О церковном преемстве и роли духовника в жизни священника

Источник: Пастырь

1.jpg

В формировании священника, духовника, необычайно важную роль играет его наставник, который передаёт не только свой опыт, но и опыт своих учителей, учителей своих учителей и так далее. Это и называется церковным преемством. И его невозможно переоценить.

Сегодня молодые священники порой пренебрегают этим. Действительно, они закончили духовную школу, читали достаточно много духовной литературы. Но все же ничто не может сравниться с непосредственным преемством из уст в уста. И этот совокупный опыт — необычайно важная школа для священника.

Митрополит Тихон о роли духовника в становлении священника как пастыря
(Продолжительность 12:25)

Если молодой священник ставит себе задачей совершенствование в своём деле, искусстве, призвании, он просто обязан отыскать таких наставников. Здесь не может быть оправдания, что не осталось учителей. Даже святитель Игнатий Брянчанинов, который говорил: «Нет уже тех древних духовников», — всё равно ходил к старцу Льву, и к Оптинским старцам, и к братии Александро-Невской Лавры, и к другим священникам для того, чтобы перенимать этот непосредственный опыт.

Впитывание через беседу и пример духа того мирного устроения, о котором говорил преподобный Серафим Саровский — необычайно важная учёба: «Стяжи дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи».

Однажды к преподобному Антонию пришли ученики, и многие задавали вопросы, а один сидел и молча смотрел на старца. Тогда преподобный спросил: «Почему ты ничего не спрашиваешь?» На что юноша ответил: «Мне достаточно смотреть на тебя».

В мою бытность ещё послушником Псково-Печерского монастыря великим счастьем было то, что нас окружали настоящие старцы. Не выдуманные, когда выдают желаемое за действительное, а истинные. Их было немало. Каждый был абсолютно своеобразен, но духовником духовников был архимандрит Иоанн (Крестьянкин).

1.jpg

Никто из знавших отца Иоанна никогда не забудет его искренне приветливое лицо, его взгляд, полный любви, сочувствия и понимания. Никто не забудет выражение лица «вредного» отца Нафанаила, исполненного заботой о человеке, несмотря, порой, на его резкость. Никто из нас не забудет взора архимандрита Серафима (Розенберга) — необычайно сурового аскета, подвижника, к которому даже приблизиться было страшно; но если он всё-таки взглянет на тебя, подарит этот взор — то видишь, что он исполнен любви к Богу и к тебе, исполнен молитвы, соединяющей его, тебя и Бога. Ничто не сравнить с этими минутами учёбы. Другой вопрос, относящийся уже к нам, — как мы восприняли эту учёбу. Но эти уроки, конечно, бесконечно важны.

Оптинские старцы сравнивали себя с пчёлками, которые собирают пыльцу с разных цветов, так и мы должны алкать духовных знаний. Главное, чтобы священник не прекращал этой учёбы, собирая знания, духовные драгоценности.

Свое священническое служение я начинал в московском Донском монастыре. Отец Агафодор, наместник Донского монастыря, отпускал меня в Псково-Печерский монастырь. Он сам был духовным чадом отца Кирилла (Павлова) и понимал важность постоянного общения с духовником. Поэтому раз в два-три месяца мне удавалось ездить в Псково-Печерский монастырь к отцу Иоанну.

1.jpg

В тот период я регулярно записывал вопросы отцу Иоанну в блокнот, чтобы при встрече не забыть их задать. Но, конечно, не о каждом человеке, который приходил ко мне за духовным советом, а лишь когда были сложные ситуации, которые я не мог разрешить.

Рекомендации отца Иоанна почти всегда носили некатегорический характер. Он вообще ценил человеческую свободу и придавал ей огромное значение. По отношению к людям, которые приходят к священнику за духовной поддержкой, помощью, советами, у отца Иоанна была примерно такая позиция:

Отец Иоанн практически всегда, за исключением каких-то совершенно критических случаев, оставлял выбор за человеком, который к нему приходил. Это было очень важно для меня, начитавшегося древних патериков с историями о монахах в Фиваиде, которым было сказано: «Закапывай корешками вверх!» — значит, надо закапывать; было сказано: «Носи воду, поливай сухую ветку!» — значит, десять лет ходишь, поливаешь. Эти истории — особые, монашеские, они про другое. Когда же мы имеем дело с мирянами, людьми, которые не отдали себя в полное послушание, не творят из себя особый инструмент Божественного слуха, обращенного к Богу, то здесь важнейшее — обучение человека пользоваться своей свободой при свете и помощи Евангельских заповедей и святоотеческого учения.

В общении с духовником могут возникать и искушения.

Самое главное искушение — недоверие духовнику. К своему огромному стыду, такие моменты были и у меня, даже по отношению к отцу Иоанну. К такому ведёт наша собственная самонадеянность. Я пытался это преодолевать, и, Слава Богу, у меня хватало ума понять, что прав отец Иоанн, а не я.

Есть один духовный прием, чтобы побороться с тщеславными мыслями — доводить ситуацию до абсурда. И я в таких случаях специально смеялся над собой: «Ну, конечно! Ну что там отец Иоанн скажет? А вот я-то! Я-то знаю!» — тогда мне становилось действительно стыдно, и я понимал всю нелепость ситуации.

Второе искушение — если духовник советует что-то, чего ты не можешь принять. Слава Богу, у меня никогда такого не было ни с отцом Иоанном, ни с другими духовниками, к кому я прибегал за советом. Но такое случается, и тогда надо разбираться.

Если же священник советует тебе что-то, совершенно противоречащее Евангельским заповедям, то следовать этому — абсолютно неприемлемо. Но это чрезвычайное происшествие, при котором надо все другие дела оставить и — при полном недоверии себе! — разобраться в этом вопросе. Попросить у Бога вразумления, обратиться за помощью к другим духовно-опытным пастырям, искать подобную ситуацию в Писании, у святых отцов — и разрешить этот вопрос в соответствии с Евангельским учением.

Источник: Пастырь

Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить