Русский Север, люблю твои лики, бег Двины, древних храмов печаль…

Источник: Православие.ru

Девятый год сретенская молодежь отправляется на Русский Север, чтобы помочь делу восстановления приходской жизни и вернуть дух Православия в чрезвычайно ценные для русской культуры и истории места. Поддержание жителей архангельской деревни через совместные мероприятия, песни и игры, посильная помощь храмам – вот те задачи, которые стремится выполнить каждый сретенский доброволец.

Кий-остров. Фото1 Кристина Оболоник.jpg
Кий-остров. Фото: Кристина Оболоник
Московский Сретенский монастырь в рамках проекта по организации молодежных миссионерских экспедиций «Родная земля» запустил новое направление. Летом 2019 года студенты Сретенской духовной семинарии отправились с добровольческой миссией не только в Архангельскую область, но и на Псковщину. Результаты экспедиций убеждают, что многолетние поездки семинаристов на Русский Север заложили мощную базу для продвижения сретенского проекта вглубь страны.

А в Архангельском крае добровольчество всегда было особенным. Северные земли не знали крепостного права, но и легкой жизни тоже. В советский период здесь почти полностью прекратилась духовная жизнь: были репрессированы священники, закрыты и забыты уникальные храмы. Более того, в 80-х годах прошлого века началась миграция (кто-то говорит о целенаправленной урбанизации): молодежь оставляла родную землю, деревни, переезжая в центральные города. Это подрывает передачу потомкам жизненного опыта сельских жителей, а в конечном итоге приводит к зияющим пустотам на карте плотности населения России и таким же пустотам – в душах оставленных родителей.

Именно поэтому сретенская молодежь направляется в далекие от столицы края: по мере возможности и знаний помочь местному населению. Семинаристы укрепляют жителей проповедью и духовно-просветительскими беседами, ребята проводят мероприятия для детей, концерты и творческие программы. Своими силами молодежь стремится помочь отдаленным приходам и в благоустройстве и ремонте храмов. С этой целью 110 молодых добровольцев из Москвы, Кемерово, Алтайского края, Ставрополья, Иркутска, Санкт-Петербурга, Украины, Молдавии и стран дальнего зарубежья, собравшиеся под сенью московского Сретенского монастыря, преодолели более 1500 километров и прибыли на две недели в Онежский, Плесецкий, Холмогорский и Пинежский районы (всего 10 локаций).

Волонтеры на р. Северная Двина. Фото иеромонах Ириней (Пиковский).jpg
Волонтеры на р. Северная Двина. Фото: иеромонах Ириней (Пиковский)
Волонтеры у церкви Вознесения Господня, д. Пияла. Фото иеромонах Ириней (Пиковский).jpg
Волонтеры у церкви Вознесения Господня, д. Пияла. Фото: иеромонах Ириней (Пиковский)

Чтобы представить себе задачу волонтерских работ, нужно учитывать, в каком состоянии пребывает большинство церквей Севера: храмы полуразрушены, во многих вымирающих селах не проводилось богослужений со времени репрессии последнего деревенского священника (около 100 лет назад). Области не хватает ресурсов для возрождения прежней приходской жизни, для создания общин. Даже там, где храмы восстановлены, зачастую нет служащего пастыря. Лучше ситуация складывается в местах, где жители самостоятельно совершают богослужения мирским чином. Это явление для дальних областей нередкое, потому приезд священнослужителя и совершение Божественной Литургии – центральное событие в духовной жизни поморов.

Иеромонах Ириней (Пиковский) на совершении Божественной Литургии на о. Усть-Пинега. Фото Анна Тимакова.jpg
Иеромонах Ириней (Пиковский) на совершении Божественной Литургии на о. Усть-Пинега. Фото: Анна Тимакова

Какие же результаты принесла многолетняя практика миссионерского служения Сретенской молодежи? Живым примером служит биография одного давнего «северянина»: выпускника Сретенской семинарии священника Иоанна Скрипника. В студенческие времена он думал, что отправится на служение в свою родную Молдавию, где нет зимы, но есть прекрасные виноградники, орехи и улыбчивые южане. Но за 6 лет поездок на Русский Север мысль будущего священника круто переменилась. Теперь по собственному желанию батюшка с семьей пребывает на служении в Архангельской митрополии. И уже во второй раз встречает свою смену – новых волонтеров – в селе Верхние Матигоры, где восстанавливается храм Воскресения Христова.

Священник Иоанн Скрипник на совершении богослужения в храме Воскресения Христова. Фото Анна Тимакова.jpg
Священник Иоанн Скрипник на совершении богослужения в храме Воскресения Христова. Фото: Анна Тимакова
Добровольческое дело не ограничивается только помощью в проведении богослужений. Основная работа молодежи – после службы. Ведь нужно привлечь местных жителей к приходской жизни, заинтересовать детей, показать своим примером, что с Богом – интересно, что приход – это большая помощь самому человеку в его непростой будничной жизни.

Так о миссии своей команды рассказывает Матвей Скивков, один из старших волонтеров:

– В деревне Пияла основной для нас была работа с детьми, но не только местными. Мы ездили в соседние деревни: Хачела, Ковкула, Каска, там и в лес ходили, и рисовали, и лепили из глины, вспомнили забытые народные игры. А в нашей церкви Вознесения Господня помогали батюшке устанавливать иконы в иконостас – когда еще придется решать такие нестандартные задачи?

В деревне Вершинино добровольцы помогали местному священнику в облагораживании храма Успения Божией Матери, проводили беседы с небольшим, но разрастающимся приходом. Местным жителям запомнился особо вечерний чай у самовара, который заключал евангельские встречи семинаристов и мастер-классы для детей.

Благоустройство храма Успения Божией Матери в д. Вершинино. Фото Иван Тюлькин.jpg
Благоустройство храма Успения Божией Матери в д. Вершинино. Фото: Иван Тюлькин
Команда волонтеров д. Вершинино. Фото Иван Тюлькин.jpg
Команда волонтеров д. Вершинино. Фото: Иван Тюлькин

В команде деревни Кеврола произошло знаменательное событие: 23 июля благодаря главному организатору и духовнику группы иерею Петру Кузнецову, в сопровождении насельника Свято-Артемиева Веркольского монастыря иеромонаха Венедикта (Меньшикова) состоялся выезд в отдаленный приход д. Труфаново, Божественная Литургия в котором не совершалась уже более 90 лет. В стенах храма впервые прозвучали богослужебные тексты на греческом языке. Кроме того, добровольцы помогали в совершении таинств Венчания и Крещения (помимо служения Литургии и всенощной), выезжая в деревни Ваймуша, Шотова, Труфаново, села Карпогоры, Таежный, Ясный, Веркола и Свято-Артемиев Веркольский монастырь. Везде были проведены духовно-просветительские беседы, показы кинофильмов, приуроченных к праздничным дням и значимым датам («Царская семья. Последний год», «Крещение Руси», «Встреча»), с дальнейшим совместным их обсуждением. Лейтмотивом двухнедельного служения волонтеров являлось воспоминание, возвращающее к событиям принятия от греков христианской веры на Русь князем Владимиром.

В поселке Шомокша тоже проходило необычное служение.

– Наша миссия состояла в проведении детского лагеря, – рассказывает старший волонтер команды Максим Кузнецов. – Для мальчиков устраивали походы в лес, подвижные игры, проводили «вечёру» и русские народные игры для ребят, «квест» «По следам преподобного Никодима Кожеозерского» (когда через игровые задания дети узнавали этапы жизни северного пустынника). Для младших детей мы провели творческие уроки: поделки составили целый стенд, который раскрывал историю храма Казанской иконы Божией Матери в деревне Большая Фёхтольма. Но главным для нас как семинаристов стало молитвенное объединение людей: мы проводили службы в необычном формате – мирским чином, после которых были евангельские беседы, чтобы укрепить прихожан единством духа и в деле служения Богу.

Мастер-класс в детском лагере, деревня Шомокша. Фото Максим Кузнецов.jpg
Мастер-класс в детском лагере, деревня Шомокша. Фото: Максим Кузнецов
Крестный ход в честь празднования Казанской иконы Божией Матери, деревня Большая Фёхтольма. Фото Максим Кузнецов.jpg
Крестный ход в честь празднования Казанской иконы Божией Матери, деревня Большая Фёхтольма. Фото: Максим Кузнецов

В деревнях Большой Бор и Турчасово волонтеры находились в необычном положении: у этих команд не было кураторов-священников, не было восстановленных храмов поблизости. Потому ребята выполняли архитектурные обмеры храма, работы по обновлению крыш деревянных храмовых сооружений и научились косить траву. Накануне дня памяти святой равноапостольной княгини Ольги семинаристы провели в помещении Ильинской церкви продолжительное всенощное бдение мирским чином, к которому были приурочены беседы по разъяснению богослужения.

Покос вокруг Преображенского храма в селе Турчасово. Фото Парменова Дарья.jpg
Покос вокруг Преображенского храма в селе Турчасово. Фото: Парменова Дарья
А в команде Матигор уже второй год проводится широкая общественная работа, согласованная с администрацией поселка: ежедневно проводились уроки рисования, изготовления поделок, пения и выразительного чтения. Жители ждали приезда волонтеров не с пустыми руками.

– Радостно, что доброй традицией для нас стала совместная трапеза после Литургии с местными прихожанами. Этот щедрый северный обед с пирогами и рыбой, задушевные песни и необыкновенно радостные дети рождают в душе ощущение большой дружной крепкой семьи, сильной, верной, в которой все любят друг друга, – делится впечатлениями участник волонтерского проекта Елена Жабина.

Волонтеры после совершения богослужения, деревня Харлово. Фото Игорь Маслов.jpg
Волонтеры после совершения богослужения, деревня Харлово. Фото: Игорь Маслов
Именно это чувство попадания в большую семью – одно из самых дорогих для добровольцев. Жители Архангельского края – люди необыкновенно добрые, радушные и открытые. После городской суеты разница в состоянии духа человеческого ощущается особо. Вспоминаются слова Федора Абрамова: «Русским, пришедшим на Север с юга, из средней полосы, не хватало солнца, тепла. Они нашли его в себе. Они разожгли в себе солнце доброты, сердечности, взаимовыручки, подлинного братства…» (Из дневниковых записей. 24 октября 1981 года).

Удивительные отношения складываются у волонтеров с детьми. Подростки очень чутко относятся к приехавшим москвичам, стараются помочь в широкой волонтерской деятельности, между ними и семинаристами завязывается крепкая дружба. Кто-то в этом году даже собирается поступать в Сретенскую духовную семинарию, чтобы продолжить служение на благо любимой России.

Сбор детей после Литургии, село Матигоры. Фото Анна Тимакова.jpg
Сбор детей после Литургии, село Матигоры. Фото: Анна Тимакова
Приходские дети на отчетном концерте в честь Крещения Руси, село Матигоры. Фото Анна Тимакова.jpg
Приходские дети на отчетном концерте в честь Крещения Руси, село Матигоры. Фото: Анна Тимакова

В этом году в деревне Канзепельда Онежского района произошел необычный случай. Местная активистка по возрождению заброшенной деревенской церкви, узнав, что через их деревню будет проезжать автобус с волонтерами, позвонила руководителю местной администрации с просьбой пригласить добровольцев и к ним. Когда добровольцы прибыли, они увидели среди леса в заброшенной деревне церковь и непривычную для этих мест картину: по дороге к храму одна за другой вереницей стояли припаркованные машины, но кругом – тишина. Внутри храма тихо батюшку дожидалось 50 человек. 50 человек собрались за два часа в середине рабочего дня по звонку местной активистки! Собрались, чтобы задать всего один вопрос: «Батюшка, что нужно, чтобы восстановить эту церковь?» Через десять дней после первой встречи тут, в этой не забытой Богом церкви, уже служился престольный праздник. В храме еще нет ни пола, ни окон, но он уже полон людьми, жаждущими его восстановления.

Опыт команды Кий-острова тоже свидетельствует, что труд добровольцев и студентов Сретенской семинарии не напрасен. В этом месте расположен уникальный Онежский Крестный монастырь, который с 1922 года не функционирует. На месте монастыря в настоящее время располагается дом отдыха «Кийский». Чтобы расположиться на ночлег в бывших келейных корпусах монастыря, волонтерам сейчас приходится оплачивать недешевые путевки дома отдыха. В то же время, несмотря на то, что путевки в дом отдыха продаются по светским каналам, отдыхающие проявляют большой интерес ко всему, что связано с возрождением литургической жизни обители. Они приходят на утренние и вечерние молитвы, которые проводят волонтеры, приступают к таинствам исповеди и Причастия, когда приезжий священник служит Литургию. Некоторые из отдыхающих приступают к исповеди на Кий-острове впервые в жизни, некоторые, напротив, являются постоянными прихожанами храмов больших городов и поэтому приезжают на Кий-остров, чтобы в тишине сосредоточенно помолиться.

Из года в год волонтеры проводят здесь игры для детей и концерты для взрослых, на которые собираются почти все отдыхающие. Кроме того, добровольцы участвуют в восстановлении старейшей на острове Всехсвятской церкви (XVII в.), которая их стараниями из корпуса для проживания отдыхающих снова стала местом проведения богослужений.

Кий-остров. Фото Кристина Оболоник.jpg
Кий-остров. Фото: Кристина Оболоник
Онежский Крестный монастырь, Кий-остров. Фото Кристина Оболоник.jpg
Онежский Крестный монастырь, Кий-остров. Фото: Кристина Оболоник

За 9 лет служения удивительных случаев на Севере произошло немало. Уникально то притяжение, которое испытывают сретенские добровольцы к этим людям, к этому краю.

В следующем году молодежь снова растечется по России, чтобы помогать, защищать, совершенствовать и поддерживать, продолжая добровольческую миссию проекта «Родная земля».

Волонтеры проекта «Родная земля» в храме Воскресения Христова, село Матигоры. Фото Анна Тимакова.jpg
Волонтеры проекта «Родная земля» в храме Воскресения Христова, село Матигоры. Фото: Анна Тимакова

Источник: Православие.ru

Мария Красникова 3 сентября 2019
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить