Источник: Нижегородская митрополия
На территории нижегородской исправительной колонии № 2 есть храм, освященный в честь святой, жившей в V–VI веках, преподобной (то есть максимально уподобившейся Богу) Марии Египетской. Она прошла трудный и долгий путь от падения и греха до высшей степени святости. В колонии тоже находятся женщины с искалеченными судьбами и израненными душами. Для них и для многих других людей преподобная Мария стала символом духовного возрождения, примером исправления для самых отчаявшихся в своем спасении. Но мы сегодня не о них, мы — о самой Марии.
На пятой неделе Великого поста в храмах совершается удивительная по своей красоте служба, получившая народное название «Мариино стояние». Не много подвижников веры Христовой удостоены такой чести поминовения в дни Великого поста. Что же такого уникального в покаянии Марии Египетской? Почему тысячи женщин просят ее о помощи в преодолении своих греховных зависимостей?
47 лет в пустыне после 17 лет в грехе — это была не просто молитвенная жизнь, а настоящий подвиг. Преподобная Мария добровольно переносила жару и холод, голод и жажду. Но главная борьба разворачивалась у нее в душе — борьба со страстями «как со зверьми».
Грех манит к себе. Наверное, потому, что всегда завернут в красивую, блестящую упаковку. «Возьми, и получишь удовольствие», — обещает главный враг рода человеческого. И люди протягивают руку к заветной конфетке.
Так же, наверное, думала и Мария, когда в 12 лет убегала из дома на поиски приключений в Александрию — второй по величине город в империи после Рима. Что двигало молодой девушкой? Чем смог сманить ее лукавый? Конечно же, свободой, вседозволенностью и наслаждениями, которые так легко получить, когда ты молод и красив. В большом городе Мария стала заниматься блудом. Но не ради заработка, как многие женщины во все века. Это занятие приносило ей удовольствие само по себе. Денег за это она не брала, а на жизнь зарабатывала пряжей. Ее страсть была лишена корысти, целью было лишь насытить тело, и она бесконечно удовлетворяла свою похоть, сменяя мужчин. Их было столько, что она даже не помнила ни лиц, ни имен. Блуд стал ее физиологической потребностью. Такие патологические случаи описаны в медицине.
Наверняка юная девушка думала, что наконец стала хозяйкой своей жизни. Имя Мария в еврейском языке означает «госпожа, хозяйка». Но как она распорядилась своей судьбой? Страсть подчинила волю и тело, Мария превратилась в рабыню своего порока. А что же мужчины? Они чувствовали невероятную энергию, исходившую от этой молодой женщины, и летели как мотыльки на огонь.
Однажды женщина, по наущению диавола, решила соблазнить паломников, которые отправлялись в Иерусалим на праздник Крестовоздвижения. Тянуло к новым приключениям и ощущениям. Здесь, в Александрии, все приелось. Она познала почти всех мужчин в этом городе. В Иерусалиме открылись новые возможности для разврата.
Во время праздника любопытство потянуло ее вместе с толпой в храм. Но войти в него она не смогла, словно удерживала невидимая сила, несмотря на то, что другие паломники (некоторые из них, возможно, даже делили с ней ложе) беспрепятственно проходили внутрь. Блудница была в отчаянии. В чем же причина?
Внезапно женщина осознала, что мера ее греха превышена. В притворе храма Мария увидела икону Пресвятой Богородицы. Поймав грустный взгляд Царицы Небесной, обращенный на нее, она заплакала. Поняла, какая пропасть разделяет ее с Ней и в одно мгновение ощутила всю мерзость своей жизни. Никогда прежде не молившись, она обратилась к Матери Божией. Обратилась, как умела, не с фарисейски заученным текстом, а словами, рвущимися из глубины души, озаренными силой искренности и веры. Мария просила помощи. Раскаявшись и пообещав Богородице исправиться, блудница смогла войти в храм и поклониться святыне. Какое чудо! Она вновь обращается к Ней, спрашивая, как же ей теперь быть, что делать со своей жизнью?
«Если перейдешь за Иордан, то обретешь блаженный покой», — слышит Мария голос и отправляется к реке. По дороге ей подают три медных монеты, на которые она покупает три хлеба — все ее пропитание на предстоящий подвиг. На берегу Иордана женщина заходит в храм в честь Иоанна Предтечи и причащается Святых Христовых Таин — видимо, без исповеди, иначе какой священник решился бы причастить ее? Потом, найдя лодку, переплывает реку и уходит глубоко в пустыню, чтобы больше уже никогда не возвращаться к людям.
В пустыне она провела 47 лет. Первые 17 (по количеству лет, прожитых в Александрии) оказались самыми трудными. Конечно, здесь не было ни вина, ни вкусной еды, ни мужчин. Вместо всего этого — голод, жажда, жара днем и пронизывающий ночной холод, а еще страх диких зверей. Одежда ее истлела. Хлеб, который она брала с собой, был давно съеден. Но самая страшная борьба шла внутри нее: Мария вспоминала прежнюю сытую жизнь, наполненную удовольствиями. Плоть постоянно распалялась воспоминаниями.
В борьбе с блудными помыслами подвижница горячо каялась, била себя в грудь, вспоминала обеты, которые она давала, уходя в пустыню, и вновь обращалась за помощью к Богородице: «Огонь загорался в несчастном сердце моем и всю меня сжигал и будил жажду объятий, — читаем мы в житии преподобной Марии Египетской. — Как только находил этот помысл, я бросалась на землю и орошала ее слезами, словно видела перед собой Поручительницу, явившуюся ослушнице и грозящую карой за преступление. И до тех пор не вставала с земли (случалось лежать там и день и ночь), пока не озарит меня тот сладостный свет и не прогонит помыслы, обуревающие меня. Но всегда я устремляла очи разума к моей Поручительнице, прося помощи утопающей в волнах пустыни. И помощницей Ее имела и восприемницей покаяния. И так прожила я 17 лет среди тысячи опасностей. С того времени и поныне Заступница моя во всем мне помогает и словно за руку ведет меня».
Она провела в пустыне еще три десятилетия. Незадолго до кончины впервые за все эти годы Мария встретила в пустыне человека. Это был странствующий монах Зосима, и ему она рассказала историю своей жизни, еще раз переживая те страшные события. Он стал восприемником ее исповеди — и свидетелем высоты ее духа. Ко времени их встречи Мария достигла той святости, которая пренебрегает физическими законами. Зосима видел, как она, словно посуху, перешла Иордан и во время молитвы отрывалась от земли, цитировала Священное Писание, никогда не читав его.
Через год, как они и договаривались, Зосима вновь пришел к Иордану со Святыми Дарами, чтобы причастить неземную подвижницу. Тут он опять становится свидетелем чуда. Святая, осенив воды реки крестным знамением, перешла к нему по реке с другого берега. Приняв Дары, она вновь удалилась вглубь пустыни, так и не назвав своего имени.
Когда Зосима вернулся на место их первой встречи, то нашел ее уже умершей, со сложенными на груди руками и лицом, обращенным к востоку. Рядом с головой святой было написано: «Похорони, авва Зосима, на сем месте тело смиренной Марии, отдай праху прах, помолившись Господу за меня, преставившуюся в месяц Фармуфи египетский, по-римски именуемый Апрелем, в первый день, в сию самую ночь Страстей Господних, после причастия Божественной и Тайной Вечери». Так Зосима узнал имя святой и время ее упокоения — день, когда он причастил ее.
Чем ценен для нас пример преподобной Марии Египетской? Она показала остальным, что Бог может простить любого человека, если тот принесет истинное покаяние и начнет исправлять свою жизнь. Начать заново никогда не поздно. И начать, и продолжить, и достигнуть полного совершенства. И Церковь не усомнится признать всем известную грешницу святой, вывести одним из главных примеров покаяния.
Впрочем, современный человек не всегда чувствует в этой истории личный пример: уж слишком широко расставлены в ней полюса: грех — великий, покаяние — великое… Да и нереальным зачастую кажется сам факт того, что был человек чем-то одним, а стал совершенно другим. Но если вдуматься… В Марии Египетской всегда была та невероятная сила. Только в пору греховной юности она вела ее к обманчивым целям, заставляя вновь жаждать, лишая подлинного насыщения. Энергия растрачивалась впустую. Но все изменилось, когда она осознала неприглядность своих метаний и обратилась к источнику «воды, текущей в Жизнь вечную». Теперь нет больше блудницы, есть святая. А ее огромная внутренняя сила и жажда лучшего остались прежними — буквально поднимавшими ее над землей. Личность Марии никуда не исчезла, она все такая же неуемная, но отныне возвышенная, преображенная Богом и собственной волей к смирению перед Ним.
То, что невозможно человеку, возможно Богу. Изменить себя и свою жизнь к лучшему шанс есть всегда, даже если кажется, что ты находишься на самом дне и уже не сможешь подняться. Именно поэтому и сейчас многие люди, которые запутались в себе, просят у Марии Египетской молитвенной помощи. Своим примером она указывает на условия спасения: искреннее сердечное покаяние и твердое намерение положить конец греху. Вступая в соработничество с Богом, человек может выбраться из любой ямы.
Текст: Татьяна Гарина
Источник: Нижегородская митрополия
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.