Золотошвейная мастерская

Распечатать

Как все начиналось

Когда в 1994 году Святейший Патриарх Алексий II благословил возобновление монашеской жизни в стенах древнего Сретенского монастыря, на обитель было страшно смотреть. Тогда художницы Нонна Ивановна Батытина и Екатерина Михайловна Пушкина, знавшие назначенного сюда отца Тихона (Шевкунова) еще по его служению в Донском монастыре, сделали аналойник с жемчужным крестиком.

Сотрудницы Золотошвейной мастерской. В центре - Екатерина Пушкина и Нонна Батытина
Сотрудницы Золотошвейной мастерской. В центре - Екатерина Пушкина и Нонна Батытина

«Все началось с жемчужинки», – говорит Екатерина Михайловна. Тонкая работа с жемчугом станет одной из особенностей изделий созданной потом при монастыре золотошвейной мастерской «Сретение». Возможно, потому что жемчужными окладами на чудотворном образе Успения Пресвятой Богородицы славится Псково-Печерская обитель, в качестве подворья которой изначально и был открыт Сретенский монастырь.

Потом, узнав о том, что первая служба состоится на Сретение Господне, смастерили к празднику воздух и покровцы. На них первая Литургия в возрождаемой Сретенской обители и служилась.

Воздух и покровец. Золотошвейная мастерская Сретенского монастыря
Воздух и покровец. Золотошвейная мастерская Сретенского монастыря

«Тогда каждый, кто чем мог, стремился помочь монастырю», – вспоминает Нонна Ивановна.

В начале 1990-х годов специального образования по церковному шитью ни у кого не было – никакие курсы для золотошвеек еще не были открыты. Возрождением древнерусского искусства лицевого шитья занимались разве что отдельные реставраторы и искусствоведы. С ними и стали налаживать контакты. Одной из первых откликнулась Инна Исидоровна Вишневская, заведовавшая фондами Музеев Московского Кремля. Там и удалось поработать с памятниками церковного шитья, рассмотреть изнанку в целях реконструкции техники. Хотя для создания первой своей крупной работы отправились в музей-ризницу Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.

Так к престольному празднику следующего 1995 года, в который отмечалось 600-летие перенесения Владимирской иконы Божией Матери из Владимира в Москву, вышили первое облачение – голубую фелонь, – также расшив ее жемчугом. «Это был подарок нашему духовнику отцу Тихону, возведенному в тот день Святейшим Патриархом Алексием II в сан игумена, а чуть ранее назначенному наместником обители», – комментирует Нонна Ивановна.

День празднования Сретения Владимирской иконы Божией Матери – 8 сентября того памятного юбилейного года – решили считать и днем основания золотошвейной мастерской «Сретение» при получившей уже статус ставропигии Сретенской обители.

Сначала все делалось просто, из подручных материалов: не было средств на приобретение металлических дробниц[1] – так их просто имитировали шитьем; не могли найти бархат нужного цвета – брали, какой есть, и обращались к знакомым текстильщикам-декораторам, чтобы выкрасить ткань так, как того требовала богослужебная палитра праздничных облачений.

Следуя традициям

Сказано: Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам (Мф. 6: 33).

Шитье – это прежде всего молитва

Шитье – это прежде всего молитва. Желание трудом рук своих послужить Богу. Когда-то и Пресвятая Дева Мария вышивала для Иерусалимского храма, где херувимы на покрывалах из крученого виссона и из голубой, пурпуровой и червленой шерсти должны были быть, как сказано в Писании, искусною работою (см.: Исх. 26: 1).

Шитье. Византия. VIII век. Музеи Ватикана
Шитье. Византия. VIII век. Музеи Ватикана

Своего расцвета золотошвейное искусство, унаследованное христианством из Иудейского храмового богослужения, достигло в Византийской империи. Именно тогда, когда богослужение для ромеев было на первом месте, и создавались лучшие, в том числе из дошедших до нас, катапетасмы (то есть алтарные завесы), плащаницы, литургические воздухи, облачения – их и стали наряду с известными им ранее древнерусскими образцами брать за основу сретенские золотошвейки.

Архимандрит Алипий (Воронов)
Архимандрит Алипий (Воронов)
Особенности византийского стиля стали узнаваемыми чертами и их работ: красота композиции, ясность рисунка, простота техники (здесь не используется сложных прикреп[2]) и, наконец, обилие в вышивке золота. Золото – цвет инобытия. «В Царстве Небесном, – как отмечал выдающийся иконописец наших времен “великий наместник” Псково-Печерской обители архимандрит Алипий (Воронов), – небеса – золотые!»

Используемые в мастерской «Сретение» нити с содержанием натурального золота, как и драгоценные и полудрагоценные камни, применяемые для украшения богослужебных предметов, стоят дорого. Поэтому так же, как это искони было в Византии и на Святой Руси, принимаются вклады, и имена благодетелей вышиваются по краям пелен или покровцов. Все, что делается для Церкви, делается так, чтобы служило в веках, – так что и имена поминаются за богослужениями столетиями.

Кто-то вкладывает средства, другие – свои таланты, тепло своих натруженных рук…

Мастерицы

Костяк творческого коллектива мастерской «Сретение» все это время неизменно составляли три художницы: Нонна Ивановна Батытина, Екатерина Михайловна Пушкина и Ирина Ивановна Шляндина.

«Мы так сработались, что каждый из нас дополняет друг друга. Нонна Ивановна, например, может сразу представить то, как работа, за которую мы только принимаемся, будет выглядеть в итоге. Это очень важно, потому что большие работы мы можем вышивать по фрагментам с участием многих вышивальщиц годами. Без этого целостного видения можно уйти в детализацию, а общая композиция рассыплется или работа, допустим, не соберется по цветам… – это все сфера компетенции нашей руководительницы. А Ирина Ивановна у нас мастер по вышивке ликов», – охотно рассказывает про коллег Екатерина Михайловна, у которой, кроме того, что она и сама замечательная художница, удивительный дар общения.

Золотошвейная мастерская Сретенского монастыря. За работой
Золотошвейная мастерская Сретенского монастыря. За работой

В мастерской очень теплая, подлинно христианская атмосфера созидания и взаимного принятия друг друга.

За почти уже четверть века существования мастерской «Сретение» ее состав был то исключительно профессиональным, то при выполнении больших работ привлекались помощницы. Так, 15 вышивальщиц потребовалось пригласить, чтобы справиться за два года с вышивкой первосвятительского облачения Святейшего Патриарха Алексия II к празднованию 2000-летия христианства. 

К празднованию 2000-летия христианства вышили облачение для Патриарха Алексия II

Уникальные работы

Архиерейское облачение Патриарха Алексея II. Москва, 1998-2000 гг.
Архиерейское облачение Патриарха Алексия II 
Москва, 1998-2000 гг.

Это облачение Патриарха – одна из редких работ, выполненных для приношения в дар. Также в Сретенской мастерской разработали и вышили для Преображенского храма Резиденции Святейшего Патриарха Алексия II в Переделкино Успенскую Плащаницу Пресвятой Богородицы с лилиями.

Выполнили в мастерской и несколько исторических работ: например, для Арзамасского музея русского патриаршества воссоздали ряску Патриарха Никона, а для Пушкинского музея – элементы шитья в дворянском интерьере. (Екатерина Михайловна является представительницей рода А.С. Пушкина, а авторы экспозиции хотели, чтобы в ее создании приняли участие прямые потомки.)

Кафтан домашний (ряска патриарха Никона). Реконструкция XVII в. Москва, 2013
Кафтан домашний (ряска патриарха Никона)
Реконструкция XVII в. Москва, 2013

Однако основные работы мастерской, в том числе реконструкции, делались, конечно, для Сретенской обители.

Так, Нонна Ивановна нашла и восстановила прориси литургического комплекта, принадлежащего Сретенскому монастырю в XVII веке. Сейчас это уже известные по службам в еще древнем монастырском храме жемчужные на красном бархате воздух и покровцы.

Жемчужные покровцы. Служба в храме Воскресения Христова и Новомучеников и исповедников Церкви Русской
Жемчужные покровцы
Служба в храме Воскресения Христова и Новомучеников и исповедников Церкви Русской

«Помню, нас много, ставим в центре мастерской на подрамнике это фантастически красивое полотно и все вместе шьем. Все друг друга знают, помогают одна другой», – вспоминает вышивальщица из прихожанок Елена Ивановна Дешко.

Это было уже в то время, когда в работе мастерской пригласили участвовать всех желающих. Просто повесили рядом с расписанием богослужений объявление, кого-то пригласили лично…

Мастерская – община-семья

«А вы не хотите вышивать?» – спросила как-то Екатерина Михайловна у молодой женщины, бегло скользящей глазами по объявлениям у монастырского храма, в том числе о наборе в золотошвейную мастерскую. «Не люблю», – сказала, как отрезала, та. «Вы приходите, попробуйте», – тем не менее услышала в ответ. И сейчас уже та, что согласилась, жизни своей не мыслит без золотошвейной мастерской «Сретение».


«Это еще в каком-то смысле и церковно-социальный проект Сретенского монастыря, – говорит теперь она. – Многие из нас пришли в мастерскую в самый трудный момент своей жизни. И тут наиболее полно ощутили себя в церковной общине-семье».

Все здесь разные: по характеру, по возрасту, по образованию, по профессии. Среди вышивающих – парикмахеры, медики, полицейские, повара, бухгалтеры, военнослужащие, математики… Есть Герой Труда, которая еще БАМ строила, а есть совсем юные студентки.

Однажды звонарь обители привел даже маленькую дочку. «Я хочу, чтобы она со взрослыми благоговейными женщинами пообщалась, стала серьезнее», – пояснил он.

«Некоторые просто из любопытства заглянут, бывало, к нам, раньше даже иголку в руках не держав, да так и остаются, – отмечает Елена Ивановна. – Мы сюда приходим, кто когда может, наиболее полным составом собираемся по воскресеньям. Иногда работу берем на дом».

«Мужья, видя жен за пяльцами, проникаются особым умилением. Все-таки вышивание – это исконно женское занятие, – дополняет Екатерина Михайловна. – Оно гармонизирует твое внутреннее состояние… Хотя в этом труде, – признается, – бывают, конечно, и моменты, когда становится очень тяжело: руки устают, на пальцах кровавые мозоли… А ты изо дня в день понуждаешь себя браться за иголку. Тогда поддержка друг друга особенно важна. Если ты видишь, что у соседки работа застопорилась, а вы вместе вышиваете поручи, то ты не можешь, сосредоточившись на своем, допустим, правом, выбрать лучший жемчуг».

В мастерской на опыте осознаёшь, что значит православная соборность

Мастерская – это вообще место, где многие впервые на опыте осознали, что значит православная соборность.

Всегда с молитвой

«Однажды, когда стало известно, что служба на память Небесного покровителя обители будет совершаться из-за многолюдства на пятилитровых чашах, мы взялись было шить новые увеличенные крестообразные покровцы, – рассказывает одна из вышивальщиц Александра Ч. – И вот уже приближается 28 декабря, и мы понимаем, что не успеваем… Взмолились к самому священномученику Илариону, и произошло следующее: вдруг на работе у каждой из нас начинают возникать какие-то окна, когда нас ни с того ни с сего отпускают… Мы сначала не понимали: “Что это такое?..” – а потом засели за пяльцы. И времени было дано каждой именно столько, чтобы к празднику успеть завершить литургический комплект».

3
Употребление покровцов во время богослужения

Перед работой над каждым образом Ирина Ивановна советует вышивальщицам отсмотреть как можно больше лучших образцов иконописи, фресок, мозаик, шитья. Как сказал один иконописец наших дней: «Я понял, почему Господь сохранил для нас древние образа: чтобы мы видели ту высоту духа, к которой нам надо стремиться».

«Мы должны напитывать свои глаза, ум, душу этой красотой, – соглашается одна из вышивающих. – Обращаемся к Тем, над Чьими образами работаем: к Господу, Божией Матери, архистратигам, святым».

Некоторые из девушек здесь молились об обретении супруга и выходили замуж. А те, кто ранее не могли родить, молясь о чадородии, становились матерями.

«Это издревле идущая традиция, когда даже представительницы царских династий делали собственноручно вышитые вклады в храмы и монастыри. Так же, как и дворяне, и бояре, и простые посадские люди, – поясняет Нонна Ивановна. – Сами вышивали или нанимали золотошвеек. Так, на вкладных надписях можно прочитать: “При таком-то царе такой-то вложил сию пелену в такой-то монастырь на вечное поминовение или в благодарность о том-то”».

Многие и сейчас при вышивании литургических комплектов, плащаниц или облачений молятся об исцелении или посвящают свой труд в помин душ усопших сродников.

Сами работы бывают разными по молитвенному настрою: есть великопостные – покаянные, есть Успенские плащаницы, при работе над которыми на душе особая тишина, есть Пасхальные – это радость благодарения.

От нас труды, а результат – от Бога

Работайте Господеви со страхом и радуйтеся Ему с трепетом (Пс. 2: 11), – иногда приводит слова из Псалтири сопровождающий от братии работу мастерской игумен Киприан (Партс). Перед началом большой работы его просят отслужить молебен на начало дела, как и по итогам – благодарственный.

Епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов), игумен Киприан (Партс) и мастерицы-золотошвейки
Епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов), игумен Киприан (Партс) и мастерицы-золотошвейки

Когда уже готовая работа попадает в храм, освящаемая благодатью Духа Святаго, она просто на глазах преображается!

В храме твоя работа, освящаемая благодатью Духа Святаго, просто на глазах преображается!

«Вроде шьешь вкривь и вкось, нитки какие-то желтые, жемчуг серым и неровным кажется… А когда с этими покровцами начнут служить Литургию, смотришь и не узнаешь: так на земле белильщик не может выбелить (ср: Мк. 9: 3). Потом, когда сделанные нами же работы братия из ризницы возвращают нам на реставрацию, мы изумляемся: и жемчуг весь один к одному! – свидетельствуют труженицы. – Воистину, пусть левая рука твоя, – как сказано, – не знает, что делает правая (Мф. 6: 3). От нас труды, а результат от Бога».

Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему даждь славу (Пс. 113: 9).

_______________________

[1] Дробница – в русском церковном ювелирном искусстве миниатюрные вставки, выполняемые на обложках Евангелия, митрах, панагиях или на парадных богослужебных облачениях.

[2] Шитье вприкреп – техника вышивки, когда декоративную нить прикрепляют стежками, выполненными более тонкой нитью.

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполенению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить