О молитве и посте


Распечатать

Источник: Московский Данилов Монастырь

«Сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста» – так отвечал Господь Иисус Христос Своим ученикам, когда те спросили, почему они не могли изгнать беса из отрока, одержимого духом немым. Эти слова Господа вполне разъясняют и нам причину, по которой часто мы не можем отогнать от себя демонов, вовлекающих нас в разные грехопадения. Причина такого бессилия в борьбе с окружающими нас духами тьмы — это наши маловерие, и нежелание поститься, и неохота молиться.

В самом деле, дорогие братия и сестры, молитва и пост – самые лучшие и вернейшие средства к побеждению и отгнанию всяких демонских искушений.

Как пища для тела, так и молитва необходима для души каждого христианина. Ведь душа человека, будучи дыханием Божиим, постоянно стремится к Богу как Источнику своего бытия и только в Нем находит радость и упокоение. Молитва есть общение человека с Богом, основанное на вере в то, что Бог, как Всеведущий Дух, не только слышит наши слова, но и знает все наши помышления и все чувства сердца. «Молитва каждого открыта перед Богом, – учит святитель Василий Великий, – Ему открыто, кто по расположению, кто разумно просит небесного, а кто только для вида выговаривает слова, а сердце его далеко отстоит от Бога». Молитва для нашего спасения так же необходима, как и вера. Где есть вера, там есть и молитва, потому что верить и не молиться нельзя. Молитва  – это сама душа веры, жизнь ее. Молитва является священной и блаженной матерью всех добродетелей, «царицей добродетелей», – учит преподобный Иоанн Лествичник. Она приближает нас к Святейшему Богу, перед Которым бежит в страхе и трепете демонская сила. Когда Господь наш Иисус Христос приближался к бесноватым, то демоны, находящиеся в них, вопили громким голосом: «Пришел ты сюда прежде времени мучить нас». Так и теперь Господь приближается к нам, когда мы усердной молитвой приближаемся к Нему, и перед Ним убегают в страхе наши мучители – демоны, стремящиеся всячески утвердить нас в пороках и страстях. Вот почему Спаситель заповедал нам: «Бдите и молитеся, да не внидете в напасть». Также и апостолы заповедуют нам непрестанно молиться, то есть непрестанно иметь молитвенное настроение.

Чтобы молитва была услышана Богом, она должна быть осмысленной, исходящей от всего верующего сердца. Молиться нужно всегда, при всяком случае и в уме своем. «Сидишь ли за столом, молись, – учит святитель Василий Великий, – вкушая хлеб, воздай благодарение Давшему. Надеваешь одежду – благодари… прошел день… благодари Даровавшего нам солнце для отправления дневных дел… Непрестанно молись, чтобы жизнь твоя была «непрестанной и непрерывной молитвой». Всему свое время, но для молитвы и псалмопения пригодно всякое время. Молитву нужно всему предпочитать. Молиться можно и занимаясь житейскими делами, хотя легче молиться в тишине и уединении. И Христос, целый день проповедуя и исцеляя, часто вечером уходил в пустынное место и молился. Но если жизнь сложилась так, что уединение и тишина невозможны, то надо помнить о Господе и молиться даже в суете повседневной жизни. И в таком случае, если человек захочет, может и должен найти время для молитвы. «Часть времени, данное взаем Богу, не пропадает, – учит святитель Василий Великий, – но вознаграждается Им с великим прибытком. Ибо все те обстоятельства, которые способствуют к делу, благоустроит Господь предпочитающим духовное, подав в делах их и крепость тела и усердие души… и благоуспешность в целой жизни». Особенно полна и обильна своим духовным содержанием молитва, совершаемая в храме. Сила церковной молитвы ясна для сердца христианина: «Если моя молитва и рассеянна, и редка, и немощна, то молитва братьев моих восполняет ее». Христос сказал: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них». Где бы мы ни молились, везде нужно стремиться к внимательной, нерассеянной молитве. Чтобы достичь этого, надо хранить свое сердце, чтобы никоим образом не терять мысли о Боге. Святитель Василий Великий учит, что рассеянность происходит от праздности ума, а ум остается в праздности и беспечности от неверия в присутствие Бога. Поэтому, чтобы достичь нерассеянности в молитве, нужно твердо веровать, «что Бог перед нашими очима. Если тот, кто видит перед собой начальника и беседует с ним, не отвращает от него взора, то тем более молящийся Богу будет иметь ум, не уклоняющийся от Испытующего сердца и утробы».

Сила благодатного воздействия молитвы на нашу душу только тогда велика, когда она соединяется с благоразумным постом и воздержанием. Следовательно, там, где ищут плодотворной молитвы, необходимо молитву укреплять постом, так как пост для молитвы то же, что крылья для птицы. «Пост, – говорит святитель Василий Великий, – предпосылает молитву нашу на небо, делаясь для нее как бы крыльями при восхождении горе» <…>

Однако сам по себе пост еще не может принести человеку душевного мира и спасения. И человека оправдывает не пост сам по себе, но та перемена, которая во время поста происходит в человеке. Пост телесный не может являться самоцелью. Это только средство в борьбе с грехом. «Воздержание от пищи обуздывает похотливость чрева… Но и усиленного воздержания от пищи ему недостаточно для совершенства, если душа не будет воздерживаться от того, что питает грех», – говорит святитель Василий Великий. Воздержание должно касаться не только пищи, но и простираться на все душевные проявления, должно обуздывать душевные страсти: гордость, превозношение, гнев, раздражительность, зависть, недоброжелательность, властолюбие, честолюбие, тщеславие, стяжательность, осуждение, клевету, обман и так далее. Воздержание от этого и есть истинный духовный пост. Ибо какая ценность в том, что человек не вкушает скоромного, а гневом и ненавистью снедает душу брата своего? Какая ему польза от поста, если очи его будут омрачены завистью и жадностью, если слух его будет услаждаться соблазнительными диавольскими речами? Нет пользы ему от поста, если язык его не перестанет осуждать, злословить, лгать и клеветать на брата своего, если ум его заполнен помыслами гордости или злопамятства, если он тянется к неправде, если влечется к делам бесчестным, если в сердце его гнездится нечистота. Святитель Василий Великий говорит: «Кто воздерживается от пищи, а ведет себя плохо, тот подобен диаволу, который хотя ничего не ест, однако не перестает грешить». Следовательно, истинный пост духовен. Он заключается не столько в ограничении и воздержании пищи, сколько в изменении образа жизни, в воздержании от греха. И если христианин понял эту духовную, внутреннюю, сущность поста и воспринял ее как цель своего подвига, то и внешний, телесный, пост будет крайне необходим и полезен как средство преодолеть греховную чувственность. Церковь не указывает границ поста и предоставляет человеку выбрать меру его по своим силам. Во всяком деле крайности вредны. Как пресыщение расслабляет человека, так и неумеренный пост ослабляет его телесные и духовные силы. И если человек, изнуряя себя постом, будет от голода раздражителен, упрям или угрюм, то он не будет угоден Богу, так как неедение само по себе не добродетель, а только средство, приводящее к спокойствию души и чистоте сердца. Итак, добрые дела, дела любви и милосердия, снисходительность, взаимное прощение обид и миролюбие – вот истинные проявления поста, ревновать о которых мы должны, чтобы угодить Господу и спастись.

Таким образом, чистосердечная молитва и благоразумный пост имеют великую силу в деле спасения человека. Каждый христианин, желающий преуспеть в духовной жизни, победить искушения диавола, очиститься от страстей и грехов, должен с мудрой решимостью проходить подвиг молитвы и поста. Да поможет нам в этом Господь Своей благодатью и человеколюбием, ибо Ему подобает всякая слава, держава, честь и поклонение во веки веков. Аминь.

Источник: Московский Данилов Монастырь

23 апреля 2021
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить