«Но настанет время и настало уже…»

Источник: Киево-Печерская Лавра

228075089.jpg
…Мы, считая себя истинными христианами, часто думаем именно так. Нам кажется, что тайна окружающего мира нам открылась, стали понятны люди, для которых мы близки и дороги.

Все, что было для нас сокрыто, до чего не мог дотянуться наш несовершенный пытливый ум, становится предельно ясным: не к чему больше стремиться, не о чем думать. Зачастую к такому «проникновению в глубины истины», якобы пониманию тайны Бытия приходят люди «воцерковленные».

Это состояние создает иллюзию всемогущества: человеку кажется, что все в его руках, все ему под силу. Таинства Церкви он начинает воспринимать как рутину, обязательную к исполнению. Возникает обрядоверие. Регулярное хождение в храм, регулярное Причащение с обязательным формальным испрашиванием прощения перед исповедью порой у совсем незнакомых людей открывает настоящую картину. Именно у аналоя становится понятно, что человек приступающий к Таинству далек от истины, его самонадеянность не имеет ничего общего с покаянным чувством.

Поэтому на исповеди бывает так, что человек понятия не имеет, о каких грехах рассказывать, как эти грехи повлияли на его жизнь и на жизнь всех окружающих его людей. Наверное, не зря подмечено опытным священством, что настоящее, глубокое, искреннее покаяние человек приносит Богу в своем сердце лишь несколько раз в своей жизни.

Неофит на первой в своей жизни исповеди открывается действительно с сокрушенным сердцем. Затем рвение перерастает в привычку, и священник слышит перечисление, констатацию уже совершенных грехов, отчет о проделанной греховной деятельности.

Нерадение в исповедании грехов отмечает преподобный Ефрем Сирин: «Господь весьма любит кающихся; у Него готово прощение грешнику, только бы оставил он лукавство свое, и получит оставление грехов»…

Также сокрушенное сердце, слезы на глазах у кающегося бывают тогда, когда его проступок, своеволие повлекло за собой беды и несчастья другого человека. Особенно тяжело переживается, если это – близкий и родной.

Отбрасываются в сторону игры с совестью на смертном одре. Умирающий приносит перед последним вздохом искреннее покаяние, облегчая свою совесть здесь и свою участь в вечности.

И самое страшное для верующего – умереть без покаяния… Одна мысль только о том, что ты живешь так, как жил, даже казалось бы благочестивой жизнью, и внезапно – молния, авария, нож в спину… Приходит время отвечать за все свои деяния перед Тем, во Имя Которого ты пытался жить!

Преподобный авва Исаия говорит, что «Бог дал человеку власть… изменяться чрез покаяние и соделываться посредством оного совершенно новым». Именно к этому и нужно стремиться в преддверии Великого Поста.

Многие и молят Бога именно о том, чтобы умереть в мучениях, но только бы была возможность покаяться. И тогда, на смертном одре, уже не будет мыслей о накопленных знаниях и о том, что в Церкви ты был «свой». В один момент все становятся равными, в тот момент все становятся едиными в своих мыслях. Дай Бог только, чтобы мысли эти не уходили так далеко, как часто бывает в жизни!

Человек думает о жизни будущего века, а она мало чем будет похожа на жизнь в настоящем, жизнь под действием греха. Перед Творцом и Создателем всех все равны. Об этом нужно помнить, подходя на исповедь, как будто больше не будет другого шанса открыть сердце. Каждый раз – как в последний.

Стоя перед аналоем, видя перед собой Крест Спасителя, нужно не просто перечислять грехи, а искренне, по-настоящему молить Бога о спасении и исцелении своей души, чтобы больше никогда не повторять того, что так часто терзает не только кающегося, но и всех окружающих людей…

Источник: Киево-Печерская Лавра

Комментарии
Ирина   11 июля 2019, 10:07
Спаси Господи, за наставление, Иваныч.

Вы правы, что в покаянии необходимо сожаление и плач. Только, повторюсь, что покаяние - это сугоболичное переживание. Невозможно сожалеть, если не придет осознание, что живешь не право. И осознание невозможно, если Господь не просветит тьму в моем сердце и ума. И слезы - это дар от Бога, который дается по произволению Божию, а не по хотению человека, так учат святые отцы благочестия: и прп. Симеон новый Богослов, и прп. Исаак Сирин, и прп. Ефрем Сирин и т.д.

Всё от Бога и без Бога ничего человек не может: не в чувство прейти, не грехи свои увидеть, не осознать их, не оплакать их, ибо сердце огрубело и бесчувственно. Если не Бог, то что я могу? Слезы они ведь и от плоти бывают; и тщеславием, да самолюбованием могут быть пропитаны, а такие слезы, такой плач, который от моего хотения в угоду своей самости будет ли угоден Богу? Не думаю. И отцы учат, что не пытайся сам заплакать, но проси слезы у Господа Бога твоего. А плач он и без слез может быть. Ибо сердце скорбит и печалится, там невидимо для мира, для других, оно оплакивает свое скверное житие, свои нелюбовью дышащие мысли к ближнему, свою злобу и лукавство, и такой плач без слез, также дорого Богу, как если бы оно было с видимыми слезами. Господь приемлет один искренний вздох из глубины сердца о раскаянии греха, чем море слез с примесью тщеславия.
И плач от плача отличается...
Иваныч   8 июля 2019, 14:07
Ирина, прежде всего, покаяние это сожаление о содеянном грехе и неповторение его более в своей жизни.  Как писали наши Святые Отцы - плач о грехах человека должен сопровождать его всю его жизнь...
Ирина   3 июля 2019, 20:07
Спаси Господи за статью. К сказанному добавить мне не чего, все правильно и правда. Но что есть покаяние для человека?

Покаяние — это сугуболичное переживание человека. Что внешнее его делание? Разве оно может передать то, что находится глубоко внутри сердца человека? Порой сам человек не может понять, что у него в сердце и душе и как там у него; что говорить о другом человеке. Вопиющий в пустыне пророк и предтече Иоанн Креститель Господень, вопиял: Покайтесь! (Мф. 3:3; Мк.1:3). И Господь выходит на проповедь с этим же призывом: Покайтесь! (Мф. 4:17)
Каяться, значит признать что ты не прав, признать свою вину перед Богом и человеком, и не важно какой это человек и как он вел себя по отношению ко мне. Каяться, значит решить жить по-новому, стать новым человеком, не делать того, что делал раньше, не думать больше так, как думал, не говорить так, как говорил. Каяться, значит возненавидеть свою прежнюю жизнь, такого, какой я есть. Каяться, значит искренне возгореться искоренить свои старые порочные привычки, изменить свой скверный характер. Каяться, значит умереть для греха и воскреснуть и жить для праведности. Те, кто каются, кто работает над своим сердцем, убирает сорняк и возделывает сад добродетелей, тот не может быть без искушений, чтобы не испытывалась его воля, энергия, желания. Там где труд, работа, там и брань, помехи воздвигаются, палки в колеса вставляются, там и опыт обретается и вера укрепляется, и знания не книжные приобретаются. Вера уже не на словах, но вера уже в делах. Таинство Крещения дает мне возможность стать новым человеком, я рождаюсь для новой жизни без греха, но от знания греха и его тяги, Крещение меня не освобождает. В Крещение я родилась для Бога и в Боге, и теперь только зависит от меня буду я с Ним и в Нем на деле, а не в своих мечтах. Ибо Господь Бог не насилует меня быть с Ним, не нудит исполнять Его заповеди, не неволит для исполнение Его воли, но во всем оставляет для меня свободу выбора, чтобы я без принуждения, добровольно решала и выбирала, и жила по своему выбору. И если живу не право, греховно, беззаконно, кто виноват? Каков мой выбор, такова и жизнь моя, такова и участь в вечности, и, то моя воля. Кого винить?
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить