Притча «Молчание — золото?»

Источник: Димитрус.ру

А вы любите притчи? Уверен, что любите! Вот только притча, мне кажется, подобна вкусному и полезному блюду, которое, чтобы усвоилось, нужно еще и жевать. Над притчей необходимо подумать, сделать выводы, принять наставление. Давайте попробуем вместе.

7.jpg
Четыре монаха приняли обет молчания на один месяц. Вначале у них все шло хорошо, но после первого дня полного молчания один монах вдруг, задумавшись, сказал:

– Не помню, кормил ли я сегодня нашего монастырского пса или нет?

Другой монах воскликнул:

– Глупец! Мы ведь договорились хранить молчание целый месяц, а ты взял и все испортил!

Третий монах отпарировал:

– А чем ты лучше? Ты тоже нарушил наш договор!

– Слава Богу, я единственный, кто еще ничего не сказал! – сказал четвертый монах.

* * *

Эта притча, конечно, о том, как трудно хранить молчание. О том, как мы привыкли говорить. Нет, не говорить, а чесать языком! А молчание ведь – золото! Не так ли? Не всегда...

Все зависит от того, с чем его соединить. Так и нож, если его соединять с хлебом, то выйдет доброе дело – хлеб будет нарезан, а если соединить с человеком, то беда выйдет. Если соединить молчанье с обидой, то получится непрощенье, когда не получается выдавить даже элементарное: «Прощаю», даже когда перед тобой на коленях стоят. Если соединить его с ненавистью или равнодушием, то это – удар. Словом, говорят, можно убить. Убийственным может быть и молчание. Есть такая поговорка: «Не бойся того, кто в гневе кричит, а бойся того, кто в гневе молчит». Если соединить молчание с трусостью, то получится предательство, когда нужно было сказать слово в защиту, но... Молчание плюс гордость, равно – презрительность или ложный подвиг затворничества в прелести.

Но если соединить молчание с уважительностью к собеседнику, то, возможно, ему удастся выговориться, а тебе – понять его. Молчание вкупе со смиренномудрием предотвратит осуждение и сплетни (причем некоторым нужно уметь помолчать в письменной форме, отказавшись от комментариев в интернете). Молчание вместе с одиночеством и тишиной сделает более ясными мысли и помыслы. Позволит различить то, что от дьявола, и то, что от Бога. Ведь далеко не все способны на это соединение! Кто-то просто боится остаться наедине со своим внутренним миром и срочно ищет собеседника. Кто-то начинает петь и говорить сам с собой. У одного отшельника поинтересовались, что приобрел он в нелюдимости и тишине. Тот бросил камень в колодец и спросил, что там видно. Ему ответили, что ничего. Через некоторое время отшельник попросил посмотреть еще раз. В воде, на которой улеглось волнение, его собеседник увидел свое отражение. Молчание помогает разобраться в себе. Молчание в соединении с вдохновением, рождает стих или еще что-то действительно зрелое и ценное. Молчание в предстоянии перед Богом рождает благоговение. Поэтому в молитвослове, в самом начале есть такая замечательная рекомендация: «Постой мало молча, дондеже утишатся вся чувствия...»

Как видим, ситуации бывают очень разные. Подытожить нам поможет святитель Иоанн Златоуст, который сказал: «Должно говорить только тогда, когда разговор полезнее молчания». Молчание – в приоритете. Молчать, если не умеем, нужно учиться!

Что для этого делать? Упражняться и еще раз упражняться. На людях и в одиночестве, по чуть-чуть и подолгу. Хорошим опытом будет молчание в течение всего дня. Только выберите подходящий день. Ну, вы понимаете... И будем проверять – с чем мы свое молчание соединяем.

Вернемся к нашей притче. Есть в ней еще один момент. Обратите внимание на последнюю реплику. Четвертый монах даже не осознал, что тоже поддался и нарушил обет молчания. Мне это напомнило об одной телевизионной передаче, где некая женщина старалась похудеть. С ней работала профессиональная команда диетологов. Они дали ей задание в течение дня записывать все, что она съедает. Также в квартире установили камеры слежения. Через неделю диетологи сравнили то, что она записывала, и что показали камеры. Оказалось, что она не записала чуть ли не половину продуктов! И при этом она удивлялась, откуда берется лишний вес, ведь ест она, как ей казалось, не так уж и много! На ходу, механически, сама того не замечая, она отправляла в свой рот одно, другое и третье.

Так и мы можем даже и не осознавать, сколько лишнего говорим, как редко молчим. А потом удивляемся, почему окружающие не воспринимают нас всерьез, почему в жизни столько проблем.

Не создаем ли мы их себе сами?

Источник: Димитрус.ру

Комментарии
Ирина   27 июля 2019, 18:07
Спаси Господи, за поучительную статью.

Молчание - золото. Смотря в какой ситуации. Если исходить из притчи, то читая ее внимательно, стоит обратить внимание из-за чего был нарушен обет молчания.

Стоит сразу сказать, что ни один из трех монахов не умеет слушать ближнего, что все трое заражены самомнением и духовной гордостью.
Один из братьев спросил, покормил ли он монастырского пса или нет, так как он не помнит. Ведь можно было ответить на этот вопрос не открывая рта: или кивнуть подтвердить положительно его действие, мол покормил; или покачать головой, что нет; или пожать плечами, мол не знаю, не обратил внимание. Даже если ответить на вопрос брата, обет бы не нарушился, ибо слово отвещалось по любви. Но самое поучительное в притчи то, как отреагировали братья на вопрос. Один накинулся с обвиненями на заговорившего, как если бы тот совершил великое преступление, грех. Другой также обвинил брата, указывая, что ничуть не лучше первого, под видом защищая заговорившего. А третий, воздал Богу хвалу, что он один хранит молчание. Посмотрите внимательно, что было сокрыто в сердце каждого брата, и вышло наружу неосознанно, под влиянием определенных обстоятельств, действия одного человека. И это только за один день молчания! А если бы исполнили то, что пообещали - молчать целый месяц?!
Ведь язык наш хоть и говорим, что он враг наш, но это не так. Если внимательно прислушиваться к тому, что "лезет" наружу из моего сердца, то можно многое узнать о себе, ибо язык мой обличает в тайном, то, что скрываю от других, да и от себя тоже. Не беру разбирать мотивацию брата задавшего вопрос, можно и ошибиться. А вот с другими братьями намного легче дать характеристику их поступкам. Заметьте, что ни один из братьев не ответил на вопрос о пропитании собаке, но зато весь их разговор, спор и укорения были связаны с обетом молчания. И именно это обличает каждого из них, что происходило у них в уме, сердце, душе.
Все трое братьев думали в течение дня только о своем обете молчания. Зациклились на нем. Поэтому услышав, как один из них заговорил, тут же на него налетел с претензиями и упреками один из монахов. И вот они тайные грехи, которые человек даже не замечает в себе: самомнение, осуждение, превосходство над ближним. Второй как бы встает на защиту ближнего, но по сути делает тоже самое, что и тот, который обвинил брата в невоздерженности, нарушения им обета. И вот вышли грехи пререкание, спорливость, учительствование. А третий брат в течение дня восторгался в себе самом своим аскетизмом, что вот он, мол, подвижник великий, который живет и становится равным святым отцам, которые жили в древности, столпам благочестия. И вот вышли грехи: гордыня, тщеславие, самомнение, себялюбие, фарисейство.

А всего то и нужно было ответить на вопрос, и был бы мир между братьями, и обет не нарушился, и пользу духовную получили бы от молчания.

Слава Богу нашему, что не дает творить нам непотребное и неполезное, но мудро разрушает наши душевредные замыслы. Ему слава во веки веков. Аминь.
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить