Уступите в своей жизни достойное место Христу

Источник: Покров

1.jpg

Дорогу осилит идущий. Но важно еще и идти в правильном направлении

Святость была и есть смысл жизни христиан. Первые христиане именно ею и жили. Так и обращались друг к другу в посланиях: «Святым такой-то Церкви…» Святости не бывает без Христа. Но без Него и христианство – это не христианство. В православии все христоцентрично. Если нет Христа, то все суета сует, – как говорил Премудрый Соломон. 

Как найти Христа? Это очень-очень грустно, если люди ходят в храм, а Христа не встречают… Много знают о Христе, спорят о Христе, разыскивают какие-то только что вышедшие книги, зачитываются святыми отцами, но Самого Христа не знают… Это страшно. Это все равно, что перейти пустыню, но понять, что шел ты не в ту сторону. Вот так же и в духовной жизни, человек прилагает усилия, старается, а… идет не в сторону Христа. А в духовной жизни нет нейтралитета: ты или ко Христу идешь, или от Него. 

Вот давайте подумаем: мы стараемся жить чисто, по совести, не грешить, никого не обижать, даже любить пытаемся, выполнять свой отцовский, материнских долг или быть хорошими сыновьями или дочерями, избегаем вредных привычек, как и работаем над характером. Кто-то и более того – в больницы, в тюрьмы, в дома престарелых, в приюты идет, чтобы и там послужить ближнему. Или усыновляет-удочеряет сирот. Бездомных кормит. Женщин от абортов отговаривает, создает для них кризисные центры или жертвует на их работу. Это все хорошо. Но что из этого не мог бы делать атеист? Все мог бы! 

«Твори молитву, и молитва тебя всему научит»

И чем же мы тогда отличаемся от неверующих? В чем суть христианства? Что христианина делает христианином? Вот атеисты этого не делают, а мы должны бы… Молиться! И это не есть механическое «вычитывание», бубнеж утром и вечером. Ты можешь хоть наизусть выучить всю Псалтирь (а раньше люди так, кстати, и делали). Но молишься ли ты? Молитва – это состояние, когда Бог – вот Он, здесь! Рядом! И я ликую! Я в трепете! Я счастлив! Бог уже не идея, Он есть! И я Им существую. 

Как нудно слышать, когда начинают перечислять: вот я, мол, у святых отцов прочитал, что без слез нельзя молиться… Так и причащаться без слез нельзя! Как пишет преподобный Симеон Новый Богослов. И что? Будешь теперь себя неким образом психологически накручивать, чтобы это самое покаяние у тебя как-нибудь да появилось? Вот сейчас, мол, добьемся слез, – это цель первая. Тогда и будем молиться, – это цель вторая. Так, что ли?

Андрей Рублев Икона Спаса Звенигородского начала XV века

«Знаете, – говорю таким вопрошающим, – когда придет Христос, не как ваше измышление о Нем, а вот именно Он! Ты же слез своих уже остановить не сможешь! Они у тебя из глаз, как из крана, потекут!!»

Не надо у себя искусственно никакого сверх и супер раскаяния вызвать. Вот начинают в себе копаться, – что-нибудь сейчас такое да выдавлю из себя! Не надо! Не нужно надрывать себя в этих потугах. Ищите Бога! Когда придет Святой Дух и откроет вам ваши глаза на самое себя, что вы из себя на самом деле представляете, вы не сможете не заплакать! И дело тут будет на в аутотренинговой настройке: такой я рассякой… Нет, это будет образ подлинности и вся наша фальшивость обнажится по сравнению с Ним. 

Самое правильное в духовной жизни, когда все происходит само собой, во время, без чрезмерной натуги, естественно. Святые говорят: «Твори молитву, и молитва тебя всему научит»…

Как найти время на молитву?

Вот мне часто сетуют: мол, жизнь сейчас такая сумасшедшая и помолиться некогда. Ну, так, значит, это не жизнь! Просто тоннами наши часы уходят в топку не пойми чего, пустых разговоров, просмотров всякой ерунды. Это все иллюзия, обман. Хронофаг в действии. 

Наши дедушки-бабушки трудяги были. Вот дед погиб на фронте, бабушка с сыном на руках одна осталась, а в колхозах тогда даже зарплату не платили, только галочки-трудодни ставили да еще налогами обирали народ. И вот они вкалывали тогда от зари до зари, так их же еще и преследовали за веру. А они все равно на молитву время находили. А мы? 

Мы сейчас все техникой обставлены: стиралки, пылесосы, посудомойки… – и у нас времени нет?! У нас просто приоритеты сбиты.

Некогда Диоген по улицам раскаленной солнцем Греции с фонарем носился: «Ищу человека!», – вот так же и мне хочется выбежать порою в толпу, спешащую, обезумевшую в этой гонке: «Люди! Люди! Поберегите время! Не бегите не в ту сторону! Потратьте время жизни на главное! Жизнь так коротка! Времени ОЧЕНЬ мало!!! И оно нам отведено не для того, чтобы просиживать тупо у телевизора… Время дано для другого».

 Съездить куда-то, поглазеть на то на се, – время у нас находится. Бог и отдых благословляет – это все так. Но это же на самое существенное в жизни. А понимать это начинаешь, знаете, когда? Вот попал тыв онкодиспансер, а тебе заявляют: «У вас опухоль» Что тогда с человеком происходит? Времени, говорите, нет? А тут же его целая тележка – и по врачам ходить, и какие-то альтернативные методы испробовать, и туда съездить, и там счастье еще на продление этой жизни попытать… И средства вдруг находятся на какие-то дорогие лекарства. А на молитву все так же времени не остается?.. 

Вот это мы перестали осознавать, что наша жизнь она вообще есть ни что иное, как медленное умирание. Мы все медленно умираем. У кого-то этот процесс быстрее может протекать, у другого чуть медленнее; что-то его форсирует, что-то притормаживает. Но не в этом суть. Мы все равно все умираем. И это единственное, что мы знаем наверняка: мы все умрем. Так в чем же тогда дело? Почему мы не задумываемся над смыслом происходящего?

Самая чудовищная вещь – духовное умирание. Гибель того, что смерти не подлежит, – души бессмертной. И вот это самое страшное, когда душа у тебя уже смердит и тебе самому противно, а ты один на один с этой проблемой. Без помощи Божией. Но Господь и не помогает тем, кто не просит этого у Него. Он уважает свободу человеческую. Все зависит от самого человека: найдешь ли ты время на то, чтобы к Богу воззвать?

Как сделать так, чтобы Христос стал центром моей жизни?

Неужели же Бог не услышит молитвы Своего создания? Создавый ухо, не слышит ли? И Создавый око, не видит ли?(ср. Пс. 93: 9). Поэтому Господь и называется Сердцеведцем – что Он простирает Свой взгляд в такие дали нашего существования и глубины, как мы сами себя не знаем. Ему же объяснять ничего не надо. Вот придут на исповедь и – давай: а потому что, было то-то… Да дело ведь не в этом! Как и в молитве, – у Бога ведь просить даже по большому счету ничего не нужно. Не просьба в молитве – главное. А Сам Христос. 

Вот когда ты Христа в молитве осяжешь, тогда даже можешь замолчать. Тебе не до слов уже будет. И ты не будешь задаваться прожектами: а как бы сделать так, чтобы Христос стал центром моей жизни? Да ты просто уступи Ему это место. Там обычно наше «я» восседает со всеми своими прихотями. Еще и помышляет, что весь мир вообще для него. И Христу тогда места нет, – разве что какое-нибудь в хлеву?.. 

Запомните: все правила духовной жизни, собранные в православной аскетике, предполагают, что ты должен уступить это центральное место в своей жизни Христу. Это в общем-то единственное, что от нас и требуется. И тогда весь наш мир станет жизнеспособным, – это будет настоящая Вселенная, где Творец ее Альфа и Омега, начало и конец, и есть и будет (Откр. 1: 8). Все от Него исходит и возвращается к Нему. И это будет счастье. Потому что это мироздание, где все и все на своих местах. Это гармония и покой. Это любовь и сила. 

Вся внешняя обрядовая сторона нас только поддерживает, но вникайте, пожалуйста, и в суть духовной жизни. Читайте больше святых отцов. Что они писали про молитву? Как они сами в этом опыте ощущали Бога? Учитесь у них всю свою жизнь выстраивать вокруг этой осевой доминанты молитвы, тогда центром вашей жизни и станет Христос.

Источник: Покров

Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить