь именно покаяние — одно из условий вхождения в Царствие Небесное.
Мне кажется, что ситуация, когда человек не хочет довериться Богу, очень похожа на грех Иуды. Ведь дело не в том, что Иуда предал Христа — он в этом раскаялся, бросил тридцать сребреников. Но он не принял от Бога прощение. Согласно преданию, трижды Иуда пытался повеситься, но у него не получалось. И получилось, только когда он не поверил, что Бог настолько его любит, что прощает.
Да, человек склонен сосредотачиваться на себе: сам решает, плохой он или хороший, стоит его прощать или нет, надеяться или опустить руки. Тем самым он не дает действовать Богу и отрубает себе пути ко спасению. Сам же человек ничего не может сделать, чтобы изменилась его будущая жизнь, — это может сделать только Христос.
Что же нам тогда остаётся? Выполнять Его заповеди, а своей естественной обязанностью сделать стремление быть богоподобными — творить добро. Не рассуждать, сколько добрых дел надо сделать, чтобы попасть в рай, а просто идти и делать по максимуму. А все остальное сделает Господь: ведь Он, видя старание и раскаяние человека, прощает грехи.
Недоверие к Богу вкупе с пониманием ограниченности своих сил рождает боязливость. В результате вы и сами справиться ни с чем не можете, и Богу не даете помочь — это закрывает все пути решения ваших проблем, приводит к изнеможению и унынию.
У верующего человека нет этой боязливости, которая приводит в тупик, но есть другой страх — страх совершить ошибку и остаться без Бога. Но нам не запрещено ошибаться. Вспомните апостола Павла: будучи Савлом, он гнал христиан и верил, что этим служит Богу. Господь, видя его искренность, развернул его на сто восемьдесят градусов — и из гонителя Христа Павел стал одним из самых великих Его проповедников.
Так и нам нужно уповать и верить, что Господь всегда с нами и никогда нас не оставит: направит на нужный путь, если мы ошибемся.
У апостола Иоанна Богослова есть такие слова: В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх (1 Ин. 4: 18). Нам надо руководствоваться этим принципом — побеждать страх любовью.
Мой дедушка рассказывал мне, как он оперировал в госпитале во время войны. Два солдата держали его под руки, а если он засыпал — была такая договоренность, — следовал удар по печени. От такой боли летели искры из глаз и сон мигом проходил. У моего дедушки был выбор: можно было сослаться на то, что больше двенадцати часов не оперируют (это неэффективно), но тогда кто-то умер бы; а можно было продолжать оперировать. И он продолжал ампутировать, резать и вырезать, по двое суток стоя на ногах. Конечно, страх сделать что-то не так — присутствовал, но побеждался он любовью к ближнему.
Подготовила Анастасия Бавинова
Источник: Фома:ру
Прочитав откровенное письмо о своем страхе, сомнениях, помыслах, отдаю должности смелости и решительности автору письма. Что же касается его страха вместо желаемого рая унаследовать ад, то в его страхе есть основание. В его видении себя, как человека мерзкого, грязного, никчемного, недостойного этой жизни..., что ж такие мрачные мысли посещают любого христианина, которые подвизается служить искренно Господу Богу, только такие мысли они не от человека, а от другого лица, ибо всеевают безнадежье во спасение, недоверие к Богу, сомнение к Церкви и её Таинствам, подводя к мысли: "а зачем тебе вообще вся эта церковная жизнь, айда назад, будешь жить без этого "геморроя"? Нет тебе спасение! Уйди из этой жизни, ты и так в ад попадешь". Потому что сеют и каким унынием отягчают душу, неся отчаяние в сердце, уже понятно, что не от доброты и любви эти мысли и чувства, а диавол и аггелы его свое приносят в душу человека. Поэтому исповедь начинается с помыслов.
Что касается отношение автора письма к Таинству исповеди, то оно веет протестанством. Все, что он написал об исповеди и какое место отводится священнику при исповеди, все это - протестанство.
Так хочется спросить автора письма, верит ли он в Господа Иисуса Христа, как во Христа - Мессию, Спасителя? По его рассуждениям, он если и верит, то вера его не правая. Не отсюда ли страх смерти, что верит в Господа не по православному? Открываем Евангелие и внимательно читаем то место, где Господь исцеляет принесенного на одре расслабленного прощая грехи его, и реакция фарисеев и книжников, которые сами в себе говорили: "Что Он так богохульствует? Никто не может прощать грехи, только как один Бог". Помните, мой дорогой автор, что ответил на их осуждающий помысел Господь: "Что легче сказать: прощаются тебе грехи или сказать: встань и ходи? Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, — тогда говорит расслабленному: встань, возьми постель твою и иди в дом твой" (Матф. 9:1-8; Марк. 2:1-12; Луки 5:17-26). Обратите внимание на слова Господа: "Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи". Бог дал власть Человеку прощать грехи другого человека, и такой власти не было на земле до пришествия в мир Иисуса Христа. Он первый кто отпускал человекам грехи. Вы правы, никто не может простить грехи, кроме одного Бога. Но Сам Бог дал такую власть Человеку в лице Иисуса Христа прощать грехи другого человека. И только Сам Господь мог дать власть опускать грехи другому человеку, и такую власть Он дал Своим ученикам - апостолам. Читаем Евангелие: "В тот же первый день недели вечером, когда двери дома, где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам... примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся" (Ин. 20:219-23). Когда ученики получили Духа Святого? Когда Господь Иисус Христос воскрес и прославился у Отца Своего, Он послал Дух Святой, сначала на учеников, а потом на всех верующих в Него. В Деянии апостолов, рассказывается, как через рукоположение апостолов на присвитеров, те получали особую благодать разрешать человека от грехов в покаянии и совершать переломление хлеба (Таинство Евхаристие) (Деян. 14:23), о чем пишет и в послании к Тимофею апостол Павел (1 Тим. 4:14). Отпускать грехи в покаянии другому человеку не каждому человеку дано, хотя в Таинстве Крещения и получает верующий в залог Дух Святой. Но только тому дается такая власть оставлять и разрешать, на кого было возложены руки, как Господь дунул на апостолов со словами "приимите Дух Свят", как апостолы возложили руки на избранных присвитеров Церкви Христовой, так и в наше время это происходит в Таинстве рукоположение (священства). Священник - это не психолог, не психоаналитик, не милый человек, который ты можешь по говорить по душам. Священник - это служитель Господа Бога, врач, которому дана особая благодать врачевать души пасомых овец Божиих. В Таинствах через Своего служителя действует Сам Господь Бог. В Таинствах незримо, но ощутимо действует Дух Святой, и как пишет автор, что во время исповеди ему становилось легче, это и есть проявление благодати Духа Святого, ибо Он Утешитель. А что касается священника, как свидетеля в молитве перед Таинством исповеди, то он есть свидетель на Страшном Суде, ибо будет свидетельствовать в нашу защиту, что действительно каялся человек в тех грехах о которых говорят бесы, что якобы не каялся в них. Только бы с верою подходили к исповеди, не лицемеря и не лукавя перед Господом, ничего не скрывая от Него, помня, что человека я могу обмануть, а Бога как обманешь? Да и кому я делаю хуже когда лгу, не себе ли?
Помоги нам Господи, верить право в Тебя, не мудрствовая в словах Твоих и не высокоумничая в Таинствах Церкви.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.