Почему люди приходят в Церковь?


Распечатать

Источник: Валаам

В нашем обществе даже сейчас сохраняется предубеждение о том, что в Церковь и в монастыри приходят люди по большей части обиженные судьбой, слабые, больные физически или психически, неудачники, с несложившейся личной или семейной жизнью, в возрасте за 40, которым нужен такой "костыль" как вера, Церковь, монастырь, батюшки и т.д.

Этот тезис ошибочен, но, как и любая искусная ложь, содержит в себе некоторую долю правды. Помимо своей недостоверности, он, в какой-то степени, ещё и манипулятивный, поскольку в своей запутанности несет, читаемые между строк, невысказанные идеи о том, что Церковь якобы служит последним пристанищем для слабых и потерянных, а сильным личностям там делать нечего. Давайте попробуем честно проанализировать ситуацию и разобраться как же обстоят дела в действительности.

Далеко не все, пережившие трагедию, обретают веру. О, как много тех, кто, попав в трудную жизненную ситуацию, к сожалению, не ведая известное Христово призывание: «придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф. 11:28), пытаются найти иные, ложные, пути к утешению. «Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин 14:6).

Сходя с дороги ведущей к храму, к настоящей духовной лечебнице, огромное количество несчастливых людей разбредаются по всяким бабкам, гадалкам и «экстрасенсам». Страдая от дефицита любви, от неприятия и непонимания, мучаясь тем, что «болит нигде», люди готовы бежать в секты, погружаться на дно стакана, или вести прочий саморазрушительный образ жизни, как будто торопясь поскорее исчезнуть с поверхности земли.

Порой удивительно и горько наблюдать, как трезво осознающий свою глубокую поломку человек, безуспешно тратящий годы и деньги на малоэффективную в его конкретном случае психотерапию, воспринимает в штыки робкое предложение обратиться со своей проблемой к священнику. Все мои уговоры и доводы о том, что в любом случае он ничего не теряет, оказываются напрасны.

Мы живем столь многотрудно, что если бы каждый переживающий тяготы, приходил в христианство, то мы все уже давно стали бы единоверцами. А раз этого не происходит, то умозрительно можно заключить, что совсем не многие, из потерпевших крушение и вынужденных искать поддержки и помощи, приходят за этим в храм. А из тех, кто пришел, далеко не каждый остается в лоне святой Церкви.

Сразу же хочется получить ответ на вопрос, почему не все идущие дорогой скорби приходят к вере? Полагаю, что главной причиной является теснота врат: "Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их" (Мф. 7:13-14), или, выражаясь по-мирски, высокий входной порог. С первого взгляда может показаться, что Христианство и в правду требует непомерно высокую цену за избавление от страданий: "и, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною" (Мк. 8:34). Когда человек идет к психиатру, тот не убеждает его перестать материться; бармен не советует, отринув оккультизм, сжечь свою колоду карт; гадалка не запрещает смотреть на женщину с вожделением.

А Бог ждет покаяния. Вместо того чтобы просто заплатить за сеанс и жить как прежде, надо осознать свои грехи, раскаяться в них, и коренным образом изменить свою жизнь. Перечисленное производит впечатление избыточной цены на непонимающих того, как много может сделать для тебя Бог в ответ. И если понять Кто и куда тебя зовет, то уже никакая цена за возможность следовать за Ним не будет высока.

Теперь давайте рассмотрим вторую мысль, что подсознательно транслируется рассматриваемым нами утверждением. Все ли прихожане являются покалеченными жизнью людьми? Мне неоднократно доводилось видеть и общаться с удивительно целостными, внутренне гармоничными, сынами и дочерями нашей матери Церкви. Первое, что меня поражало в них, это удивительно точно настроенное чувство меры и такта, которое выражалось в достоинстве без тени превозношения, в скромности без примеси самоуничижения. Помимо высокой эмпатии и доброты, я отмечал в них поразительную ясность ума и твердость воли. Не обделена Церковь и талантливыми людьми.

Так же при моем знакомстве с православием было забавно встретить там высококвалифицированных специалистов разных направлений деятельности. Среди верующих есть люди отменного здоровья и большой физической силы. Порой у меня создавалось впечатление, что Создатель специально призывает к себе самых лучших из нас. Исходя из вышеизложенного моего опыта, смею настаивать на том, что этот, поспешно обобщающий, предрассудок о качествах личностей прихожан и церковных служителей не выдерживает статистической проверки.

Почему же приводимые мною в пример замечательные, успешные, образованные и физически привлекательные люди не только пришли в Церковь, но и остались там? Подобно тому, как взять с полки книгу и полистать ее можно от любопытства и скуки, а вот прочесть до конца и даже перечитывать, можно только если на написанное в ней откликается душа, так и в Церковь можно прийти от безысходности или за компанию, а остаться там возможно только после опытного взаимного общения с Богом, только эмпирически познав действенность и необходимость церковных Таинств, в которых человеку ниспосылается благодать Святого Духа и подается исцеление, утешение и силы бороться со страстями.

Только соединившись с Господом через Причащение Святых Христовых Тайн, и глубоко осознав, что единственный путь спасения от вечной погибели существует исключительно в Церкви и через Церковь, которую создал сам Господь наш Иисус Христос, можно стать истинным чадом церковным и коренным образом изменить свою жизнь. Любая верность невозможна без искренней любви. От самоотверженной любви к Родине человек становится военным и жертвует жизнью в горячих точках, от любви к женщине – примерным семьянином, а переполненный сильной любовью к Всевышнему становится монахом. ­

Подводя итог, можно с математической краткостью сказать, что личная трагедия не является, ни необходимым, ни достаточным, условием прихода человека в Церковь. Здесь действует иная причина…

Деваться некуда, все мы люди, вследствие грехопадения праотца, носим в себе оставшееся от Адама щемящее чувство, зовущее нас куда-то: «Скучал Адам на земле, и горько рыдал, и земля была ему не мила» (преп. Силуан Афонский).

Но по разным причинам, то ли от суетности бытия, то ли от затуманенности духовного взора, а скорее от неимения доверенного наставника, мы не всегда способны внять этому голосу. Главное, не отмахиваться от этого, периодически звучащего в душе, приглашения; не заглушать его в себе, не давать ошибочным стереотипам сдерживать свободу в поиске источника этого зова: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят» (Мф. 7:7-8).

Приобретенный в этом поиске, собственный опыт богопознания и самопознания больше не позволяет человеку, желающему оставаться интеллектуально честным перед самим собой, помышлять о Творце как о несуществующем. Этот опыт побуждает хранить веру, беречь её ревностно, как самое драгоценное сокровище, и даёт правильное понимание значения Церкви, её миссии и ценности.

«Еще: подобно Царство Небесное сокровищу, скрытому на поле, которое, найдя, человек утаил, и от радости о нем идет и продает всё, что имеет, и покупает поле то. Еще: подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин, который, найдя одну драгоценную жемчужину, пошел и продал всё, что имел, и купил ее» (Мф. 13:44-46).

Источник: Валаам

7 апреля 2021
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить