О юродстве: почему житие преподобного Феофила Киевского легло в основу фильма «Остров»

Источник: Православная жизнь

112010_2_1.jpg
Честно признаться, житие преподобного Феофила Киевского – одно из самых увлекательных и в то же время поучительных произведений агиографической литературы, которое я когда-либо читал. Мне кажется, достаточно будет сказать, что популярный православный художественный фильм «Остров» режиссера Павла Лунгина снят по мотивам жития преподобного Феофила. Конечно, персонажи отличаются от жизненных оригиналов, но прототипом старца Анатолия, сыгранного Петром Мамоновым, послужил киевский Христа ради юродивый, а прототипом игумена Филарета (актер Виктор Сухоруков) был святитель Филарет (Амфитеатров), митрополит Киевский и Галицийский, мощи которого покоятся в Дальних пещерах Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры. Целые эпизоды фильма (например, эпизод с горящей головней и пожаром) и многие художественные детали списаны с жития преподобного Феофила.

Но нашей задачей в данной статье является разобраться, в чем суть подвига юродства ради Христа и какой урок мы сегодня можем извлечь из этого необычного и чудного явления, которое так было распространено на Руси.

Для начала вспомним, что обозначает слово «юродство» в этимологическом смысле. В переводе с церковнославянского языка оно определяется как безумие, глупость, недалекость. Вспомним евангельскую притчу о десяти девах (см. Мф. 25: 1–13). Пять дев, у которых в светильниках было масло, называются мудрыми, а остальные пять, забывшие о нем, – юродивыми, или неразумными.

Но юродивый Христа ради (чин святых) – он мнимый безумный, который притворяется сумасшедшим для того, чтобы совершить свой духовный подвиг и войти в Царствие Небесное. Основания для подвига юродства можно найти в словах святого первоверховного апостола Павла: «Мы безумны Христа ради, а вы мудры во Христе; мы немощны, а вы крепки; вы в славе, а мы в бесчестии. Даже доныне терпим голод и жажду, и наготу и побои, и скитаемся, и трудимся, работая своими руками. Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим; хулят нас, мы молим; мы как сор для мира, как прах, всеми попираемый доныне» (1 Кор. 4: 10–13).

Вспомним стихи из тропаря блаженной Ксении Петербургской: «безумием мнимым безумие мира обличивши». В этом суть подвига юродства.
Человек в какой-то момент либо от внешнего толчка – жизненной ситуации (смерть любимого мужа святой блаженной Ксении), либо от своего внутреннего устроения (блаженный Андрей юродивый, преподобный Феофил Киевский) слышит голос Христа, Который повелевает: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною» (Мф. 19: 21).

Так, например, случилось с блаженным Андреем, Христа ради юродивым. Вот как об этом повествует его житие…

Приведем из него обширный эпизод, потому что он очень точно передает нам глубинную суть подвига юродства.

О нападении в театре

Однажды ночью, встав со своего ложа, блаженный Андрей принялся молиться наподобие рекшего: «В полночь вставал славословить Тебя за праведные суды Твои». Тогда, исполненный зависти к нему, явился коварный дьявол и начал со страшным грохотом стучать в двери комнаты, в которой жил юноша. И вот, охваченный страхом, оставив молитву и бросившись на ложе, он спрятался под своей козьей накидкой. Увидев это, сатана возрадовался и говорит будто бы кому-то вроде него самого: «Посмотри-ка на этого селееда! И он вооружается против нас!» Сказал это и исчез. Вслед за тем блаженный юноша, впав в глубокий сон, видит, будто находится он в театре, и с одной стороны перед ним множество одетых в белое и прочих благовидных людей, с другой же стороны — бесчисленная толпа черных эфиопов. И между обеими сторонами происходит состязание в беге и борьбе. Ведь среди эфиопов был один темнокожий огромной величины, и они хотели, чтобы облаченные в белое бежали и боролись с ним, ибо он возглавлял легион сатаны. И в то время как блаженный стоял там и слушал, вдруг спустился сверху прекраснейший юноша, державший в руке своей три венца: и один был изукрашен чистым золотом и камнями драгоценными, другой — многими жемчугами, а третий сплетен из всевозможных роз, и лилий, и растений райских, так что был неувядаем. И такое благоухание от него исходило, какое ум человеческий выразить не может. И вот, увидев их, блаженный возрадовался и пожелал узнать, как же получить ему один из тех венцов. И, подойдя к прекрасному юноше, рек ему: «Скажи, Христа ради, за сколько продаешь их? Даже если я не смогу купить их сразу, то побегу и сообщу господину моему, и ты получишь от него столько золота, сколько захочешь». Тогда юноша, улыбнувшись ему, сказал: «Поверь мне, о дорогой друг, что если бы ты принес мне злато всего мира, я бы не отдал ни единого из этих цветов ни тебе, ни кому-либо другому, ни зовущемуся твоим господином, ибо не из этого суетного мира они, как ты подумал, но из сокровищ небесных, которыми увенчиваются одолевающие этих эфиопов. Итак, если ты хочешь получить один из этих венков, выйди вперед и порази этого черного, как копоть, эфиопа, и если ты победишь его, не только эти, но и другие, какие пожелаешь, венцы получишь от меня». Услыхав такое, блаженный Андрей воодушевился и говорит ему: «Господин мой, поверь, что я исполню сказанное мне тобою, только поведай мне об их хитростях». Тот же ответил: «Эфиопы, хотя и дерзки, однако трусливы и бессильны. А посему не страшись огромного его вида, ибо подобно овощу он гнил и немощен». Этими словами умастив его и схватившись с ним, как будто в борьбе, он обучил его, как выстоять против эфиопа. И сказал ему: «Когда он поднимет тебя, не пугайся, но сцепись с ним крестообразно, и увидишь славу Божию». Тогда вышел Андрей и прокричал громогласно: «Сюда, чернокожий, давай-ка поборемся с тобою!» И эфиоп приблизился и, усмехаясь, схватил его, но Андрей, сцепившись с ним крестообразно, швырнул его оземь, так что тот остался лежать без звука. Тогда великая радость случилась среди облаченных в белое, и они подняли его на руки и принялись целовать, умащая его благовониями духовными. А когда толпа эфиопов исчезла с великим стыдом, явился тот славный юноша, подарил блаженному Андрею драгоценные венки и, облобызав его, сказал: «Отныне ты наш друг и брат; а посему беги нагим в этом прекрасном ристании, стань юродивым ради Меня, и Я сделаю тебя причастным многих благ в царствии Моем». Проснувшись, блаженный удивился виденному им.

А с наступлением утра он приходит ко мне, недостойному, и поверяет мне свое видение. Я же, выслушав его, поразился, ибо благоухание от него исходило невидимо, словно от мира драгоценнейшего. Поразмыслив же вдвоем, мы решили, что выставит он себя на посмешище вроде одержимого демоном и безумного ради того, кто сказал: «Стань безумным ради Меня, и многих благ вкусишь в царствии Моем».

Иначе ведь не мог он уйти от земного своего господина.

О расстройстве ума

Следующею ночью, поднявшись в полуночный час, блаженный Андрей молился. По окончании молитвы он взял нож, отправился к колодезю воды и, сняв свой хитон, начал рубить его на мелкие кусочки, словно лунатик, произнося в смятении какие-то слова с бессвязными звуками, как делают умалишенные. Повар же, пробудившись и подумав, что время к утру, вышел, чтобы набрать воды, но, увидав случившееся, выпустил кувшин и закричал находившимся в доме: «Андрей свихнулся: он сидит возле колодца, окончательно разорвав свой хитон». Услышав это, его хозяин сильно опечалился. Он встал и вышел вместе со своею супругою и всеми домочадцами. Они увидели обезумевшего и стали громко рыдать и горько оплакивать его, принимая за правду все, что им совершалось. Господин же его, в великой печали по случившемуся с Андреем, отправляет его в священный храм святой и славной мученицы Анастасии, который построил благочестивый Лев Макел, и приказывает, чтобы заковали его, послав при этом ризничему очень много денег на лечение Андрея…».

Примерно то же мы наблюдаем и в житии преподобного Феофила Киевского. Сам он, являясь в некотором смысле примером монашеской жизни, чему подтверждение довольно раннее пострижение в великую схиму – в сорок шесть лет 9 декабря 1834 года, начинает юродствовать. Вот как он это сам объясняет своему другу Петру Крыжановскому, для которого был духовным наставником.

«Откажись от мира и всего, что в мире, затвори для всех храмину своей души, распни свою плоть со страстями и похотями и, находясь в беспрестанной молитве, избери себе узкий путь, вводящий в живот вечный…»

«Итак, если хочешь быть плодоносным, – умри, умри настоящим образом, чтобы и в сердце носить чувство, что ты уже умер…И не страшись того, что не будет плода, коль все замрет: будет! Не замрет все, а явится энергия, да еще какая!..»

И действительно, перед нами не раскрыты тайны домостроительства Божия, происходившие в душе великого праведника старца Феофила, но мы можем рассуждать о них по его поступках в мире – о его множественных чудотворениях, исцелениях, пророчествах, духовных советах, которые в точности сбывались.

Из них мы с уверенностью и почти аптекарской точностью заявляем, что достиг праведник животворного родника Господнего и стал действительно благодатным и чистым сосудом – вместилищем Духа Святого.
Чему же мы можем у него поучиться? Что можем взять для себя из подвига юродства? Конечно же, я не призываю всех одеться в рубище, не мыться, жить на улице и прочее. Все это только внешние формы, атрибуты, которые, кстати говоря, были у каждого юродивого свои личные, сообразные со свойствами его внутреннего устроения души и подвига.

Мы должны с Божьей помощью понять суть подвига юродства Христа ради и вооружиться им.

Случай-сон из жития блаженного Андрея юродивого, который приведен выше, – это схема нашей жизни. Вся наша жизнь – это ристалище-сражение с бесами. В этом главная ее суть. Бесы огромны, черны и страшны, но внутри гнилы и бессильны, словно овощ, и мы должны бороться с Божьей помощью с ними – бороться церковными Таинствами, молитвою, постом, добрыми делами, преображением самого себя, собственных души и тела, в храм Господень, где во внутреннем алтаре сокровенном нашего сердца на престоле не телевизор, не интернет, не колбаса  с омарами, не «мерседес» или «ягуар», не «умный дом», в котором свет зажигается по хлопку ладонями, не иные житейские утехи да удовольствия, но Господь Бог и сияющая лампада нашей веры и любви, зажженной в честь Него – в Его славу.

Я не призываю выбросить телевизор или холодильник с двенадцатого этажа или отдать ключи от автомобиля нищему в метро. Я призываю внутренне сердечно отречься от них, не прикипать душою и сердцем к предметам, пусть даже и очень сладостным вещественного материального мира. И иметь, и пользоваться ими, как не имеющий. Божественный Павел пишет: «Я вам сказываю, братия: время уже коротко, так что имеющие жен должны быть, как не имеющие; и плачущие, как не плачущие; и радующиеся, как не радующиеся; и покупающие, как не приобретающие; и пользующиеся миром сим, как не пользующиеся; ибо проходит образ мира сего. А я хочу, чтобы вы были без забот» (1 Кор. 7: 29–32).

Проходит образ мира сего. Всему здесь суждено умереть и превратиться в прах. Потому глубоко несчастен и тревожно-нервно озабочен человек, который живет только материальным. В вечной жизни он потеряет все предметы своего обожания. В смерти ли, во Втором пришествии Христовом ли останется только он и Бог и вечный вопрос: «В ад или в рай?»

Что я заслужил своей жизнью?

Поэтому подвиг юродства актуален для всех нас. И каждый из нас не внешне, формально поведенчески, но внутренне должен его совершить с Божьей помощью: оторваться сердечно от материальных вещей, прилепиться ко Христу, к Его Святой Православной Церкви и выйти на духовную борьбу с бесами да страстями-грехами.

Ведь венцы из драгоценных камней и золота и благоуханных райских цветов сплетены для нас. Для нас. Захотим ли мы их получить?

Источник: Православная жизнь

Комментарии
Ольга Ланская   31 июля 2019, 21:07
"Ведь венцы из драгоценных камней и золота и благоуханных райских цветов сплетены для нас. Для нас. Захотим ли мы их получить?"
Только процитирую. Спасибо автору!
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить