Источник: Нижегородская митрополия
Возможно ли невозможное? Могут ли отступить законы природы и миновать неминуемое? Наука и искусство в вечном поиске ответов на эти вопросы, в христианстве же они давно найдены — в Слове Божием. Не потому ли художники разных времен, стран и течений снова и снова обращаются к эпизодам земной жизни Спасителя, смыслом которой была победа жизни над смертью?
Изображая сцены новозаветной истории, русские живописцы касались темы чудес Христовых нечасто. А ведь их в новозаветных текстах описано более тридцати, к тому же Сам Господь придавал Своим чудесным деяниям большое значение: «Если творю, то, когда не верите Мне, верьте делам Моим» (Ин. 10: 38). И все же работ на эту тему наберется довольное количество — на приличную тематическую выставку. Несколько, как знаменитых, так и малоизвестных, репродукций предлагаем вашему вниманию, сопроводив их отрывками из Нового Завета, вдохновившими художников.
«Когда же перестал учить, сказал Симону: отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова. Симон сказал Ему в ответ: Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть. Сделав это, они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась. И дали знак товарищам, находившимся на другой лодке, чтобы пришли помочь им; и пришли, и наполнили обе лодки, так что они начинали тонуть» (Лк. 5: 3–7).
«Когда Иисус шел оттуда, за Ним следовали двое слепых и кричали: помилуй нас, Иисус, сын Давидов! Когда же Он пришел в дом, слепые приступили к Нему. И говорит им Иисус: веруете ли, что Я могу это сделать? Они говорят Ему: ей, Господи! Тогда Он коснулся глаз их и сказал: по вере вашей да будет вам. И открылись глаза их» (Мф. 9: 27–30).
«А лодка была уже на средине моря, и ее било волнами… И ученики, увидев Его, идущего по морю, встревожились и говорили: это призрак; и от страха вскричали. Но Иисус тотчас заговорил с ними и сказал: ободритесь; это Я, не бойтесь. Петр сказал Ему в ответ: Господи! если это Ты, повели мне прийти к Тебе по воде. Он же сказал: иди. И, выйдя из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу, но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня. Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился?» (Мф. 14: 24–31).
«И, проходя, увидел человека, слепого от рождения. Ученики Его спросили у Него: Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии. Мне должно делать дела Пославшего Меня, доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может делать. Доколе Я в мире, Я свет миру. Сказав это, Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому, и сказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам, что значит: посланный. Он пошел и умылся, и пришел зрячим» (Ин. 9: 1–7).
«Итак отняли камень от пещеры, где лежал умерший. Иисус же возвел очи к небу и сказал: Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня. Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал сие для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня. Сказав это, Он воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон. И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лице его обвязано было платком. Иисус говорит им: развяжите его, пусть идет. Тогда многие из Иудеев, пришедших к Марии и видевших, что сотворил Иисус, уверовали в Него» (Ин. 11: 1–15, 32–45).
«И, войдя, говорит им: что смущаетесь и плачете? девица не умерла, но спит. И смеялись над Ним. Но Он, выслав всех, берет с Собою отца и мать девицы и бывших с Ним и входит туда, где девица лежала. И, взяв девицу за руку, говорит ей: «талифа куми», что значит: девица, тебе говорю, встань. И девица тотчас встала и начала ходить, ибо была лет двенадцати. Видевшие пришли в великое изумление. И Он строго приказал им, чтобы никто об этом не знал, и сказал, чтобы дали ей есть» (Мк. 5: 22–43).
Илья Репин отразил самый трагичный момент этой истории. Смерть еще полноправная хозяйка комнаты, во мраке которой едва различимы застывшие от горя скорбные фигуры родителей. Но в их слегка высветленных, как слабых огоньках свечей, лицах — не только горе, но и напряженное ожидание, неугасимая надежда на невозможное. Христос спокоен, уверен, бесстрастен. Он пришел, чтобы исполнить Свое предназначение — победить смерть.
На картине Василия Поленова не смерть правит бал, но жизнь. Кстати сказать, немало критики в свой адрес художник получил именно за то, что смягчил драматичность сюжета, изобразив девушку уже ожившей. Очнувшись от смертельного сна, она широко открытыми глазами смотрит на своего Спасителя. Онемевшие от восторга «зрители» еще не осознали произошедшего: потрясенная мать даже не успела броситься в объятия дочери. И только Христос, так же, как на картине Репина, невозмутим и сосредоточен. Картины очень разные, но каждую из этих двух, как все остальные, здесь представленные, можно считать иллюстрациями слов Христа (Мф. 9: 29), озаряющих надеждой жизнь каждого из нас: «по вере вашей да будет вам».
Источник: Нижегородская митрополия
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.